Проектная площадка для развития познавательной активности детей
С 2017 по 2018 год Самарский детский сад №172 работал в статусе городской проектной площадки по теме «Развитие конструктивной деятельности как средства повышения познавательной активности дошкольников». Успешная реализация проекта стала возможной благодаря созданию условий для вовлечения в процесс всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей.
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2018/01/detsad-172_Olga-Makarova-e1515864017214-221x300.jpg)
Ольга МАКАРОВА, заведующий МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №172», Самара
Современная система дошкольного образования включает в себя появление новых целей, позволяющих открыть мир всевозможных техник искусства. Сегодня новые методики предлагают ребенку самостоятельно выбрать понравившийся игровой материал, что помогает поддерживать его интерес к познанию окружающего мира. Задача педагогов – создать и организовать оптимальные условия при выборе наиболее эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности детей. Реализуя эту актуальную задачу, наше дошкольное учреждение использует конструктивную деятельность как инструмент для развития когнитивной сферы. У детей проявляются предпосылки логического мышления, самооценки и контроля, происходит формирование внимания, коммуникативных навыков.
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2019/04/172.jpg)
Поэтому конструктор – одна из развивающих игрушек, причем можно выбрать подходящий вариант с учетом разного возраста дошкольников. Самый популярный вид конструктора – кубики. Дети начинают играть в них с 2 лет. По мере взросления появляется потребность в новых знаниях, впечатлениях, умениях и навыках.
В детском саду создана современная развивающая среда для детей, родителей, педагогов: оборудованы центры конструирования и моделирования в группах, мини-мастерские в рекреационных зонах учреждения, мобильные технические лаборатории. В работе проектной площадки приняли участие старший воспитатель Оксана Шарахова, воспитатели Наталья Румянцева, Ирина Лихачева, Оксана Панфутова, Елена Антипова. Научное сопровождение проектной работы обеспечила старший преподаватель кафедры педагогики и психологии СФМГПУ Татьяна Маврина.
Совместно с родителями мы активно участвуем в конкурсах и фестивалях по конструированию различного уровня. Как результат, в ноябре 2018-го детский сад стал победителем городского смотра-конкурса «День технического творчества» среди воспитанников муниципальных образовательных учреждений Самары. Для педагогов и родителей проводились районные и городские семинары, мастер-классы: «Использование различных видов конструирования для повышения познавательной активности дошкольников» (2017), «Педагогические средства познавательного развития дошкольников» (2018); «Развитие познавательной активности дошкольников средствами конструктивной деятельности» (2018). Совместно с социальными партнерами – МБОУ ДО «Центр технического творчества «Интеграл» г.о. Самара, СМТЛ – реализованы образовательные проекты «Машины-роботы», «Космос далекий и близкий», «Техника будущего». Итогом слаженной работы команды педагогов стало издание методического пособия «Развитие познавательной активности дошкольников средствами конструирования» и разработка игрового дидактического пособия «Занимательные трубочки», представленное в апреле этого года на Межрегиональном Поволжском фестивале «ИнноФест» в г. Похвистнево и IX Всероссийском фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в г. Кинель, где было отмечено сертификатом и дипломом.
По результатам двухлетней активной деятельности дошкольное учреждение на период 2019-2020 годов стало педагогической мастерской в рамках городской проектной площадки по распространению инновационного опыта для педагогов дошкольного образования г.о. Самара, слушателей курсов повышения квалификации МБОУ ОДПО ЦРО, студентов ГАОУ ВО СФМГПУ по теме «Техническое конструирование – шаги к техническому творчеству».
![](http://firstsamara.ru/wp-content/uploads/2019/04/172-detsad_O.SHarakhova-200x300.jpg)
Оксана Шарахова, старший воспитатель детского сада №172, Самара:
— Опыт работы проектной площадки показал высокую готовность педагогического коллектива к освоению инновационных проектов. При этом индикатором успеха педагогов служит их серьезная нацеленность на результат. Предоставляя дошкольникам свободу в выборе игровой деятельности, они воспитывают в них важное качество – самостоятельно использовать полученный материал, что, безусловно, является большим плюсом в развитии ребенка.