Программа постинтернатного сопровождения сирот: нельзя бросать ребенка на пороге взрослой жизни – опекать, пока он живет в интернате, а потом забыть
10-12 ноября в подмосковном Солнечногорске прошла II Всероссийская конференция «Опыт и роль НКО в сфере защиты и благополучия детства: объединяем усилия», организованная Фондом президентских грантов. В ней участвовали 150 представителей некоммерческих организаций, органов власти и экспертов в сфере социального сиротства. Самарскую область представляла Светлана Полдамасова, директор Благотворительного фонда «Радость», член Общественной палаты Самарской области. О том, какие новации самарский фонд представил на этом форуме, что такое постинтернатное сопровождение детей-сирот и зачем оно нужно, Светлана Ивановна рассказала журналу «Первый».
Светлана ИШИНА, Алевтина ЛУКЬЯНОВА
– Каждый участник всероссийской конференции является победителем конкурса президентских грантов. Всего на этот конкурс было представлено 1000 проектов, из них отобрано 150. Работа конференции была организована по секциям – «трекам». Я участвовала в треке «Новые качества помощи в социальных учреждениях как результат взаимодействия НКО и государственных организаций», представила там проект «На пороге взрослой жизни». Рассказывала об организации системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые выходят из детских домов, о подготовке их к самостоятельной жизни. То есть о так называемом постинтернатном сопровождении детей-сирот.
– Можно ли считать ваш проект новацией?
– Да, этого нет нигде в России. Например, мы создали такое направление, как организация на базе интернатных учреждений детских киностудий. Они уже есть в Тольятти в центре помощи детям и в Самаре в центре помощи «Иволга». Подростки изучают основы тележурналистики, с ними работают профессионалы, ребята делают первые практические шаги в этом искусстве. Причем очень успешные – уже занимают призовые места на профессиональных конкурсах.
– Что дает воспитаннику детского дома такого рода деятельность?
– Очень многое! Занимаясь журналистикой, ребенок раскрепощается, учится общаться, задавать вопросы, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. У нас есть отдельный проект, который тоже выиграл президентский грант, – «Витамин роста». Это телевизионное ток-шоу с участием известных людей. Например, к нам приезжал Александр Гезалов – российский публицист, общественный деятель, специалист по помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Он сам вырос в детдоме и многого добился в жизни. Встреча с ним была для детей огромным событием. Кроме подготовки ток-шоу, ребята делают репортажи из приемных семей.
– Сегодняшние детские дома отличаются от тех, что были, допустим, десять лет назад?
– Отличаются. Изменились условия содержания ребят. Сегодня дети не замыкаются в стенах учреждения, бывают в гостях в разных организациях, к ним приезжают гости. Конечно же, работают кружки, студии, досуг организован на высшем уровне, они все время чем-то заняты. Единственное, чего им не хватает, – мамы и папы.
– Все дети хотят попасть в приемные семьи?
– По-разному. Когда ребенок подрастает, появляется страх перед приемной семьей: он начинает бояться, что он там не приживется, не найдет общего языка с приемными родителями и их родными детьми. Некоторые признаются, что не хотят в приемную семью, потому что там их будут заставлять работать. В детдоме-то они на всем готовом, за них многое делает персонал. И в этом смысле работа, которую проводят юные корреспонденты, очень важна. Недавно группа ребят-журналистов снимала ролик о многодетной семье – в ней обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, замечательная семья, там живут и собаки, и кошки, жизнь кипит. Ребятам там так понравилось, что они не хотели оттуда уезжать!
– Получается, дети сами пропагандируют жизнь в семье?
– В какой-то степени да. Они выкладывают ролики в Интернет, получают отклики, у них меняется отношение к семье. Для многих это еще и профориентация. Они могут выбрать специальности, связанные с телевидением, это осознанный выбор профессии. К слову, сегодня один из выпускников студии «еж-ТВ» уже получил образование и работает на тольяттинском телевидении. На ГТРК сейчас снимают сериал, где в качестве актера задействован наш воспитанник. Могу точно сказать, что такого опыта больше нет нигде в России. В середине декабря я как председатель общественного совета «Крепкая семья» партийного проекта «Единой России» буду представлять наш опыт на совещании в Государственной думе. Там же буду рассказывать и о другом проекте – форуме приемных семей Самарской области.
