Слова, ставшие девизом режиссера и руководителя Центра российской кинематографии в Тольятти Романа Каргаполова
В 2011 году тольяттинский предприниматель Роман Каргаполов окончил Современную академию дизайна и кинематографии, получив специальность кинорежиссера, а в 2018-м воплотил в жизнь давнюю мечту – открыл Центр российского кино, который официально стал самарским отделением Молодежного центра Союза кинематографистов России. А предшествовал этому событию выход на экраны художественного фильма «Костя», который принес режиссеру Каргаполову всероссийскую известность. С вопроса
о кинокартине, в основу которой легла реальная история, и началась наша беседа.
Светлана ИШИНА, Олег ДАВЫДОВ (фото). Фото из архива Романа КАРГАПОЛОВА
Вы стали известны в первую очередь благодаря фильму «Костя» – о знаменитой собаке, которой в Тольятти установлен памятник. Как родилась идея снять этот фильм?
Эту историю в нашем городе знает каждый. Любовь и преданность собаки настолько потрясли людей, что побудили их установить памятник. Этот пес жил на обочине дороги восемь лет! Когда пришла мысль о создании фильма, мы нашли женщину, сотрудника милиции, которая в те годы лично занималась псом и установила, что его хозяева действительно погибли в аварии на Южном шоссе. Собака ждала их все эти годы на глазах у горожан. Сотрудники ГАИ поставили ей будку, многие, в том числе я, ее кормили. Она не шла ни к кому, ждала хозяев – в том месте, где произошла авария. История очень трогательная.
Что касается фильма, все произошло спонтанно. Мы с дочкой как-то ехали на машине по Южному шоссе мимо памятника, и оказалось, что дочь о нем ничего не знает. Я решил, что историю о собаке надо обязательно донести до людей. Поначалу не думал, что это будет полнометражная картина – решил снять небольшой фильм об истории родного края: скорее, для школьников, чтобы им можно было показывать на уроках. А потом мы выложили отснятый ролик в Интернет и обалдели: за несколько дней – 50 тысяч просмотров! И тогда сама собой пришла мысль – сделать полный метр.
Расскажите, как вы снимали это кино, были сложности? И как вам удалось найти собаку на главную роль?
Картину снимали два года, с мая 2014-го. В общей сложности – 70 съемочных дней. Наш проект – чисто тольяттинский. Бюджет фильма также обеспечил один из тольяттинских бизнесменов. Все актеры – тоже жители Тольятти. Собаку по кличке Верный играли шесть разных овчарок. Их действиями в кадре управлял известный в России и за рубежом психолог по поведению собак Антуан Наджарян, уникальный человек, сейчас живет в Краснодаре. Он же сыграл в фильме одну из ярких ролей – продавца фруктов Ашота. Я долго вынашивал идею этого фильма, но никак не мог начать съемки, пока не встретил Антуана. Его вклад в фильм просто неоценим. И то, что поведение собак на съемках такое, как было задумано в сценарии, – полностью его заслуга. Роль Кости в нашем фильме исполняли собаки разного возраста, ведь нам надо было показать жизнь пса в разные периоды – и щенком, и подростком, и взрослым.
Собаки оказались хорошими актерами?
О, еще какими! Для меня и по сей день загадка, как совершенно разные псы подчинялись Антуану в кадре, выполняли все, что от них требуется. Там есть сцена, где чиновник отпускает собаку на свободу, она уходит и на прощанье оглядывается. В кадре этот момент длится секунду, но снимали мы его часа три! И не пожалели о потраченном времени. Видели бы вы, как оглянулась эта собака, какие у нее в тот момент были глаза! Актеры шутили, что она их всех переиграла.
Зрители в откликах писали, что выходили из зала едва ли не со слезами на глазах.
В самом деле так. На просмотрах в Тольятти я видел людей, которые даже не стеснялись слез. Фильм получился и сентиментальным, и очень глубоким. Потому что сама история этой собаки такова. Знаете, люди соскучились по таким фильмам – добрым, грустным и одновременно жизнеутверждающим. Неспроста же в Тольятти существует традиция: в день бракосочетания молодожены едут к памятнику Верному, кладут туда цветы, как бы отдают дань этой собаке, ее преданности. Если бы это не было так важно, вряд ли бы родилась такая традиция.
Расскажите о Центре российского кино, который вы создали и возглавляете. Можно ли сказать, что с фильма «Костя» началась его история? И, кстати, «Костя» – ваш первый фильм?
Не совсем так. Центр российского кино был задуман намного раньше, чем был снят «Костя», а открыт спустя два года после выхода этого фильма в свет. А вообще, мой путь в кинематограф начался с другого фильма – короткометражки «Черный ящик», это была моя дипломная работа, когда я учился на режиссера в Современной академии дизайна и кинематографии Тольятти. «Костя» был выпущен через пять лет после дипломной работы, получил всероссийскую известность и тем самым дал толчок развитию кинематографа в нашем городе.
