Гибкая адаптивная система подготовки кадров с прикладными квалификациями – важнейший ресурс развития экономики и социальной сферы региона
Самарская область по многим направлениям деятельности опережает общероссийские тренды. Не стала исключением и система среднего профессионального образования. С 2011 года система СПО работает в новых стандартах, реализуя государственную задачу обновления и повышения качества СПО, укрепления его связи с производством. О конкретных шагах в развитии региональной системы СПО и ее актуальных задачах «Первому» рассказала директор Центра профессионального образования Самарской области Светлана Ефимова.
Людмила КРУГЛОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
Что показывает мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО региона?
Сейчас в техникумах и колледжах региона учится 70 тысяч студентов. Ежегодно на обучение по образовательным программам СПО поступают 53% выпускников 9-х классов и 13% выпускников 11-х классов школ области. Эти значения свидетельствуют о постепенном восстановлении престижа кадров с прикладными квалификациями – рабочих профессий и специалистов среднего звена. Причем статистика показывает, что профориентационные проекты, которые мы запустили 10 лет назад, оказались действенными. Например, «Открытый урок», где в рамках трехстороннего соглашения «школа – работодатель – система СПО» мы вели разговор со школьниками о профессиональном самоопределении. Тогда же начинались такие акции, как Неделя труда и профориентации «Семь шагов к профессии», «Апрельские встречи». Мы рассказывали о нюансах региональной экономики, о перспективных, с точки зрения востребованности на рынке труда, профессиях. И то, что теперь свыше 50% девятиклассников выбирают наши учебные заведения, лишний раз подтверждает эффективность системной работы по профориентации.
Каждый год осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников очной формы обучения в течение первого года после выпуска. По данным образовательных организаций, в 2018 году занятость выпускников составила 93,7%, из них трудоустроены по полученной профессии и специальности почти 60%. Это означает, что бюджетные деньги вложены не напрасно. Важно отметить, что средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме, ежегодно растет. Сейчас он превышает 3,5, а по отдельным специальностям 4 балла. Это напрямую связано с повышением качества образования.
По каким направлениям проходит объявленная правительством модернизация системы СПО в регионе?
В стране сегодня реализуется несколько национальных проектов. Модернизация системы СПО – это часть нацпроекта «Образование», реализация которого началась в этом году и продлится до 2024 года. Осуществляется проект «Молодые профессионалы», нацеленный на повышение конкурентоспособности профессионального образования. Главный эффект – обеспечить экономику кадрами с прикладными квалификациями, способными вывести регион на опережающие темпы развития, согласно заявленной президентом РФ стратегии развития. Между тем Самарская область уже более 15 лет решает основную задачу –
обеспечение динамического баланса спроса на рабочие кадры и специалистов среднего звена в региональной экономике и предложения областной системы СПО, а также достижения качества профессионального образования, соответствующего квалификационным требованиям предприятий экономики региона. Таким образом, мы можем вести речь об опережающем характере региональной стратегии в сфере среднего профессионального образования.
Каковы ожидаемые эффекты от модернизации системы СПО в регионе?
Прежде всего, это создание инфраструктуры для достижения качества подготовки кадров, таких, как центры проведения демонстрационного экзамена, специализированные центры компетенций, центры опережающей подготовки. Важный эффект программы – выделение средств на ремонт помещений и оснащенность оборудованием учреждений в соответствии с современными требованиями. Губернатор Дмитрий Азаров в послании объявил 2019-й год годом СПО, и уже в 2019 году 45 учреждениям будут выделены деньги на капитальный ремонт.
Несколько моментов посвящено развитию отраслевых стратегических партнерств. До 2020 года мы должны создать партнерства по обеспечению качества профессионального образования, в которые войдут не только образовательные организации, но и специалисты профильных министерств, работодатели, отраслевые сообщества. Такой подход упростит согласование с работодателями того, какие трудовые функции и компетенции требуются на рабочих местах предприятий, какие критерии качества будут объективными и как организовать обучение на производствах. Необходимо сделать эту работу системной и разделить ответственность за качество подготовки.
Внедрение адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ будет направлено не только на подготовку молодых специалистов. Организации СПО должны стать частью системы непрерывного обновления всеми желающими своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных умений, включая компетенции в области цифровой экономики.
Еще одна составляющая подготовки кадров – развитие системы ранней профессиональной ориентации. С 2018 года Самарская область участвует в федеральной программе «Билет в будущее», и уже две тысячи школьников 6-11-х классов прошли профессиональные пробы на основании предварительной диагностики способностей и интереса к перспективным отраслям и востребованным профессиям. Понятно, что процесс профессионального самоопределения начинается гораздо раньше. Для удобства как участников, так и организаторов мероприятий в ЦПО Самарской области создана автоматизированная информационная система «Профвыбор. Самарская область».
Как реализуется внедрение дуальной модели обучения?
Развитие идет, возможно, не так интенсивно, как нам бы хотелось. В этом году в нее будет вовлечено не менее 45 профессиональных организаций, а в 2018 году их было только 10, и не менее 2500 студентов, тогда как сейчас около 1700 человек. Росту способствует развитие движения наставничества. С 2017 года в регионе проводится конкурс на статус лучшего наставника среди сотрудников 319 предприятий, участвующих в дуальной системе подготовки рабочих кадров. Сейчас в организациях и на предприятиях за студентами закреплено почти 800 наставников.