– Расскажите о нем подробнее.
– Мы его проводим уже пять лет. Каждое лето, приурочивая к 1 июня – Международному дню защиты детей, или к началу нового учебного года. Этот форум проводится в рамках партийных проектов «Единой России» – «Крепкая семья» и «России нужен каждый ребенок». Организаторами выступают фонд «Радость» и общественная организация приемных семей Самарской области при поддержке областного правительства, губернской думы. Кстати, именно в Самарской области в 1991 году была создана первая в России приемная семья, затем наш опыт распространился всей стране. На этот форум съезжаются семьи со всей области, обязательно присутствуют представители профильных министерств, органов опеки и попечительства. И всегда у нас идет живой диалог: приемные родители говорят о своих проблемах, намечаются пути решения проблем, и в конце концов они решаются.
– Какие проблемы, например?
– Например, раньше приемные семьи, которые воспитывают более трех детей, не считались многодетными, теперь их к ним приравняли. Это важно! На форум родители приезжают вместе с детьми. У ребят своя программа – спортивная, культурная, развлекательная. Кроме того, с ними работают психологи. Всю эту большую работу мы проделываем в содружестве с общественной организацией приемных семей Самарской области. У нас вообще это главный принцип – работа в сотрудничестве. Мы взаимодействуем с многими НКО, которые занимаются детьми-инвалидами, детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Оказываем помощь общественной организации «Виктория», которая помогает онкобольным детям: закупаем лекарства, оплачиваем медицинские процедуры. Сотрудничаем с обществом инвалидов Самарской области, с областным советом ветеранов, с федеральными НКО, например, заключили соглашение с благотворительным фондом «Предупреждение социального сиротства», который организует выездные сессии по повышению квалификации специалистов. Это мероприятие ежегодно проводится в Крыму.
– Сейчас вы работаете в рамках двух президентских грантов?
– По проекту «На пороге взрослой жизни» мы уже завершили работу и вот сейчас, в ноябре, начали работу в рамках гранта «Витамин роста». Она будет продолжаться в течение всего 2020 года. Сюда входят работа наших детских киностудий и занятия детей из интерната в так называемой «социальной квартире» в Чапаевске, которую мы используем как тренинговую.
– Тренинговая квартира – что она собой представляет? Это что-то наподобие школьного кабинета домоводства, которое было в пору нашего детства?
– Нет, это обычная квартира в жилом доме, куда наши дети (в частности, ребята из Чапаевской школы-интерната) приходят, чтобы попробовать самим вести домашнее хозяйство – готовить еду из определенного набора продуктов, поддерживать чистоту и порядок, умело тратить деньги.
– То есть то, чего у них нет в условиях жизни в интернате?
– Конечно! Многое в этой квартире уже приобрели первые «жильцы»: мы выделили ребятам деньги, они сходили в магазин, купили необходимую мебель – диван, кровати, кресла. Вместе обсуждали, какую стенку купить, чтобы она была вместительной, функциональной. Точно так же выбирали посуду – кастрюли, сковороды и т.д. Сейчас новые группы ребят проходят «практику» в этой учебной квартире. У них задача попроще, но все равно сложная – научиться вести домашнее хозяйство. Иногда даже выбор продуктов в магазине ставит новичков в тупик: что купить, как хранить, на сколько дней хватит этого количества продуктов… У многих к моменту окончания учебы в интернате на сберкнижках скапливаются большие суммы денег – и они спускают эти накопления в течение двух-трех дней. Предупредить эти явления – наша задача.
Кроме того, в ходе реализации проекта «На пороге взрослой жизни» мы в сотрудничестве с министерством демографической политики разработали пакет нормативных документов: каждая социальная услуга имеет нормативную документацию, на каждого ребенка формируется определенный профиль, где фиксируется, в каком состоянии он поступил в социальное учреждение и что имеет на выходе.
– Это нужно для отчетности?
