Эффективность – основа стратегии

10 января 2020

Как ужин с генеральным директором влияет на производительность труда

Сегодня невозможно представить город Отрадный без АО «Таркетт» – самого крупного в мире предприятия по выпуску линолеума, хедлайнера экономики Самарского региона. С момента основания в 1995 году завод ускоренными темпами наращивает объемы производства, из года в год демонстрирует впечатляющую динамику, повышая эффективность и доходность за счет постоянного совершенствования технологических процессов и качества продукции. Динамизм в сочетании с использованием инновационных ресурсов позволяет предприятию осуществлять качественный рост и выходить на новый уровень развития, который сегодня может считаться образцом для многих предприятий страны. В этом году завод возглавил новый руководитель. О том, какова в связи с этим будет политика предприятия, каким путем пойдет мировой лидер в Отрадном, рассказывает генеральный директор АО «Таркетт» Евгений Стрелец.

Людмила КРУГЛОВА

— Завод «Таркетт» за годы работы завоевал высочайшую репутацию. На каком витке развития сейчас находится предприятие?

— Отрадненский завод как был, так и остается уникальным по производимой продукции, по технической комплектации, по наличию линий и производству напольных покрытий на основе поливинилхлорида. Ни для кого не секрет, что на российском рынке наблюдается некая стагнация, связанная с экономической ситуацией и неуверенностью потребителя. Соответственно, немного «проседает» и наш рынок. Вместе с тем набирает обороты производство коммерческого линолеума, и на этом рынке мы хорошо представлены. Сегодня мы работаем не только на внутреннем рынке, но и отправляем продукцию на экспорт, развиваем сотрудничество со странами Содружества, с Польшей. Завод по-прежнему держит высокую планку: «Таркетт» и качество, инновации и «Таркетт» – это синонимичный ряд, здесь мы остаемся лидерами рынка, и в следующем году планируем оставаться на том же уровне. В целом позиции завода крепкие, есть уверенность в завтрашнем дне.

— Вы стали руководителем сильного, крепко стоящего на ногах предприятия. У вас есть стратегия дальнейшего развития?

— В конце ноября – начале декабря завод успешно прошел два очередных ежегодных аудита системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам). Мы производим продукцию высочайшего качества, у нас реализуется система бережливого производства, и сейчас мы вплотную работаем над развитием менеджмента качества. Бережливое производство в классическом формате базируется на сведении к минимуму необоснованных потерь и сознательном отношении сотрудников к улучшению производственных процессов. Наша задача заключается в том, чтобы оптимально адаптировать ЛИН-технологии под наше предприятие, учитывая его уровень, опыт, производимую продукцию. Разумеется, все заводы «Таркетт» находятся в одном информационном поле, мы обмениваемся хорошими практиками для того, чтобы создавалась единая эффективная структура. Мы пытаемся изменить образ мышления наших работников, с тем, чтобы они стали приверженцами ценностей предприятия. Путь бережливого производства бесконечен, так же как и нет предела совершенству. Поэтому мои основные задачи связаны с дальнейшим развитием производства.

А как можно внедрить приверженность в сознание?

— Философия проста: человек на своем рабочем месте знает больше, чем его руководитель. Главная задача – включить этого человека в процесс производства, когда он сам вносит свои рацпредложения, сам устраняет потери, не ожидая, пока начальник укажет ему на недоработки. Таким образом, система бережливого производства меняет сознание работника. Конечно, это расходится со стереотипами нашей культуры, когда руководитель всегда прав и знает больше, чем подчиненный. Но с точки зрения жизни это вполне логично: специалисты на рабочих местах знают свою работу лучше остальных. В этом смысле сотрудники Таркетта – «сливки» мирового производства напольных покрытий, люди с опытом 25-30 лет, которые владеют своим делом «от и до». Поэтому, обладая абсолютно уникальными профессиональными кадрами, мы хотим вовлечь их в достижение результата. Социальный эффект очевиден: человек становится хозяином производства. Одним из инструментов на пути к этой цели служит система мотивации, и у нас, помимо материальных поощрений, довольно успешно практикуются и нематериальные стимулы. Например, ужин или обед с генеральным директором.

— Это ваше ноу-хау?

