Благоустройство пространств и ремонт дорог в Самаре переведены на новый уровень
В Самаре стартовал прием предложений жителей по отбору общественных территорий города для благоустройства в 2021 году. Сделать столицу региона более комфортной для жителей и привлекательной для гостей – задачи, стоящие перед муниципалитетом. И для этого есть возможности, предоставляемые в рамках национальных проектов. Важно, что процесс отбора вместе с властями осуществляют сами горожане: именно этот подход позволяет выполнять работу эффективно и максимально качественно.
Алена ПАВИЧЕВА
Пространства «с изюминкой»
На
основе перечня предложений жителей
города будет составлен топ пространств,
которые преобразятся в
рамках национального проекта «Жилье и
городская среда». Такая же практика –
учет мнения самих самарцев с помощью
рейтингового опроса – использовалась
и в начале прошлого года, в результате
чего изменился облик сразу нескольких
излюбленных у горожан мест отдыха.
Базовый принцип проекта как раз и
заключается в общественном участии, а
контролирует его реализацию специально
созданная в регионе комиссия.
Столь
масштабное благоустройство скверов и
дворов, ставшее возможным благодаря
участию муниципалитета в нацпроекте,
велось при активном наблюдении за
качеством выполнения работ самими
гражданами. Благодаря их инициативам
пространства обрели свою «изюминку».
Появление Крымской площади вдохнуло
вторую жизнь в заброшенную десятилетиями
территорию. К его обновлению департамент
городского хозяйства администрации
Самары подошел комплексно: здесь
установили арт-объекты «Форосский Маяк»
и «Ялтинская Ротонда», выложили мозаичное
панно в виде карты Крымского полуострова
и тротуары из плитки, установили
пешеходные ограждения, фонари и сухой
фонтан, высадили цветы и более чем 200
видов деревьев и кустарников. Облагородили
и прилегающую территорию – были приведены
в порядок фасады зданий вокруг площади,
снесено ветхое жилье, появилась новая
проезжая часть.
Особо стоит отметить и сквер Фадеева, представший после благоустройства с клумбами в космическом стиле. Только для цветочных узоров было использовано более чем 400 однолетних цветущих растений, а дополнили их 34 дерева и 700 кустарников. Продолжил космическую тему уникальный детский городок с луноходами, ракетами и другими тематическими объектами. В сквере также появился необычный водный аттракцион, были заменены освещение, покрытие пешеходных дорожек, на газонах оборудовали систему автополива, застелили рулонную траву.
Еще один объект – памятник Павлу Мочалову в год 110-летия со дня его рождения – стал главным элементом комплексного благоустройства бульвара Металлургов и площади. Кроме того, территорию очистили от незаконных объектов потребительского рынка и озеленили. Заметно реконструировали и территорию со стороны улицы Солнечной около Кирилло-Мефодиевского собора. Везде, на всех объектах жители лично проводили приемку работ.
Развитие городской среды как одна из важнейших составляющих нацпроекта подразумевает и благоустройство дворов. В 2019 году в рамках федерального проекта преобразились 42 территории. Началась и реализация новой программы расселения ветхого и аварийного жилья. Планируется, что до декабря 2025 года расселят более 10 тысяч человек.
Удобные парковки и дороги
Реализация нацпроектов предполагает также создание платных парковок – они включены в проект «Умный город». Это позволит снизить нагрузку на дорожную сеть и вместе с тем повысить привлекательность общественного транспорта. При этом автомобилисты смогут заранее планировать места стоянки личного транспорта. А жители, оставляющие авто в своих дворах, не будут испытывать трудности при выезде – ситуации, когда чей-то личный автомобиль перекрыл проезд из-за отсутствия парковки, будут минимизированы.
Необходимость снижения нагрузки на улично-дорожную сеть становится крайне актуальной еще и в связи с запуском движения по мостовому переходу «Фрунзенский», а значит, увеличением трафика в центральной части Самары. И, если не принимать меры, город не сможет развиваться инфраструктурно. Ожидается, что пик активности в этой работе в Самаре придется на лето 2020 года. В основном схема охватывает историческую часть города – Самарский, Ленинский, Октябрьский районы, а также некоторые улицы в Железнодорожном районе. В документ включено около 6,8 тыс. мест, запланированных под обустройство платных парковочных пространств.
Все материальные средства, которые будут поступать в результате реализации проекта платных парковок (собранные штрафы, средства от концессионера) планируется вкладывать в развитие системы городского общественного транспорта: пополнение парка новым подвижным составом, улучшение инфраструктуры, благоустройство остановок и др. Предполагается, что после того, как проект заработает в полном объеме, городскую казну будут пополнять около 50 млн рублей ежегодно. Все они пойдут на развитие городской инфраструктуры. Вместе с тем останутся и бесплатные места, в том числе в центральной части Самары.
Магистрали – как новые
Еще одно из направлений проекта «Жилье и городская среда» – строительство новых магистралей. Например, в 2019 году в микрорайоне Волгарь завершили строительство пяти дорог, чтобы обеспечить комфортный доступ горожан к объектам социальной инфраструктуры.
