Педагоги новокуйбышевской школы №20 уверены, что успешным может быть каждый ребенок
30 лет назад в новом жилом районе Новокуйбышевска открылась школа №20. Для местных детей она стала центром не только получения знаний, но и разностороннего развития. Сегодня в образовательно-воспитательный процесс активно вовлечены все ученики, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Евгения БУСЛАЕВА
Обучение детей с особенными возможностями здоровья – одно из приоритетных направлений в работе школы. Педагогический коллектив и администрация проводят множество мероприятий, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ адаптироваться к образовательной системе. Такое инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, развивая способности, необходимые для общения. Педагоги уверены, что именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, для каждой категории учеников в школе созданы индивидуальные условия обучения с учетом их психофизических особенностей.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, учителя применяют особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, что позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании, коррекции нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие познавательной активности, творческих способностей, повышает мотивацию к учебе. Именно мотивации отводится ключевая роль.
«Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение уровня интеллекта обучающегося, – утверждает директор школы №20 Новокуйбышевска Ольга Беседина. – Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает. Никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе».
Педагоги школы направляют активность учеников не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. И все это осуществляется, с одной стороны, на доступном ученикам уровне, а с другой – без излишнего упрощения материала. Группа детей с ОВЗ, которые учатся в этой школе, крайне неоднородна. Одни ребята с нарушениями слуха, другие – опорно-двигательного аппарата, третьи – с задержкой психического развития. Поэтому учителя отбирают формы и методы обучения для каждой конкретной ситуации, осуществляя воспитательно-образовательный процесс практически индивидуально. Таким образом, в новокуйбышевской школе №20 создаются все необходимые социально-психологические условия для развития личности каждого ребенка и успешности его обучения.
Ольга Беседина, директор школы №20, Новокуйбышевск:
— Мы признаем ценность каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Организация совместного обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Создавая образовательное пространство, в котором комфортно всем учащимся, общеобразовательная школа позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. За 30 лет в школе сложился мобильный, высокопрофессиональный коллектив педагогов и администрации, сопровождающих работу с детьми с ОВЗ. Это заместители директора Елена Осипова и Наталия Дынина, педагоги начального звена Лариса Мещерякова, Людмила Гаврикова, Наталья Толкова, Любовь Панченко, Светлана Чернышова. Хочется пожелать коллективу новых достижений и побед!