— В принципе, да. У нас есть работники, которые предлагают до сотни технологий эффективности в год. Этих людей вы можете увидеть на Доске почета. На счету нашего лучшего работника Алексея Рязанова – 173 рацпредложения для улучшения производства. С ним и его коллегами у нас прошел обед, в неформальной обстановке мы обменивались мнениями о производстве. Если учесть, что на предприятии работает 1100 сотрудников (более 20 смен), то, согласитесь, трудно найти время, чтобы пообщаться с каждым человеком, узнать его насущные проблемы. Безусловно, эта стратегия нацелена на взаимопонимание руководства и работников, возможность донести до них, чего мы от них хотим, и вместе с тем узнать их потребности. Нельзя вовлечь работника в производство, если мы не будем относиться к нему с эмпатией. Это сейчас основной принцип работы с людьми. Система бережливого производства меняет сознание не только работника, но и руководителя, он должен напрямую работать с людьми, слушать их и слышать. Безусловно, деньги – важная субстанция: в «Таркетте» зарплаты гораздо выше, чем в среднем по Самарской области. Но не только это подвигает нас каждое утро идти на службу. Мы хотим создать атмосферу, когда люди будут относиться к работе так, как Гоша из фильма «Москва слезам не верит», который говорит: «Без меня тут ничего не крутится и не вертится».

А как соотносится бережливое производство с так называемой оптимизацией?

Оптимизация бережливого производства – это улучшение, избавление от работы, не приносящей добавленную стоимость. За счет совершенствования производственных процессов освобождается время сотрудников, и оно должно быть направлено на их профессиональный рост, к примеру, на обучение смежным профессиям. На каждого человека нашего предприятия приходится более 80 часов обучения в год – от тренингов по ЛИН технологиям, совершенствования производственных компетенций и до английского языка. Мы – самообучающая организация, поэтому у каждого сотрудника есть возможность бесплатно повысить свою квалификацию и расти дальше. Мы много вкладываем в сотрудников, отчего ценность каждого из них возрастает во сто крат. Каким бы автоматизированным ни было производство, в любом случае высокотехнологичными машинами управляет человек, а если он еще и видит, каким образом этот процесс можно улучшить, то это дает громадный синергический эффект. Оптимизация для нас – это не списочная активность, она у нас вырастет, потому что объемы производства увеличиваются. Будем смотреть, как осуществлять рокировку кадров, с пользой для них и для завода.

Основной тренд нынешнего времени – создание инновационного продукта. Как данное направление реализуется на предприятии?

— Инновации – визитная карточка завода «Таркетт» и, собственно говоря, один из важных источников повышения эффективности завода. Для этого мы обладаем уникальными производственными и человеческими ресурсами, серьезным материально-техническим обеспечением. На базе завода работает несколько лабораторий, в том числе научно-исследовательская, потому что мы не прекращаем научные изыскания, работая над улучшением качества продукции. Мы постоянно контактируем с лабораторией в Западной Европе и сегодня создаем продукты, которые будут актуальны в следующие двадцать-тридцать лет. Ежегодно мы выпускаем на рынок новый продукт, адаптируем существующие изделия под запросы клиентов, постоянно расширяем ассортиментный ряд и рынки сбыта. В этом году запущен цех по выпуску жестких напольных покрытий из ПВХ класса люкс. Они сочетают в себе свойства ламината, керамической плитки и модульных ПВХ-покрытий, соответственно, обладают рядом инновационных превосходств, соответствующих нашему слогану «уникальное ощущение пола». Это, безусловно, огромное событие года: востребованность модульных покрытий на рынках Европы и Азии даст «Таркетту» новые конкурентные преимущества.

— Каким вам видится социальный вектор развития?

