Вторник, 18.02.2025

Успех каждого ребенка

27 января 2020

В 2019 году система образования Самарской области по-прежнему выступала драйвером регионального развития

В 2019 году опыт управления системой образования в Самарской области был признан на федеральном уровне и рекомендован для тиражирования по всей стране. Следующий шаг – задача на 2020 год – укрепление лидерских позиций региона в отрасли.

Оксана ФЕДОРОВА, Юлия РУБЦОВА (фото «Волжская коммуна»)

Проблем не будет

2019 год стал годом модернизации и инновационного развития, годом активной реализации нацпроектов – главных приоритетов социально-экономического развития Самарской области. Очевидно, что их невозможно достичь без развития образования. Педагог в этом процессе играет главную роль.
Один из стратегических векторов развития Самарской области – совершенствование человеческого капитала – неразрывно связан с образовательной отраслью. Поэтому «образовательные» события 2019 года можно рассматривать как системные шаги, способствующие позитивным изменениям в региональной системе общего образования. Здесь четкой тенденцией является то, что именно государство задает формат образовательных изменений.
Важнейшая задача в масштабах всей страны – создание новых мест в дошкольных образовательных учреждениях. Что касается Самарской области, то регион готов справиться с задачей и уже в 2021 году полностью закрыть имеющийся здесь дефицит. Только в этом году было создано в общей сложности 4000 мест в детских садах, из них 2229 – для детей в возрасте до 3 лет.
Продолжается и строительство новых школ. В регионе в этом году открыты два новых учреждения в общей сложности на 2860 мест.
«Президент в послании поставил вполне конкретную задачу для социальной сферы всего государства. Для ее решения в рамках национального проекта «Демография» и других государственных программ в губернии до 2022 г. будет введено более 30 объектов дошкольного образования, – говорит министр образования региона Виктор Акопьян. – На эти цели из бюджетов различных уровней направляется около 2 млрд рублей».
Министр уверен, что к 1 января 2022 года семьи Самарской области не будут испытывать проблем с устройством детей в детские сады. «Это позитивно скажется на занятости молодых специалистов и социальном благополучии населения в целом», – считает Виктор Акопьян.

Движение нацпроекта

В Самарской области успешно продолжается реализация национального проекта «Образование» и его региональных составляющих. В нацпроекте «Образование» регион работает по восьми направлениям: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность». Задача проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» – создать условия для подготовки учеников к самостоятельной трудовой жизни, построить обучение таким образом, чтобы подростки могли освоить современные технологические и гуманитарные дисциплины. С этой целью кабинеты технологии оснащаются современным оборудованием. В этом году в 45 школах области открылись центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Работа по их созданию продолжается: до 2022 года они появятся еще в 115 учреждениях общего образования региона.
Также до 2022-го не менее чем в 279 учреждениях общего и среднего профессионального образования будет создана цифровая образовательная среда, в том числе посредством их оснащения современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. Это будет сделано на средства областного бюджета.
До 2022 года откроются еще два детских технопарка «Кванториум» – в Сызрани и Новокуйбышевске, появятся мобильный «Кванториум», а также два центра цифрового образования детей «IT-куб» в Самаре и Тольятти.
Чтобы у детей из глубинки уже сегодня появилась возможность проявить себя в техническом творчестве, робототехнике, познакомиться с 3D-оборудованием и шлемами виртуальной реальности, в этом году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» (это тоже составная часть нацпроекта) за счет средств регионального бюджета открыты 19 детских мини-технопарков, которые работают по модели кванториума.
По оценкам специалистов, это привлечет в систему технического творчества и поможет сделать профессиональный выбор более чем 90 тысячам школьников.
Одним из результатов проекта «Цифровая образовательная среда» стало создание в школах условий для обучения с использованием дистанционных технологий. Более 75% образовательных учреждений области имеют высокоскоростной доступ к Интернету.
В этом году более чем 200 тысяч школьников губернии приняли участие во всероссийском «Уроке цифры». Это один из самых высоких показателей в стране!

Всеобщее развитие

В этом году Самарская область стала одним из 12 субъектов РФ, где открылся Дом научной коллаборации (ДНК). ДНК работает на базе Самарского государственного технического университета. В этом центре дополнительного образования у ребят есть возможность вживую познакомиться с современными технологиями и поработать на высокотехнологичном оборудовании вузовских лабораторий.
К проекту подключились школа №81 областного центра и Самарский спортивный лицей. Две группы школьников сформированы в Сызранском филиале Самарского технического университета, там ребята обучаются по направлениям «Химия» и «Технология».
В рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» развивается деятельность службы ранней помощи детям и родителям. Это помощь психолого-педагогическая, консультативная. Сейчас ее получают около 450 тысяч родителей школьников.
Разработчики нацпроекта уделяют внимание и развитию педагогов. Задачи его раздела «Учитель будущего» – повышение квалификации работников образования. Предусмотрена и поддержка для молодых педагогов в возрасте до 30 лет – ежемесячные денежные выплаты в размере пяти тысяч рублей.
Региональный проект «Социальная активность» направлен на развитие общественной деятельности. Речь идет о волонтерских программах, социальных проектах, клубном студенческом движении. За годы реализации нацпроекта «Образование» в творческую деятельность планируется вовлечь не менее 45% молодежи, в клубные студенческие объединения – не менее 70%.
Растет и число школьных и студенческих добровольческих отрядов. Самарская команда волонтеров, работавшая на чемпионате мира по футболу, была признана одной из лучших в стране. В этом году около 300 добровольцев со всей губернии помогали с организацией отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья в Сакском районе Крыма. И это как нельзя лучше отвечает основной задаче федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование» – формировать у молодых людей активную жизненную позицию.

Молодые профессионалы

В 2019 году у самарского образования появились новые достижения федерального значения. Так, Самарская область служит федеральной стажировочной площадкой для других регионов по внедрению модели государственного управления образованием. Это направление сейчас активно развивается по инициативе министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой. А наш регион в этом вопросе находится на передовых позициях.
Благодаря активной поддержке губернатора Самарской области, объявившего 2019 год Годом среднего профессионального образования, мы добились впечатляющих результатов не только на федеральном, но и на международном уровне. В 2019 году на мировом чемпионате WorldSkills Самарскую область впервые представляли сразу два участника и добились очень высоких результатов. Да и по качеству результатов демонстрационного экзамена, который сдают студенты техникумов и колледжей по стандартам WorldSkills, наша губерния, согласно рейтингу Союза «Молодые профессионалы», занимает 2 место в России.
Кроме того, в 2019 году стартовал первый этап реализации федерального проекта по созданию опорных школ Российской академии наук. От Самарской области в проекте будут участвовать пять школ – это один из самых высоких показателей по стране. Их куратором стал Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П.Королева.
Также стартовал ряд направлений, способствующих развитию научно-технического творчества, формированию у молодых людей проектного мышления. Так, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» на базе СамГТУ начал работу центр дополнительного образования детей – «Дом научной коллаборации» им. лауреата Нобелевской премии Николая Семенова, выпускника Самарского реального училища. В этом центре на первом этапе будет обучаться не менее 400 детей. Выпускники, прошедшие подготовку, будут обладать необходимыми компетенциями для генерации, развития и реализации технологических инноваций.

Обсуждение закрыто.