То есть фильм показывали не только в Тольятти?
Конечно! Количество кинотеатров не назову, но картину показывали по всей стране, от Владивостока до Калининграда и даже за рубежом – в Турции, Германии, Испании. Права на прокат купила Республика Беларусь. И это не считая демонстрации фильма на кинофестивалях, где он завоевал и награды, и признание зрителей. В интернете – более 10 миллионов просмотров. Люди соскучились по доброму, искреннему кино. Но чтобы такое кино создавать, нужны не только идеи, но и материально-техническая база. Именно по-этому я так хотел, чтобы был создан ЦРК: он жизненно необходим и для начинающих, и для опытных кинематографистов.
Как бы вы охарактеризовали миссию киноцентра?
В первую очередь это объединение единомышленников, всего кинематографического сообщества. Это обучение киноспециальностям молодежи, это место проведения мероприятий, популяризирующих кинематограф, и много еще чего. Но главное – это место, где можно снимать «главнейшее из искусств».
После выхода фильма «Костя» ваша жизнь круто изменилась?
Не то чтобы круто, но да. Нас заметила администрация города. Мэр Тольятти Сергей Александрович Анташев узнал о моей идее создать ЦРК как место встреч и координации всего кинематографического сообщества, некоего пространства, где аккумулируются творческие идеи. И выделил нам помещение на ул. Фрунзе, 16. Там мы сделали ремонт – своими силами! – и начали работать.
Какие задачи вы ставите перед собой как руководитель? И есть ли, на ваш взгляд, преимущества у провинциальной студии перед столичной?
Если преимущества и есть, то небольшие – недорогая рабочая сила, недорогие локации для проведения съемок. Пример: в Москве локация стоит 300 тысяч рублей, в регионе можно найти за 30-50 тысяч. То есть кино здесь снимать дешевле. А задач, которые надо решать, много. Нужно формировать грамотное киносообщество, обучать специалистов всему спектру киноспециальностей, наращивать производственную базу. Это самое насущное. Оборудование для производства кино, оборудование самих кинопроизводственных помещений. Ставлю задачей создание Тольяттинского кинофестиваля, создание кинопрокатной се-
ти: это очень важно, без этого нельзя, иначе так и будет происходить отток интеллигенции в столичные регионы.
В России уже есть опыт в этом направлении? Провинциальное кино существует?
Конечно, существует! Только я называл бы его не провинциальным, а региональным. Сегодня киносообщества есть в 14 регионах, не считая Москвы и Санкт-Петербурга. Наши московские партнеры (Молодежный союз кинематографистов во главе с Дмитрием Якуниным) занимались исследованием, и оказалось, не так уж и много в нашей стране регионов, где что-то делается в этом направлении, снимаются короткометражные, полнометражные, анимационные фильмы. Конечно, основное кинопроизводство размещается в Москве и Санкт-Петербурге. Но и для регионального кино я вижу большой потенциал развития.
Я знаю людей, которые хотят производить кино в Самарской области. Это сразу даст толчок к развитию региона, ведь оно привлекает людей из смежных профессий, а это рабочие места. Кроме того, кинопроизводство – это формирование культурного слоя творческих людей, привлечение туристов и много чего еще.
У каждой киностудии есть своя атмосфера. В Одессе, например, это море, в Питере – история… Есть ли своя атмосфера у Тольятти?
А как же! Поверьте, наша атмосфера и наши локации для производства съемок ни в чем не уступают одесской, а, по мне, даже и превосходят! У нас для съемок есть горы, леса, степи, Волга, Жигулевское море!
Мы снимали фильм «Сокровища Разина» и обнаружили удивительные места: нам нужен был сказочный лес, и мы его нашли! Огромные старые деревья с вывороченными корнями, поросшими мхом. Собственно, там герои фильма и нашли клад Степана Разина. В одном из эпизодов нужна была высокая каменная гора, и ее тоже искать не пришлось. Когда мы отсняли на ней актеров с квадрокоптера, то, честно говоря, сами удивились тому, что получилось на экране. В съемочной группе мы окрестили это место «тольяттинский большой каньон». А взять, к примеру, старую Самару – чем не локация для съемок исторических сюжетов? Поэтому, я уверен, наш регион не уступает ни одному другому, где существует кинопроизводство.
Расскажите подробнее про «Сокровища Разина». Это ваш новый проект?
Над этим фильмом мы славно потрудились вместе с нашими московскими партнерами, с российской фильм-группой во главе с Алексеем Петрухиным – продюсером фильмов «Вий» и «Вий-2». Могу сказать с уверенностью, что фильм качественный и очень красивый. Сама личность атамана Степана Разина очень привлекательна. Мы по-своему интерпретировали известный сюжет, где он топит персидскую княжну. Наш фильм показывает историческое время и наше время, в современной части действие развивается очень динамично. Без лишней скромности хочу сказать, в нашем фильме очень красивая музыка. Композитор Алексей Пономарев написал несколько отличных песен. Будет ли фильм событием российского масштаба – решит зритель. Но я могу с уверенностью сказать, что премьера фильма «Сокровища Разина» будет ярким событием с гала-концертом и выступлением создателей и актеров, задействованных в фильме.
