Цифровая жизнь

17 октября 2019

Развитие технологий открывает для бизнеса новые возможности. Но использовать их нужно с умом


Цифровизация – это фактор глобальной конкуренции за человеческий капитал, главный ресурс развития в XXI веке. Речь здесь идет не только о насыщении всех сторон повседневной жизни современными цифровыми технологиями. Руководитель Средневолжского регионального центра СКБ Контур Антон Штанков рассказал «Первому» о том, что современные технологии – не только источник бизнес-возможностей, но и способ повышения качества жизни.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ

— СКБ Контур – ровесник IT-индустрии в России, он образован в 1988 году. Как это начиналось?

— 31 октября 1988 года вышел приказ о создании специализированного конструкторского бюро «Контур». Тогда весь коллектив Контура состоял из семи человек и занимал одну комнатку в центре Екатеринбурга. Руководил компанией Владимир Васильев, недавний сотрудник НИИ. Контур был частью КЭНПО – это комсомольское объединение, поэтому мы получали определенные гарантии государства. Правда, не бесплатно: 60% от заработка оставляли комсомолу. Но тогда это был самый удачный формат организации.
На старте продавали компьютеры, разработали игровую приставку «Кроха», выпускали журнал «Компьютеры на предприятии». В мире в то время появился первый вирус – «Червь», первый компакт-диск от Sony, сервер среднего класса от IBM.

— Какой проект был первым в компании?

— Наша первая программа называлась «Зарплата», ее разработал выпускник физтеха УПИ Александр Давыдов. Программа учитывала специфику разных компаний, что позволило легко внедрять «Зарплату» на разных предприятиях и резко увеличить объемы продаж.
Через какое-то время программу переименовали в АМБу (автоматизированное место бухгалтера), постепенно ее переводили с отечественных компьютеров «Искра-226» на большие машины ЕС-1033, которые тогда использовали все крупные предприятия. Для установки АМБы был необходим 1 мегабайт, при том что объем жестких дисков был всего около 10 мегабайт.

— Изменения, произошедшие со временем, человек часто воспринимает как само собой разумеющееся. Как бы вы напомнили читателям о разнице в условиях ведения бизнеса тогда и сейчас?

— Самая заметная разница – в том, что остается все меньше бизнес-процессов, в которых требуется личное присутствие руководителя или сотрудника компании.
Начнем с того, что открыть юрлицо или ИП можно без визита в ФНС. Уже давно не надо приезжать в налоговую, чтобы сдать отчетность. Стоять в очередях, а если, не дай бог, где-то в отчете ошибка – приезжать снова. Не нужно неделями ждать «закрывашки» от контрагентов, если есть система электронного документооборота. Можно выиграть закупку и получить тендерный кредит, не вставая с офисного кресла.
Нам доступна любая информация. Вы можете сидеть на встрече, на которой ваш потенциальный поставщик рассказывает, как он надежен, а в это время читать на него «досье», где видно, что против него начато исполнительное производство, он банкрот. Список можно продолжать бесконечно. Растет скорость бизнес-процессов, их прозрачность и безопасность. В работе в таком режиме есть и свои источники стресса, но думаю, что возвращаться в 1990-е никто не захочет.

— Какой продукт вашей компании вы считаете самым необходимым в бизнес-процессе любой организации?

— Каждому бизнесу надо отчитываться о своей деятельности в налоговую, Пенсионный фонд, Росстат и другие контролирующие органы. И в этом помогает система Контур.Экстерн. В Экстерне можно заполнить отчет в электронном виде и сдать его через интернет, нажав на одну кнопку.
А значит, не нужно посещать отделения контролирующих органов и тратить время на очереди.
При этом интернет-отчетность – это не просто удобство: уже для многих компаний это обязательный формат сдачи отчетности. Наиболее активно переводит отчетность в электронный вид Федеральная налоговая служба. Так, с 2014 года декларацию по НДС нужно сдавать только в электронном виде через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 2017 года сдавать расчет по страховым взносам в электронном виде через интернет обязаны организации с численностью более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ). А с 2020 года это требование будет касаться и страхователей с численностью работников свыше 10 человек. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняты Госдумой в третьем чтении 19 сентября 2019 года.
Экстерн помогает бизнесу выполнить свои обязанности перед государством в срок и с учетом последних требований. Формы отчетности в системе всегда актуальны. Перед отправкой Экстерн проверяет отчет на ошибки и подсказывает, как их исправить.
Благодаря Экстерну бухгалтер может быстрее справляться со своими задачами: получать справки и выписки из контролирующих органов, формировать и отправлять ответы на требования налоговой, сверяться с налоговой в автоматическом режиме, быстро заполнять платежки, следить за сроками и статусами отчетов в удобной онлайн-таблице.
Экстерн нужен не только для отчетности – он дает доступ к полезным инструментам. Это электронный документооборот с контрагентами, справочно-правовая система, проверка контрагентов на благонадежность и др.

— Какие продукты или технологии, разработанные вашей компанией, вы считаете уникальными?

