За жизнь

12 сентября 2019

Министр здравоохранения Самарской области Михаил Ратманов
о развитии региональной медицины и ее актуальных задачах В этом году определился основной вектор в развитии региональной медицины, заданный национальным проектом «Здравоохранение». Задача «номер один» заключается в том, чтобы обеспечить главный общественный запрос к отечественному здравоохранению – повышение доступности медицинской помощи, вне зависимости от того, где живет пациент – в городе или сельской местности. В связи с этим министерство здравоохранения Самарской области предпринимает системные шаги по реализации приоритетных направлений, обозначенных в майском указе президента РФ. О том, как решаются ключевые проблемы регионального здравоохранения, какие контуры приобретает перевооружение медицинских учреждений и на что в перспективе направлены все отраслевые преобразования, рассказывает министр
здравоохранения Самарской области Михаил Ратманов.
Людмила КРУГЛОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)

СЛУЖБА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Какие направления в системе здравоохранения Самарской области требуют совершенствования?

Обеспечение лекарственными средствами, соответственно, особое внимание в этом вопросе уделяется группе льготников, которые должны получать медикаменты по закону и своевременно. Данная проблема типична для любого региона, и наша задача – ее решить.
Сейчас мы вплотную занимаемся вопросами, направленными на улучшение работы скорой медицинской помощи. Практически на 60% обновлен парк автомобилей, в частности, в Сызрани и в Тольятти теперь работают машины не старше пяти лет. Вместе с тем увеличение числа бригад скорой помощи позволило сократить время прибытия по адресу пациента до 20-30 минут.
В каждом интервью я стараюсь объяснить, чем отличается скорая помощь от неотложной. Машина скорой помощи должна прибыть в течение 20 минут на экстренные случаи – это инфаркты, инсульты, ножевые и огнестрельные ранения, дорожные аварии, преждевременные роды, то есть острые состояния, которые без быстрого реагирования могут закончиться гибелью человека. «Неотложка» приезжает на вызовы, где нет угрозы жизни, а есть самочувствие, требующее коррекции: высокое давление, температура и так далее. Ее контрольное время – не более двух часов. Вот откуда взялось расхожее суждение «вызвали «скорую» и ждали целый час». Значит не было угрозы жизни человека.

По экстренным вызовам выдерживается дедлайн?

В городах на 99% выдерживается. В сельской местности это сделать сложнее, поэтому мы планируем создавать подстанции скорой медицинской помощи. Например, речь идет об организации подстанции в Ставропольском районе: он раскинут по территории, и не всегда за 20 минут машина успевает доехать. Снабжаем автотранспортом фельдшеров и врачей общей практики, чтобы они могли выезжать на неотложные вызовы. Вместе с тем повышается ответственность сотрудников скорой помощи. Мы требуем, чтобы при остром коронарном синдроме или инфаркте миокарда проводился тромболизис, это серьезная ответственная процедура, и врачи или фельдшеры должны владеть такими умениями. Для этой цели мы закупили дорогостоящий препарат метализе, который позволит при транспортировке избежать осложнений при инфарктах. В данный момент активно внедряется проект по дистанционной передаче электрокардиограмм (ЭКГ) от районных больниц и бригад службы скорой медицинской помощи в Самарский областной клинический кардиологический диспансер. Областные специалисты совместно с врачами из районов оперативно и качественно диагностируют сердечные недуги и своевременно определяют маршрутизацию пациентов для оказания необходимой помощи жителям региона. Все это делается ради спасения людей.

Решается ли кадровая проблема службы скорой медицинской помощи?

Текучка есть, работа чрезвычайно тяжелая у всех – врачей, фельдшеров, водителей. Поэтому мы надеемся, что премиальные и стимулирующие выплаты помогут сосредоточить персонал в этой службе. Я преклоняюсь перед работниками скорой помощи, безмерно их уважаю, готов бороться за каждого сотрудника. Мы много работаем с руководством службы скорой медицинской помощи именно по вопросам сбережения существующих и привлечения новых кадров. Например, сейчас на федеральном уровне будет внедряться образовательный стандарт, позволяющий работать на «скорой» врачам без ординатур. Таким образом, для специалистов, окончивших шесть курсов медуниверситета, служба скорой помощи станет доступной для трудоустройства.

ОБЪЕКТИВНО СРАБОТАЛИ ЛУЧШЕ

Что является главной задачей в системе здравоохранения?

Сбережение жизни. Эффективность работы системы здравоохранения определяется снижением смертности по управляемым причинам. По данным Самарастата, на 31 июля 2019 года у нас умерло на 1464 человека меньше, чем в 2018 году. Это то количество жизней, которое мы сохранили. Наша задача – спасти жизнь, а уж как мы это сделаем, за счет каких технологий, управленческих решений, за счет каких методик и лекарственных средств – вопрос второй. Задача, чтобы люди умирали меньше.