Нет. В первую очередь это нужно для самого ребенка, чтобы социальные службы могли ему помогать после того, как он выпустится из интерната. Возможно, он стоит в очереди на получение квартиры или у него уже есть жилье, но оно нуждается в ремонте; может быть, ему нужно через суд оформить пенсию. Все это описывается в социальном профиле, и уже потом определяется алгоритм действий: что для этого ребенка нужно сделать. В том числе там есть информация, куда он пойдет учиться, нужна ли ему помощь соцработника, чтобы после детского дома сопровождать его в учебном заведении. Вообще, этой деятельностью мы занимаемся уже десять лет, с момента образования фонда. Просто сейчас делаем это на средства президентского гранта.
– В этом году у фонда «Радость» – юбилей. Десять лет – значительная дата. Что изменилось в вашей работе за эти годы?
– Изменились в первую очередь мы сами – наработали колоссальный опыт и делимся им теперь уже даже на федеральном уровне. Мы первыми, при содействии правительства области, стали проводить благотворительные аукционы – и сейчас их проводят уже многие организации. Развиваем культуру благотворительности, сотрудничаем с образовательными учреждениями – во многих набирает обороты волонтерство. Конкретно сейчас с медико-техническим лицеем готовимся к юбилею Победы: ребята шефствуют над участниками войны, придумали акцию «Письмо ветерану», мы их поддерживаем.
Но, конечно, дети из интернатных учреждений – наша главная забота. Хотя мы не делим детей на обычных и детдомовских, поддерживаем совместные мероприятия школ. Уже десять лет проводим конкурс «Творчество. Успех. Радость», где участвуют не только дети-сироты. В Тольятти центр помощи детям «Единство» ежегодно проводит конкурс «Праздник белых журавлей», посвященный павшим в войнах, и каждый раз к ним на площадку приходят ученики соседних школ.
Что же касается общих тенденций в благотворительности… За 10 лет изменилось многое, стали появляться фонды-однодневки. Именно поэтому крупные фонды сейчас стремятся к объединению –
с тем, чтобы граждане могли отличить добросовестные, реально работающие фонды от фондов-мошенников. И та конференция, с рассказа о которой началась наша беседа, объединила организации, которые занимаются оказанием помощи детям в разных регионах России.
Изучая опыт других некоммерческих организаций, мы ищем партнеров и возможности решения острых социальных проблем. Например, есть организации, которые помогают детям, испытывающим трудности в учебе. За свой счет они нанимают репетиторов, которые работают дистанционно, через Интернет. Для нас это тоже актуально! Во многих приемных семьях, тем более живущих далеко от областного центра, это реальная проблема. Кроме того, размер пособия на ребенка в приемной семье (и я об этом уже давно говорю) – ниже прожиточного минимума на ребенка, в нашей области это 9600 рублей. То есть что происходит? Государство передает детей в приемную семью, родители берут на себя задачу по их воспитанию, а денег им выделяют меньше прожиточного минимума! При этом если бы тот же ребенок жил в детдоме, сумма расходов на его содержание в месяц (с учетом затрат на содержание здания, зарплаты персоналу) составляла бы сто тысяч рублей! Вот такой нонсенс. Поэтому помогать приемным семьям очень важно.
Если говорить о планах… С ноября 2019 г. на средства Фонда президентских грантов мы реализуем проект «Витамин роста» – победитель 2-го конкурса 2019 года, который позволяет продолжить работу по постинтернатному сопровождению. Хотим новый проект распространить на учебные заведения, куда по окончании учебы в интернате поступают наши выпускники. Знаете, иногда дети, живущие в общежитиях, находятся в таких чудовищных условиях, что трудно себе вообразить, что такое вообще возможно в наши дни.
Недавно мы заселяли нашего ребенка в общежитие Самарского многопрофильного колледжа им. Бартенева. Приехали и ужаснулись: окна без штор, за ними корявые решетки, подоконники оклеены газетами… Я сделала фотографии и показала их на совещании в губернской думе – как могут дети жить и учиться в таких условиях и кого мы вырастим? Деклассированный элемент? Поэтому детдомовским детям нужна не просто помощь, а сопровождение. Нельзя их бросать на полпути на пороге взрослой жизни – опекать, пока ребенок живет в интернате, а потом о нем забыть. Если уж взялись помогать – надо помогать до конца, пока человек не встанет на ноги, не получит профессию. В какой-то степени мы ему вместо родителей, его поддержка, опора. Наверное, это и есть главная миссия нашего фонда.