— С момента основания компании в 1988 году Контур делал то, что еще не стало мейнстримом и, скорее, вызывало недоумение. Например, разрабатывали ПО в 1990-е, когда персональные компьютеры были огромной редкостью. В результате в 1998 году СКБ «Контур» стал победителем конкурса «Лидер в бизнесе» в номинации «Производственные услуги» («За выдающиеся достижения в области управления, качества, технических нововведений, обслуживания, уровня бизнеса и престижа на рынке Екатеринбурга и Свердловской области»).
Мы начали продвигать идею интернет-отчетности, когда еще не было ни нормативной базы, ни соответствующего технического оснащения на стороне налоговых органов. Результат – многократный рост прибыли и клиентской базы в течение нескольких лет. В 2012 году компания стала победителем номинации проекта «Русские газели», организованного медиахолдингом «Эксперт».
Мы решили, что система интернет-отчетности должна работать как веб-сервис, в пору, когда использовалось только настольное ПО, а интернет был далеко не везде. Результат: сегодня большинство решений для бизнеса в России – это веб-сервисы либо программы, которые имеют веб-версии.
Мы разработали первую версию системы ЭДО, когда еще не были легализованы электронные счета-фактуры, без которых переход на электронный документооборот не имеет смысла. Отлаживали систему, проводили пилоты с крупными компаниями, чтобы в мае 2012 года, когда электронным счетам-фактурам был дан «зеленый свет», начать продвижение и продажи. Делали ставку на ЭДО тогда, когда эту идею еще никто не воспринимал всерьез.
Мы стали первым оператором международного ЭДО в стране: «Мегафон» обменялся электронными документами с китайским гигантом Huawei. Это первый прецедент на рынке, и это круто. Он показал нам, что схема работает и Диадок может расширять влияние уже за пределами РФ.

— Какие разработки вашей компании вы могли бы привести в качестве примера удачного применения в бизнесе?

— Приведу в пример логистическую компанию, которая специализируется на доставке товаров в сетевые магазины и имеет 25 складских терминалов по всей России. Перевозку и размещение груза ежемесячно сопровождают тысячи документов. С внедрением системы ЭДО Диадок сократились затраты на печать, услуги курьеров и содержание архива. В денежном выражении экономия составила почти 29%.
Представители компании говорят о том, что в оформлении документов теперь нет ошибок из-за человеческого фактора, а деньги от клиентов они получают на три дня быстрее. Благодаря переводу отраслевых документов в формализованный вид удалось автоматизировать передачу данных в учетную систему, ускорить и упростить работу с документами.
Когда предприятия переходят на электронный документооборот, перед ними стоят задачи по сокращению расходов и оптимизации бизнес-процессов. Функциональность продуктов СКБ «Контур» развивается на основе потребностей наших клиентов. Поэтому сейчас система ЭДО – не просто транспорт документов, но и инструмент для автоматизации всего жизненного цикла документов.

— Среди ваших партнеров большое количество финансовых организаций. Как вы оцениваете динамику информатизации в финансовом секторе России?

— В финансовом секторе России сейчас продолжается активная конкурентная борьба. И возможность максимально удовлетворить потребительский спрос на качественные IT-сервисы становится одним из основных преимуществ на банковском рынке.
Многие банки дополняют CRM-системы новыми инструментами, которые упрощают коммуникации с клиентами и партнерами, увеличивают лиды, а также позволяют более эффективно использовать клиентские данные.
Банки стараются упростить, ускорить, а главное, обезопасить платежи, денежные переводы, скоринг, кредитование. Это позволяет не только привлечь клиентов, но и подстроиться под требования регуляторов – ФНС, Росфинмониторинга, ЦБ.
Банки вкладываются в машинное обучение, искусственный интеллект, аналитику. Они стремятся расширить функциональность своих основных продуктов – интернет-банков, мобильных банков – и интегрируют IT-решения от разработчиков нефинансовых сервисов. Все больше банков становятся открытыми: они позволяют сторонним подрядчикам подключаться к их платформе, встраиваться в API, внедряют продукты white label.
Для СКБ «Контур» банки за последние несколько лет выделились в особый сегмент целевой аудитории, которому уделяется особое внимание. В ближайшие пару лет спрос на IT-решения сохранится, как и конкуренция среди банков. В результате повысится общий уровень качества сервисов как для клиентов, так и для самих банков.

— Сегодня популярны веб-технологии, позволяющие упростить бизнес. Видите ли вы проблему безопасности, связанную с этими технологиями? Какие процессы наиболее уязвимы?