Это серьезный шаг в дуальном обучении, однако сама система станет полноценно развиваться в том случае, если будет разделение финансовых потоков и ответственности между образовательными организациями и предприятиями. Пока что мы идем по пути целевой подготовки, когда работодатели запрашивают ограниченное количество специалистов, в соотношении с 70 тысячами обучающихся студентов в областной системе СПО это не так много. Мы ставим задачу увеличения числа студентов, занятых дуальным обучением, потому что это, несомненно, повысит качество подготовки. Кроме того, стоит уделить внимание подготовке наставников, описанию их функционала и определению правого статуса. Такая работа уже начата в рамках развития национальной системы квалификаций.
Какова роль WorldSkills в развитии регионального среднего профессионального образования?
Одна из главных целей чемпионата – проф-ориентация, популяризация рабочих профессий, и он с этой задачей справляется в полной мере. Но рассматривать WorldSkills как панацею для обеспечения кадрами экономики региона не совсем правильно. Ведь конкурс демонстрирует высший пилотаж выполнения той или иной компетенции, это некий чемпионский показатель, но никоим образом «не массовый спорт». Плюс в том, что ребята – участники чемпионатов, безусловно, замотивированы на лидерство, на достижение высокого результата. В целом, WorldSkills – яркие и запоминающиеся мероприятия, которые подкреплены ресурсами. В 2019 году финансирование системы чемпионатов «Молодые профессионалы» в области превысит 24 млн рублей.
В 2018 году Самарская область поднялась с 14 на 12 место общероссийского рейтинга чемпионатного года WorldSkills Russia. Шесть колледжей и техникумов Самарской области входят в ТОП-100 лучших образовательных организаций России движения WorldSkills Russia. Сразу два молодых профессионала Самарской области стали лучшими в своих компетенциях в Европе, опередив соперников на чемпионате EuroSkills-2018.
По охвату студентов СПО, вовлеченных в движение WorldSkills Russia, Самарская область занимает четвертое место в стране и второе в ПФО.
С 2017 года мы являемся пилотным регионом по апробации механизма проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. В прошлом году демонстрационный экзамен по 9 компетенциям сдали 623 студента из 16 образовательных организаций. Успешно справились с практическими задани-ями более 40% студентов. Это значение показателя – выше среднего по России. С апреля по июнь 2019 года в демонстрационном экзамене примут участие свыше 900 студентов из 19 колледжей и техникумов региона.
Что делается для того, чтобы обеспечить доступность профессионального образования для детей с ОВЗ?
Программы инклюзивного профессионального образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья реализуют 50 профессиональных образовательных организаций Самарской области. Обучение проходят свыше 1000 студентов, в том числе при помощи дистанционных образовательных технологий. Контроль успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов проводится с учетом ограничений их здоровья, разработаны индивидуальные учебные планы и графики, создана доступная среда. Это позволяет получать образование ребятам с различными нозологиями: с нарушениями зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата и нервно-психическими нарушениями. Проблема в том, что не все выпускники с ОВЗ впоследствии трудоустраиваются. Безу-словно, правительство с вниманием относится к образованию детей-инвалидов, помогает создавать условия для конкурентоспособности таких ребят. В этом году выделено более 11 млн рублей на проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», который мы проводим в четвертый раз. Его цель – профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве людей с инвалидностью. Это будет масштабное событие для области: 14 и 15 мая все желающие смогут не только посмотреть на работу конкурсантов, но и стать участниками мастер-классов, интерактивных площадок, получить консультации о возможностях профессионального образования и трудоустройства с учетом индивидуальных проблем со здоровьем.
По планам Минпросвещения России, к 2020 году отечественная система СПО должна перейти на новый уровень. Что это значит?
Еще в 2014 году президент поставил задачу – к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. В Самарской области 39 из 63 техникумов и колледжей работают по новым технологиям. Подготовка осуществляется по 32 профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 перспективных направлений. По сути, Самарская область успешно решает поставленную президентом задачу.
Сейчас на федеральном уровне ре-ализуется серьезный социальный проект по развитию национальной системы квалификаций, и Самарская область активно в нем участвует. В такой системе работодатель плотно привлекается к формированию характеристик квалификаций и формирует требования: кто ему нужен и что он должен знать, уметь. Происходит стандартизация классификаторов в сферах труда и образования, добавляется независимый элемент контроля качества обучения – независимая оценка квалификаций. Создается новый Перечень профессий и специальностей СПО. Ценность перечня в том, что он будет давать возможность вариативности подготовки в рамках одной образовательной программы с учетом обновления технологий, особенностей развития предприятий региона. В перспективе есть необходимость в оценке универсальных (общих) компетенций выпускников, то есть его умений работать в команде, гибко реагировать на изменения рынка труда и так далее. Такие компетенции, как показывают исследования, не менее важны для профессионального и личностного роста человека. Поэтому в Самарской области мы с особым вниманием относимся к процессу формирования и оценки таких soft-skills. Безу-словно, автоматизация и роботизация меняют характер труда, содержание профессий и специальностей. Сегодня рабочий – человек с инженерными знаниями, способный управлять сложными техническими устройствами, обладающий современными компетенциями, в том числе в таких отраслях, как цифровая экономика. Все эти изменения учитывают профессиональные стандарты, на основе которых образовательные организации формируют свои программы подготовки.