— На заводе «Таркетт» выстроена уникальная модель социальных приоритетов как внутри, так и вне завода, прекрасно работает профсоюз. Мы тратим серьезные средства на социальные проекты, на благотворительность, оказываем поддержку сотрудникам, ветеранам производства, это и санаторно-курортное лечение, и оздоровление работников, и занятия спортом в ледовом дворце, спорткомплексах, бассейне. Все это нашим работникам предоставляется бесплатно.
С администрацией города Отрадный сложилось хорошее, конструктивное взаимодействие, золотой треугольник «общество, власть и бизнес» работает в содружестве. Социальные приоритеты давно стали частью корпоративной культуры «Таркетта», собственно, такой и должна быть на территории присутствия уважающая себя компания. Очистные сооружения ливневых сточных вод, которые мы построили, – это тоже вклад в развитие города. Дмитрий Игоревич Азаров стал инициатором проекта о сохранении и предотвращении загрязнения Волги, и нам приятно, что мы своим ответственным отношением к водным ресурсам уже вносим лепту в экологическую тему. Сейчас запускаем проект экологически ответственного мышления в офисе. Это отмена пластиковой посуды, озеленение, бережное отношение к энергоресурсам и так далее. Вроде бы мелочи, но они формируют культуру. Производство всегда сопряжено с рисками, мы создаем условия безопасности, но от работника требуется соблюдать эти условия. А эти понятия – условия и культура – нерелевантны. Поэтому мы начинаем с себя, не декларируем, а показываем пример личной ответственности.

Евгений Викторович, вы недавно вступили в должность генерального директора АО «Таркетт». Какова ваша управленческая история?

— Окончил Воронежскую государственную технологическую академию, по специальности инженер-технолог. Работал на крупных заводах пивоваренной отрасли, прошел путь, как принято было говорить в советские времена, от начальника цеха до руководителя первого звена. Мой управленческий опыт – порядка 18 лет, должность генерального директора АО «Таркетт» я получил на конкурсной основе, что вполне понятно: ни одна позиция уровня первого руководителя и его заместителей не может проходить без конкурса. Отбор продолжался где-то полгода. В предложении возглавить «Таркетт» я увидел большую возможность для себя в плане развития и, конечно, для компании, потому что мне важно продуцировать качественные изменения на заводе. Рассчитываю на хороший эффект.

Вас что-нибудь смущало при принятии решения возглавить завод?

— Меня никогда и ничто не смущало, потому что я трезво смотрю на вещи, вижу плюсы и минусы тех или иных вещей, сопоставляю и в итоге принимаю решение. Конечно, я размышлял, насколько это совпадает с моей жизненной философией и личными обстоятельствами. Взвесив все основательно, я без лишних рефлексий иду вперед.

Ознакомившись с отрадненским предприятием, вы захотели что-то изменить?

— Да, прежде всего в системе управления, тех структурных принципов, которые накопились у меня с учетом опыта и знаний в производственной сфере. Это эволюционный подход, потому что предприятие развивается, и, соответственно, изменения необходимы, чтобы отвечать тенденциям современной мировой экономики. Нужно отдать должное Валерию Константиновичу Нуждину, Владимиру Александровичу Ильину, Анатолию Константиновичу Нуждину, который ушел из жизни. Они создали мощное предприятие, вложили в него колоссальные силы, сделали «Таркетт» мировым лидером, это уважаемые люди, профессионалы и уникумы в своем деле. Валерий Константинович Нуждин во многом определил мой выбор в пользу «Таркетта», является моим советником и помогает мне, за что я ему бесконечно благодарен. Время прежних руководителей связано с невероятным подъемом, мощным строительством, развитием шаг за шагом. Сейчас мы, учитывая реалии экономики, должны действовать немного иначе. Нынче время очень сложное, рынок устоялся, сформировался, и внутри него идут серьезные процессы, заставляя нас быть гибкими, чтобы предугадывать потребности потребителя, когда мы должны обладать способностью к маневренности на рынке, умением перестраиваться, быть инновационными, быстрыми, конкурентоспособными.

— Каков ваш стиль руководства?

— Мне нравится одна притча. Три человека делают одно дело, при этом один говорит, что таскает камни, второй – зарабатывает деньги, а третий – что он строит храм. Хочется, чтобы у всех нас было единое понимание того, что мы строим храм. И не я лично, а команда делает вклад в этот храм, и каждый человек на своем месте. Мы сфокусированы на том, что «у них за границей» лучше, а это неверная позиция. Отрадненский «Таркетт» – один из лучших заводов в мире. А значит лучшую продукцию делают здесь, и каждый работник вправе гордиться своей работой. А руководитель – это не почетная должность: это служение, труд.

Обсуждение закрыто.