Техносреда как образовательный инструмент педагога для развития основ инженерного мышления и технического творчества дошкольников
Чуть больше года назад МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара стал федеральной инновационной площадкой по апробации и внедрению образовательной программы «От Фребеля до робота». Суть программы – заложить в ребенке основы инженерного мышления, увлечь техническим творчеством с ранних лет. Для этого здесь создали техносреду – предметно-игровое пространство, где у педагогов есть все возможности развить природные способности детей к конструированию.
Ольга СОРОКИНА, заведующий МБДОУ «Детский сад №153» г.о.Самара
Полное название программы – Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Достижения наших педагогов и детей уже сегодня так существенны, что можно быть уверенными: программа нужна и актуальна. Наши воспитанники не раз становились победителями городских и всероссийских мероприятий и конкурсов «РобоФест-Приволжье», «Звездная эстафета», «Космофест», «Инженерный марафон», «День технического творчества». Педагоги свободно владеют и творчески применяют техносреду, представляют свой опыт в педагогических сообществах, побеждают в конкурсах профмастерства. Из недавних – победа в номинации «Растим будущих инженеров» Межрегионального Поволжского фестиваля педагогических идей и инноваций в области дошкольного образования «ИнноФест» и два призовых места наших педагогов во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «Космофест-2019» (Анна Алешина — 1 место в номинации «Техносреда», Анна Кожева — 3 место в номинации «Навстречу звездам»).
Модель предметной техносреды включает в себя три компонента – содержательный, материальный и организационный. Содержательный учитывает основную образовательную и парциальную программу «От Фребеля до робота». Материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности для реализации опыта ребенка. Наконец, организационный компонент – зоны, центры, микроцентры предметной игровой техносреды и способы пространственного размещения предметно-конструкторских материалов. Игровое пространство разделено на несколько зон: выбора и самоопределения (наглядный материал по теме, схемы, чертежи), рабочая зона (рабочие места для детей, конструкторы); активная зона (центральный стол для совместной деятельности); творческая и выставочно-игровая зона.
Все части техносреды могут изменяться по объему и местоположению, поскольку имеют подвижные трансформируемые границы. Здесь продумано все до мелочей. Например, в зоне выбора и самоопределения, где хранятся материалы и оборудование, дети могут взять все, что им нужно, и перенести в рабочую или активную зону, где «развернуть» соответствующую деятельность. Пристенные шкафы-накопители – это своеобразные тематические модули: «машиностроение, транспорт», «авиация, ракетостроение, кораблестроение». Рабочая зона – это легкие столы и общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска, мебельные конструкции, которые позволяют детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом. Детям нравится игровая зона «Путешествие в космос»: мягкие модули для построек, бизиборды, имитирующие управление космическим кораблем, стенд «Космонавт» для фотографий. Есть и игровая зона «Россия – Родина моя»: здесь размещено панно с лего-платформой, на котором обозначены федеральные округа РФ, и ребята с помощью конструктора ЛЕГО сами выкладывают карту России.
Ольга Сорокина, заведующий МБДОУ «Детский сад №153» г.о.Самара:
— Сегодня много говорят о необходимости выстроить модель преемственного обучения – от воспитанников детского сада до студентов. То, чем мы занимаемся в рамках федеральной программы по формированию у детей готовности к изучению технических наук, и есть первый шаг к построению подобной модели. По данным социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Поэтому преемственность обучения необходима для подготовки инженерных кадров. Наша задача – увлечь ребят, заложить в них стремление к техническому творчеству, и опыт показал: мы с этой задачей успешно справляемся.