ЛЕГО-технологии и робототехника – неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду «Дубравушка»
Педагоги заметили: у сегодняшних детей повышен интерес к техническому творчеству и конструкторской деятельности. Как его развить, направить в нужное русло? Один из способов – знакомить ребят с основами строения технических объектов. Этим успешно занимаются педагоги тольяттинского детского сада №138.
Светлана ИШИНА
По словам заведующего Елены Вершининой, в стандарте обозначена задача – развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Но в типовых программах дошкольных учреждений этому направлению уделено мало внимания. Поэтому возникла потребность в поиске новых программ. «Производной программного подхода можно считать практику реализации проектов. И потому наши педагоги – старший воспитатель Фяридя Насырова, педагог-психолог Евгения Серебрикова – разработали проект по формированию навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения в образовательное пространство LEGO-технологии и образовательной робототехники», – поясняет Елена Вершинина.
Основа детского творчества – игра. Робототехника позволяет ребятам учиться, играя, и обучаться в игре – это взяли за основу педагоги «Дубравушки», поставив перед собой трудную задачу – включить инновационную технологию в регламент образовательной деятельности. Руководителем проекта стала заместитель заведующего Ирина Лапкина. К его реализации подключились педагоги-новаторы Виктория Бордавкова, Екатерина Кадасева, Надежда Клочкова, Анжелика Рахчеева, Надежда Тиханова, Наталья Щаева, Наталья Яковлева, логопеды Эльвира Китаева, Татьяна Короткова, Людмила Кудряшова.
В практику работы по робототехнике педагоги внесли новшества. Со второй младшей группы используют LEGO-конструирование; для детей старших групп ввели занятия технической направленности, где ребята знакомятся с первыми механизмами робототехники; в подготовительной группе введены занятия по робототехнике – дети используют свои знания еще и в программировании.
В «Дубравушке» занимаются робототехникой и с детьми с ОВЗ, проводят дополнительные занятия технической направленности по программам и дидактическим материалам, разработанным самими педагогами.
Основное направление в робототехнике – экороботы. Ребенок должен понимать практическую значимость своей деятельности, убеждена Елена Вершинина: «Если я создаю робота, то для чего-то. Мой робот должен приносить пользу, созидать, а не разрушать, в том числе окружающую среду».
По формированию экологических представлений детей в «Дубравушке» накоплен большой опыт, экологический аспект отражается в тематике занятий, конкурсов, проектов, выставок. В детском саду работает «Мастерская экороботов», проводятся мастер-классы, мультимедийные презентации, к работе подключены и родители.
Инновации коснулись и организации работы педагогов: наставничество, мотивация, умение работать в команде – все это есть в «Дубравушке». Для улучшения коммуникабельности в области внедрения робототехники придумали квест-игру «LEGOпоиск». По результатам этой работы в «Дубравушке» выпустили четыре номера информационного журнала «РобоМир» для детей, педагогов, родителей, разработав методические рекомендации по внедрению LEGO-конструирования и робототехники в других детских садах.
Елена Вершинина, заведующий детским садом №138 «Дубравушка»:
— Формировать навыки инженерно-технического творчества нужно с ранних лет. С начала 2019 года мы реализуем апробационную программу Института изучения детства, семьи и воспитания РАН по теме «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Для этого у нас создана материально-техническая база, педагоги прошли обучение и накопили опыт, готовы делиться им. Технология образовательной робототехники показала высокую эффективность, успешно решает проблему социальной адаптации детей. Нет сомнений, что за образовательной робототехникой – будущее.