Как вы выбираете темы фильмов?
Темы могут прийти случайно, как и получилось с картиной «Костя». Главное – чтобы фантазии режиссера совпадали с желаниями продюсеров-спонсоров. Сколько бы режиссер ни выбирал тему, но если фильм не будет профинансирован, то его и не будет. А вообще, выбор те-мы – пожалуй, самое важное в кинопроизводстве. Если она увлекает всех участников съемочного процесса, то на площадке все кипит, все ладится и есть шансы, что фильм понравится зрителю.
А что касается идеи кинокартины о Степане Разине… Она приходила в голову не одному мне. Известно, к примеру, что Василий Шукшин тоже говорил о своей мысли обратиться к этому персонажу истории, но до съемок фильма у него дело не дошло.
Личность Степана Разина харизматична и неоднозначна в истории России, поэтому было вдвойне интересно работать над этим проектом. Нам посчастливилось родиться и жить на земле, где когда-то эти события происходили, поэтому тема пришла сама собой – и меня поддержали коллеги, друзья, со временем появилось много единомышленников. Вместе мы и сделали это кино.
Производство кино – огромная индустрия. Вы привлекаете компании к сотрудничеству?
Конечно. Создание киноцентра было амбициозной задачей для небольшой группы энтузиастов-единомышленников. Тем не менее за год интенсивной работы мы смогли войти в десятку региональных компаний по кинопроизводству в России. Как оказалось, кино интересно многим, и к процессу производства подключились многие: власти региона, представители бизнес-сообщества. Не может не радовать, что к нам присоединились молодые и творческие ребята, которые горят идеями, хотят работать в кино, развивать его.
Есть ли у вас производственный план? Вы знаете, чем будете заниматься через год или через три года?
Безусловно. Кино – это то же производство, оно требует планирования. Сегодня ЦРК имеет утвержденный производственный план на три года. Есть кинопроекты в разработке. Два полнометражных фильма уже запущены в производство. Своего часа ждет сериал. Ведем работу над проектами нескольких полнометражных фильмов. Второй год ЦРК обучает по нескольким киноспециальностям. Это как раз те кадры, которые через несколько лет будут развивать киноиндустрию в Самарской области.
Некоторые наши выпускники получили гранты на создание собственных короткометражных картин – они смогут продемонстрировать полученные знания и отточить ремесло. Уверен, в будущем ЦРК и киноиндустрия в Самарской области будет динамично расти. Это даст толчок для развития в различных направлениях.
Каких, например?
Каких угодно: туризм, кино-театральное сообщество, различные смежные технические профессии, которые используются в кинопроизводстве. А главное, наша творческая молодежь не будет стремиться покинуть город, будет оставаться дома, трудиться в сфере кино в родном регионе.
Вопрос ребром: кем вы в большей степени себя ощущаете – режиссером или «чиновником от кино»?
Конечно же, я режиссер. Я очень люблю кинематограф, верю, что с помощью кино мы дадим мощный толчок развитию города и региона. Люблю снимать кино, люблю организовывать его, люблю быть в творческом процессе. «Чиновник от кино» – это, скорее, некий руководитель, выполняющий набор функций. Но и это тоже важно. Ведь когда творческий процесс, процесс создания фильма закончен, позади съемочный процесс, технические манипуляции, наступает момент не менее трудный – донести фильм до зрителя. А эта работа похожа на работу чиновника.
Как управляющий вы мечтаете дать толчок к развитию региона. А как режиссер?
Как режиссер… Хочу показать зрителю свой фильм «Сокровища Разина», мы уже закончили, и хочется, чтобы он понравился публике. Хочется, чтобы развивался проект под названием «Фильмейкеры», который успешно стартовал, чтобы все поставленные задачи были решены, актеры хорошо сыграли, режиссеры хорошо отрежиссировали, продюсеры хорошо спродюсировали. Хочется, чтобы успешным стал и другой наш проект – «Лодочник» – его мы сейчас запускаем.
Каждый человек, занимающийся определенным делом и реализующийся в определенной профессии, мечтает быть оцененным. Поэтому я как режиссер хочу снимать фильмы, которые будут удостоены наград от киносообщества. Но главная награда – безусловно, любовь зрителя. Мне хочется снимать фильмы с верным посылом для общества. Не какие-то ужастики, а картины, которые мотивируют людей на серьезные поступки, помогают стать лучше, ответить на вопросы, что такое хорошо, что такое плохо. А если сказать кратко – хочется снимать хорошее кино.