— Развитие технологий открывает для бизнеса новые возможности. Но использовать их нужно с умом, чтобы избежать рисков и не стать легкой добычей для цифровых мошенников. Сами по себе новые технологии не создают проблем с безопасностью, однако если нарушать правила их использования, то они станут слабым местом компании, сделают ее уязвимой для мошенников и конкурентов.
Можно провести аналогию с личным автомобилем: машина – это удобно, безопасно, но если вы превысили скорость на мокрой дороге в туман, то вам не избежать проблем.
Компаниям, которые используют технологии в бизнес-процессах, нужно соблюдать правила информационной безопасности. Она строится из трех компонентов: конфиденциальность своих данных, их целостность и доступность.
Конфиденциальность. Во-первых, доступ к документам предоставляется только уполномоченным сотрудникам. У рядового сотрудника не должно быть доступа ко всем документам бухгалтерии. Во-вторых, передавать данные нужно только по зашифрованным каналам связи. Нельзя передавать коммерческую информацию в WhatsApp’e – это незащищенный канал связи, злоумышленники или конкуренты могут получить ваши данные и использовать против вас.
Целостность. Информация в компании должна быть защищена от намеренного или случайного изменения. Навредить могут компьютерные вирусы, сотрудники, которых не научили работать в корпоративных системах и которые случайно удалили отчетность за квартал, либо уволенные сотрудники, у которых остался доступ к корпоративной информации и они решили напакостить.
Доступность. Серверы и базы данных компании должны быть доступны сотрудникам в любой момент времени. Помешать этому могут DoS-атаки, атаки программ-вымогателей, ошибки системных администраторов, которые обслуживают корпоративную сеть.
СКБ «Контур» выпускает более 30 продуктов, которые помогают внедрить технологии в бизнес-процессы и при этом обеспечить информационную безопасность.
Конфиденциальность. Вся информация в наших сервисах передается по зашифрованным каналам связи. Доступ в сервисах можно разграничить для разных сотрудников.
Целостность. Мы выдаем электронные подписи и используем их в своих сервисах. Эта технология позволяет зашифровать документ, подтвердить лицо, его подписавшее, и защитить документ от изменений.
Доступность. Мы используем распределенную систему обработки и хранения данных: храним информацию в нескольких крупных дата-центрах, которые обслуживаются круглосуточно. Поэтому наши пользователи могут получить доступ к своей информации 24/7 365 дней в году.

— Считаете ли вы достаточным цифровое образование в России? Откуда берутся кадры для цифровой экономики?

— Мир меняется быстрее образовательных программ в любом государственном учебном заведении, а бизнесу здесь и сейчас нужны люди новых профессий. Особенно остро проблема стоит в IT-отрасли, где промедление стоит присутствия на рынке. В этой ситуации многие компании действуют по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Чтобы вузы выпускали специалистов, которые нужны отрасли здесь и сейчас, необходимо тесное сотрудничество образования и бизнеса.
Контур работает со студентами и преподавателями с 2008 года, уже более 10 лет. Это гранты, стипендии, стажировки, школы промышленной разработки. За это время через наши образовательные проекты прошло более 10 тысяч студентов из пяти регионов Уральского федерального округа. В 2018 году мы дошли до открытия совместного с Уральским федеральным университетом направления подготовки. Оно называется ФИИТ (фундаментальная информатика, информационные технологии). Мы отказались от модели обучения «образовательная труба», по которой программу для всех студентов определял сверху кто-то умный, кто знал, сколько и каких специалистов нужно будет через пять лет и что они должны уметь. Ключевая особенность нашей программы в том, что студенты сами выбирают траекторию своего обучения и конкретные предметы. Наш выпускник должен быть способен специализироваться, как ему надо: архитектор, менеджер продукта, специалист по машинному обучению, разработчик игр…

— Как будут развиваться информационные технологии в ближайшие годы?

— Одна из перспективных технологий, которые в будущем изменят не только IT-отрасль, – это машинное обучение. Уже сегодня во многих проектах в Контуре есть задачи, которые команды пытаются решать с применением технологий машинного обучения.
Например, в Контур.Фокусе используется несколько десятков баз данных. Нужно сопоставить их так, чтобы соотнести записи, относящиеся к одной сущности. При этом в одной базе элементом будет ИНН, в другой – название компании, а третья – это вообще сайты, которые соотнести с конкретной компанией можно только по совокупности признаков. Соотносить такие базы данных – задача для машинного обучения.
Другая задача – поиск в справочно-правовой системе Контур.Норматив. Нам важно повышать релевантность выдачи, причем таким образом, чтобы она не зависела от качества формулировки запроса. Машинное обучение учит поисковый механизм выдавать релевантные ответы на запросы пользователей.
Эту технологию можно применять не только в разработке программных продуктов, но и для решения прикладных управленческих задач. Например, чтобы оптимизировать работу активных продавцов. С помощью машинного обучения можно формировать списки организаций, которые с большей вероятностью купят тот или иной продукт. Работа идет так: строим модель – получаем список – прозваниваем – вносим корректировки в модель – снова прозваниваем и т. д.
Перспективной темой остается и работа с большими данными. Мы обрабатываем и передаем огромные массивы информации (отчеты, документы по сделкам, EDI-документы, данные о компаниях и ИП и пр.). Эти данные в обобщенном виде могли бы быть полезны самим компаниям. Например, на базе EDI можно разработать аналитические отчеты по поставщикам для торговых сетей. Другой пример – сводная информация о компаниях по регионам и городам на основе данных в Контур.Фокусе: появление новых фирм, банкротства, финансово благополучные компании в регионе или, напротив, вызывающие настороженность.

Обсуждение закрыто.