«Лаборатория Касперского» проанализировала, какие сайты посещали дети из Татарстана в первые четыре месяца 2019 года, и обнаружила, что наиболее высокий интерес у них вызывали ресурсы с мультимедийными развлечениями.
Согласно анонимизированной статистике* компании, на их долю пришлось 44%. Второй по распространённости категорией сайтов среди татарстанских школьников стали средства интернет-коммуникации, их доля составила 27%. Примечательно, что на третьем месте оказались «взрослые» сайты, а именно тотализаторы, лотереи, ресурсы с азартными играми: на их долю пришлось больше 8%. Даже интернет-магазинами дети в Татарстане интересовались меньше, входов на торговые площадки зафиксировано 7%.
Остальным категориям ресурсов досталось от несовершеннолетних жителей Татарстана значительно меньше внимания. Так, на новостные сайты в январе-апреле 2019 года пришлось около 6% интернет-активности. На сайты с компьютерными играми и не подходящим по возрасту контентом кроме азартных игр (порнография, алкоголь, оружие, наркотики, насилие и т.п.) было зафиксировано в среднем менее 2% попыток входа.
Что касается поисковых запросов детей в России и СНГ за последние 12 месяцев, то есть с мая 2018 года по май 2019 года, то среди социальных сетей на русском языке больше всего искали «ВКонтакте», инстаграм, скайп, а на английском — ещё Facebook, Twitter и Pinterest. В сфере мультимедиа абсолютным лидером детских поисковых запросов (как на русском, так и на английском языках) остаётся YouTube, также востребованы Spotify и Netflix. Из фильмов и сериалов в строке поиска чаще всего появлялись «Игра престолов», «Мстители: Война бесконечности», «Оно» и «Ривердэйл», а из мультфильмов — «Смешарики», «Гравити Фолз» и «Как приручить дракона-3». До сих пор проявляют интерес к клипам на песню «Розовое вино» (исполнители — Элджей и Feduk) и на песню Skibidi российской группы Little Big. Данные поисковых запросов по торговым площадкам говорят о том, что активнее всего дети искали AliExpress, Avito, Ozon, Юла. Самыми популярными играми остаются Minecraft, Танки Онлайн, Roblox и Fortnite.
«Мы видим, что игры и социальные сети активно уходят на мобильные платформы. Набирает популярность китайский сервис для общения TikTok, которое позволяет создавать короткие видео с различными эффектами под популярную музыку, а также синхронизировать с музыкой движения губ. Дети всё чаще предпочитают общаться в сети не с компьютеров, а с мобильных устройств, чтобы не ограничивать виртуальные разговоры временем, проводимым дома. А вот смотреть фильмы и слушать музыку им удобнее на стационарных компьютерах, вероятно, из-за лучшего разрешения и большего размера экрана», — рассказывает Константин Игнатьев, руководитель отдела контентного анализа «Лаборатории Касперского».
Защитить детей от интернет-опасностей помогает решение Kaspersky Safe Kids. Этот продукт «Лаборатории Касперского» распознаёт и блокирует множество актуальных киберугроз, начиная от фильтрации нежелательного контента и заканчивая предотвращением онлайн-контактов с потенциально опасными незнакомцами. Кроме того, с помощью этого решения родители могут быть в курсе публикаций ребёнка и изменений в списке его друзей в социальных сетях, а также узнавать его местоположение в режиме реального времени.
*Данные основаны на анонимизированной статистике защитных компонентов ПО «Лаборатории Касперского» для детской онлайн-безопасности.