Признание равными

18 октября 2019

Коллектив школы-интерната №115 помогает воспитанникам адаптироваться в социуме

Найти свое место в современном мире, почувствовать собственную значимость непросто любому человеку. В разы сложнее адаптироваться в социуме особенному ребенку с интеллектуальными нарушениями. Педагоги самарской школы-интерната №115 делают все возможное для того, чтобы их воспитанники чувствовали себя полноправными и полноценными членами общества.

Евгения БУСЛАЕВА, Александр БУЗУЛУКСКИЙ (фото)

В самарской школе-интернате №115 обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, имеющие различные сопутствующие заболевания. В настоящее время в школе обучаются 582 ребенка. Этим ребятам требуется внимание и всесторонняя поддержка, что они и получают от своих главных наставников – педагогов. Для детей разработаны индивидуальные программы развития, с ними ведется постоянная коррекционная работа, оказывается социально-педагогическая поддержка. Учебные кабинеты оборудованы необходимой мебелью, наглядно-дидактическими пособиями. Проведена модернизация столярной мастерской, она отвечает современным техническим требованиям. Благодаря поддержке социальных партнеров на территории построена детская спортивная площадка. Организованы оздоровительные занятия обучающихся в бассейне СК «Орбита», что позволило снизить заболеваемость детей в течение учебного года.

В этом году школа впервые набрала отдельный класс детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Таких детей много, и внимание общественности к проблемам их обучения и социализации растет. В июле 2018 года на основании приказа министерства образования и науки Самарской области школа стала региональным ресурсным центром по комплексному сопровождению детей с РАС, где реализуется модель организации учебного процесса. Большая часть педагогов прошла обучение эффективным технологиям по работе с подобными детьми. В школе созданы специальные образовательные условия для этих детей.Открыт кабинет для детей с РАС, оснащенный необходимым оборудованием и разделенный на несколько зон: рабочую, зону отдыха, кухню. Планируется покупка интерактивной доски. Свой опыт педагоги учреждения представляют на различных конференциях и семинарах. 17 сентября в школе прошел Всероссийский семинар-практикум «Создание системной модели при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра». Главной целью его проведения стало обсуждение наиболее актуальных вопросов организации обучения и воспитания детей с РАС.

Продолжается работа по организации обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, находящихся на длительном лечении в ГБУ Самарской области «Самарский пансионат для детей-инвалидов (детский дом для умственно отсталых детей)», которые ранее были признаны необучаемыми. Большая часть обучающихся – инвалиды детства. Для всех детей в соответствии с требованиями ФГОС разработаны специальные индивидуальные программы развития, учитывающие их особые образовательные потребности. Школа приступила к новой программе по обучению воспитанников пансионата, где на лечении находятся обучающиеся – инвалиды старше 18 лет.

Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Ребята являются членами Российского движения школьников (РДШ) – общественно-государственной детско-юношеской организации, активно участвуют в региональных слетах организации, в социально значимых мероприятиях вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. И трудовое обучение в приоритете. От увлечения в школе каким-либо видом деятельности, от трудовых навыков ребенка зависит и выбор профессии, и самореализация его в обществе. В школе реализуется профориентационная программа «Поколение выбор»: проводятся деловые игры, экскурсии на предприятия, презентации, беседы, мастер-классы. Все это способствует адаптации обучающихся в социуме.

Татьяна Томенко,
директор школы-интерната №115, Самара:

— Оканчивая нашу школу, выпускники с проблемами в развитии должны посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. На протяжении всего обучения наши педагоги всеми доступными методами проводят социализацию ребят. Делать это помогают многочисленные социальные партнеры, и мы не устаем благодарить их. Эта совместная работа нужна, чтобы выпускники школы-интерната могли комфортно поддерживать свое существование в социуме и успешно реализовывать свои потребности и цели.

Обсуждение закрыто.