Союз педагогов и родителей

11 июля 2019

Участие семьи в образовательной деятельности улучшает речевое развитие детей

С каждым годом растет число детей дошкольного возраста, испытывающих проблемы с развитием речи. Уже не редкость, когда при обследовании пришедших в школу первоклассников оказывается, что нормальный уровень речевого развития в классе имеют лишь два-три ребенка. Поэтому сегодня в дошкольных учреждениях ищут наиболее эффективные методы решения этой задачи. В самарском детском саду №315 результат приносит тесное сотрудничество с семьями своих воспитанников.

Евгения БУСЛАЕВА

Чтобы родители не оставались пассивными к речевым проблемам ребенка, ежедневно находили время для занятий с ним, доверяли педагогам и следовали их рекомендациям, в детском саду постоянно ищут новые, актуальные на настоящий момент формы работы с семьями. Например, здесь функционировала проектная площадка «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». В ее работе большая роль отведена участию родителей.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями по речевому развитию детей стала работа родительского клуба «Горница». Его заседания проводятся один раз в месяц, и посещают их все желающие мамы и папы воспитанников детсада. Проходят они в различных формах. Это могут быть круглые столы и мастер-классы, психологические тренинги и консультации специалистов, практикумы и обсуждения опыта семейного воспитания. Кроме того, вместе с детьми и родителями проводятся тематические праздники, посиделки, совместные экскурсии. Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться. Педагоги отмечают, что работа семейного клуба повысила компетентность родителей, вызвала интерес к проблеме, добавила уверенности в своих силах, сплотила коллектив родителей. И главное – у детей наблюдается повышение уровня речевого развития.

Эффективной формой взаимодействия «педагог — родитель — ребенок» стали детско-родительские проекты. Во время их создания у дошкольников формируется интерес к народному творчеству и художественной литературе. Словарь детей обогащается новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники МБДОУ «Детский сад №315» г.о. Самара овладевают навыками общения со взрослыми и сверстниками.

Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. За время работы проектной площадки осуществлены два краткосрочных детско-родительских познавательно-творческих проекта «Создание книги на фольклорном материале» и «Времена года в малых формах фольклора». Родители с детьми мастерили книжки-самоделки из ткани, а также лэпбуки с потешками, поговорками, скороговорками, считалками, загадками.

Воспитатели привлекают родителей и к совместной работе с детьми в мультстудии. Создание мультфильмов на фольклорном материале помогает сформировать богатый словарный запас, закрепить умение грамматически правильно строить свои высказывания и овладевать нормами русского языка. Увлекательный процесс создания мультфильмов делает работу по развитию связной речи ненавязчивой и увлекательной. Такие формы совместной работы способствуют качественным изменениям в речевом развитии детей.

Ольга Захарова, заведующий детским садом №315, Самара:

— Одни из самых важных и ближайших партнеров наших воспитанников – родители. Только в тесном взаимодействии с ними можно добиться эффективности работы дошкольного учреждения по любому направлению. И особенно это касается таких сложных вопросов, как развитие речи ребенка. При этом использование фольклорных произведений способствует формированию не только речевой культуры. Они позволяют обучить дошкольников нравственным нормам, передать им мудрость, накопленную многими поколениями. Посредством фольклора дети учатся любить и уважать свою большую и малую родину.

Обсуждение закрыто.