На первом месте в структуре смертности стоят сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Что меняется в этих отраслях медицины?

Прежде всего, мы сделали кардиологическую помощь более доступной. Идет обновление Самарского областного кардиологического диспансера. Впервые на его базе появится мощнейший 128-срезовый компьютерный томограф – по планам, до конца года он будет введен в эксплуатацию. Также в кардиоцентре мы запустили третий ангиограф, а в ближайшей перспективе их будет четырнадцать в Самарской области. Между тем от инфарктов мы теряем 700-800 человек в год, а от сердечно-сосудистых заболеваний – около 10 тысяч. Именно поэтому наши усилия направлены на создание региональных сердечно-сосудистых центров, где будут проводиться профилактические и лечебные мероприятия по поводу инфарктов, ишемических и геморрагических инсультов. В текущем году региональное сосудистое отделение откроется на базе Сызранской ЦГБ и еще два – в Тольятти.
В рамках проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в 2019 году запланирована организация центра амбулаторной онкологической помощи в Самарской городской больнице №8, где заработает новый маммограф и другое диагностическое оборудование общей стоимостью 50 млн рублей. По программе переоснащения больниц Самарской области будет приобретено новое оборудование для Самарского областного клинического онкологического диспансера и онкологического отделения Тольяттинской городской клинической больницы №5. В ближайшие годы в области откроются 12 центров амбулаторной онкологической помощи, где люди в условиях поликлиник могут пройти обследование, томографию, маммографию, эндоскопию, чтобы эту помощь сделать более доступной. Но надо понимать, что эффект от нововведений отсроченный: к примеру, если в декабре мы поставим ангиографы, то результаты видны будут только в следующем году. В любом случае до 2024 года мы планируем переоснастить систему здравоохранения Самарской области, по приоритетным профилям («онкология», «кардиология», «детство»).

КАДРЫ – ВОПРОС НАСУЩНЫЙ

Какие задачи стоят перед сельской медициной?

В тех муниципальных районах, где главные врачи были и остаются крепкими хозяйственниками, ситуация хорошая. А там, где, к сожалению, руководители равнодушны или недостаточно опытны, есть ряд проблем. Основная трудность – нехватка медицинских кадров. Врачи с высшим образованием хотят жить в Самаре или Москве, а не в отдаленных селах. Слишком велик разрыв между крупными городами и селами в плане возможностей здравоохранения.

То есть образ чеховского врача, которому народ за версту кланялся, изжил себя?

Почему? Дело не в этом. Чеховский врач в позапрошлом веке по своим навыкам врачевания ничем не различался и в глухой деревне, и в большой клинике. А сейчас, в эпоху высокотехнологичной медицины, в крупных медицинских центрах врач ушел далеко вперед от своего столь же компетентного коллеги на периферии, как раз за счет применения инновационных ресурсов. А чеховский или булгаковский врач, конечно, остался, если мы имеем в виду широту знаний, интеллект, отзывчивость, преданность медицине. И может, в селе он более грамотный, но преимущество крупных центров – мощная подпитка высокотехнологичными методами лечения. Безусловно, в рамках реализации программы «Кадры» совместно с муниципалитетами мы проводим различные мероприятия по привлечению специалистов для работы в сельской местности, в том числе выпускников медицинского университета. Сейчас область покупает квартиры для малых городов и населенных пунктов, руководству больниц рекомендовано осуществлять программы поддержки молодых специалистов, главные врачи обладают большими полномочиями в плане начислений зарплаты.

ЧТОБЫ ЛЮДИ ЖИЛИ ДОЛЬШЕ

В Самаре ведь тоже не хватает узких специалистов?

Они есть, но спрос превышает предложение. С другой стороны, надо использовать возможности врача-терапевта, который может дать рекомендацию не хуже, чем гастроэнтеролог или отоларинголог, разумеется, опершись на ряд обследований. Все зависит от постановки дела.

У терапевтов и так большая нагрузка…

В Самарской области примерно 1200 участковых терапевтов, норматив на каждого из них – 1800-2000 пациентов. А бывает, когда один врач оказывает медицинскую помощь нескольким селам. Поэтому в городе участок на 1700 человек – это норматив. Участковый терапевт должен составить паспорт своего участка и каждого человека на своем участке, пригласить на диспансеризацию, своевременно выявить то или иное заболевание. Поэтому никто не требует от него чудес героизма, нужно просто добросовестно выполнять свои функциональные обязанности, которые расписаны до каждой буквы и каждой запятой. Не случайно Владимир Владимирович Путин обозначил доступность и развитие первичного звена как одну из главных задач системы здравоохранения.

Какие мероприятия реализуются для осуществления этой задачи?

Комплекс мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи включает обновление автопарка и материально-технической базы медучреждений, строительство и реконструкцию 14 ФАПов, ремонт амбулатории в селе Солнечная Поляна, информатизацию поликлиник. В рамках проекта цифровизации системы здравоохранения мы закупаем компьютеры для врачей и медицинских сестер, создаем единый реестр пациентов, чтобы изображения, рентгеновские снимки, анализы передались в историю болезни на электронных носителях. В перспективе в единый цифровой контур будет объединено не менее 20 амбулаторно-поликлинических учреждений. В следующем году для сельской медицины будут приобретены передвижные медицинские комплексы, оснащенные маммографическими и флюорографическими аппаратами. В рамках реализации модели первичной медицинской помощи «Бережливая поликлиника» предполагается масштабное переоснащение поликлиник, подразумевающее новые архитектурно-планировочные решения, которые позволят создать максимально удобные условия для пациентов. Чтобы добиться устойчивой динамики снижения смертности, в течение года планируется оптимизировать процедуру прохождения жителями диспансеризации с использованием принципов бережливой поликлиники, внедрить электронные сервисы по записи жителей на прохождение медицинских осмотров. Все эти преобразования делаются для того, чтобы люди жили дольше.

Как идет реализация проекта по развитию детского здравоохранения?

Это масштабный объем работ, направленный на создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям. Значительные средства вложены в переоснащение и дооснащение 14 детских поликлиник и больниц, приобретение диагностического оборудования в отделения Тольяттинской городской детской больницы №1 и Самарской областной детской больницы имени Н.Н.Ивановой. В детских больницах появятся два аппарата МРТ, в больнице Ивановой эту процедуру будут делать под наркозом. Принято решение о реконструкции больницы Ивановой со строительством корпуса на 200 коек и Самарской областной детской инфекционной больницы – на 100 коек. На эти работы планируется привлечение средств из федерального бюджета. В текущем году в 17 детских поликлинических отделениях будут проведены ремонты по организации пространств комфортного пребывания детей, в Тольятти ведется строительство детской поликлиники на 500 посещений в смену, в Сызрани на 150 посещений в смену, инфекционного корпуса на 100 коек в Сызранской ГБ №2. Два детских поликлинических отделения – в Шентале и Сергиевске – уже открыты после ремонта. В общем объеме переоснащение детских поликлинических отделений будет произведено в 39 медицинских учреждениях области.
Здоровьем нужно заниматься

Президент говорил о формировании системы защиты прав пациентов. Попросту говоря, куда обращаться в случае разногласий с врачом?

Сейчас во всех больницах, в отделениях и регистратурах можно увидеть плакаты, на которых размещен сотовый рабочий телефон главного врача. Пациент может донести информацию до первого лица медицинского учреждения. Кроме того, в минздраве мы тщательно разбираем каждый конкретный случай. В то же время нельзя забывать об обязанностях пациентов. Простой пример. В Кошкинском районе мы провели скрининг ОНМК в целях профилактики ишемических инсультов. Выявлено 12 человек, которым следует направиться на операцию к сосудистому хирургу. Бесплатно. И что вы думаете? Отказались все. Как в таких условиях снижать смертность? Здоровье пациента и его лечение – это дорога с двусторонним движением. Если врач будет биться, а пациент сопротивляться, то ничего хорошего не получится. Люди должны осознать, что своим здоровьем надо заниматься, а врачу следует доверять. Мечта любого врача – пациент, выполня-ющий его рекомендации.

Вам легко было адаптироваться в новом городе, в новом профессиональном сообществе?

Абсолютно! Я идентичен профессии, 16 лет простоял у операционного стола в качестве хирурга. Был главным врачом в двух больших больницах. Для меня этот регион – четвертый, до того был министром в двух регионах. Есть понимание, что нужно делать и как общаться с коллегами.

Какие качества, на ваш взгляд, необходимы управленцу от медицины?

Надо, чтобы каждый управленец в медицине, каждый главный врач, каждый заведующий отделением брал на себя ответственность и заботу о людях, был неравнодушным и порядочным человеком. Я хотел бы, чтобы эти два качества были в медицине, и это уже половина успеха любого медучреждения.

В чем вы видите свою сверхзадачу в Самарской области?

Если бы нам удалось восстановить естественную убыль населения, я был бы счастлив. Проблема Самарской области – в том, что она не повышает рождаемость. Мы же сейчас ввели систему ограничений в медицинских центрах, к концу года ни в одной частной клинике не будут делать аборты. А в государственных медучреждениях сделаем эту процедуру максимально безопасной и надежной, но система мероприятий будет направлена на предотвращение абортов и сохранение жизни будущего человека. За жизнь каждого ребенка будем биться, потому что нет ничего ценнее. Поэтому мы занимаемся не только снижением смертности, но и опосредованно увеличением рождаемости. Если удастся свести эту статистику к нулю, я буду считать, что свой хлеб ем не зря.

Обсуждение закрыто.