Ремонт дорог осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2018 году в ходе дорожной кампании по федеральной программе выполнялся ремонт покрытия проезжей части «картами» свыше 100 погонных метров и один объект – Заводское шоссе на участке от ул. XXII Партсъезда до ул. Земеца – начали обновлять капитально. А в 2019 году благодаря реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» удалось отремонтировать на 17,2 км больше дорог, нежели в 2018-м.
В 2019 году добавился комплексный ремонт ряда дорожных участков. Речь идет о десяти дорогах. Преимущества такого подхода состоят в том, что ремонтируют проезжую часть от борта до борта, тротуары, бортовой камень, инженерные коммуникации, карманы для подъезда общественного транспорта, примыкания. Также предусмотрено устройство газонов, пешеходных направляющих ограждений и разметки, обновление светофоров. Кроме того, в результате комплексного ремонта на ряде участков (ул. Стара-Загора, ул. Победы) увеличили количество парковочных пространств, а также расширили проезжую часть. Новые поворотные полосы разгрузили проблемные перекрестки и минимизировали дорожные пробки, когда, например, одним участникам движения нужно повернуть направо, а другим – следовать прямо. Устроен и «островок безопасности» (в районе перекрестка ул. Победы и пр. Кирова) – это разворотная полоса для левого поворота при необходимости следовать в сторону ул. Ново-Вокзальная. А также в 2019 году устроили полноценную проезжую часть на ул. Аксаковской вблизи комплексно благоустроенной Крымской площади и Шестого кассационного суда. Теперь здесь вместо узкого неорганизованного грунтового проезда и тупика – удобная дорога (фактически ее заново построили, начиная с земляных работ и основания): с одной стороны, с Аксаковской можно выехать на Ткачевскую, далее на Новокрасноармейскую, с другой стороны участок соединен с ул. Урицкого.
К новшествам относится комплексный ремонт двух автодорог в рамках трехгодичных контрактов, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла. То есть один и тот же подрядчик не только ремонтирует дороги с прилегающими территориями и в течение пяти лет следит за состоянием объектов, за свой счет устраняя возникающие дефекты в рамках гарантийных обязательств. Он взял на себя и всесезонное содержание отремонтированных объектов: расчистка снега, противогололедная обработка, уборка мусора и т.п., то есть обслуживает дороги полностью в течение трех лет, после чего они перейдут на содержание МП «Самара «Благоустройство».
Прежде такой практики в Самаре не было. С 2019 года объектами, на которых внедрены работы по контракту жизненного цикла, стали участки ул. Стара-Загора и ул. Победы. Причем их содержание подрядчиком организовано и на уже обновленных отрезках, и на тех, где предстоит продолжить комплексный ремонт в 2020 году.
Вместе с тем в 2019 году в Самаре 51 участок дорог местного значения привели в порядок от борта до борта большими «картами», отремонтировав сверх плана 10 км.
По информации профильного департамента, план работ и перечень объектов ремонта был сформирован с учетом обращений граждан и общественных организаций, а также предписаний надзорных органов. В общей сложности в список вошли 62,42 км полотна (619479,21 кв. м), стоимость ремонта которых составила более миллиарда рублей. В частности, работы были выполнены на ул. Стара-Загора от ул. Советской Армии до Ново-Вокзальной и далее (сверх плана) – до Воронежской; на ул. Победы от ул. Елизарова до пр. Кирова и далее (сверх запланированного) – до Ново-Вокзальной; у Крымской площади (восемь дорог); на Заводском шоссе от ул. XXII Партсъезда до ул. Земеца (капитальный ремонт, включающий обновление путепровода в районе перекрестка с пр. Кирова, замену ливневого коллектора, системы освещения на шоссе, обновление ранее «законсервированного» подземного пешеходного перехода в районе ПАО «Кузнецов» по просьбам заводчан и дирекции завода, усиление дорожной одежды от ул. XXII Партсъезда до пр. Кирова с полной заменой «дорожного пирога» общей толщиной порядка 1 м 18 см и др. виды работ).
Основная задача проекта – не только обновление дорог вкупе с синхронизацией развития транспортной инфраструктуры Самары, но и повышение уровня безопасности движения на дорожной сети. Так, долю протяженности дорожной сети г.о. Самара, находящейся в нормативном состоянии, довели с 39,7 % (по состоянию на 2018 год) до 48,5% (по состоянию на 2019 год).
На всех этапах дорожной ремонтной кампании, как и в предыдущие годы, был организован в том числе общественный контроль с участием лидеров общественного мнения.
Елена Лапушкина, глава Самары:
— Решение жилищного вопроса находится в зоне особого внимания региональных и муниципальных властей. Во многом именно от этого фактора зависит качество жизни людей. Самара сейчас активно занимается переселением граждан из аварийного и ветхого жилья, и благодаря приоритетному национальному проекту «Жилье и городская среда», утвержденному в прошлом году президентом РФ Владимиром Путиным, этот процесс значительно ускорился. Уже в 2019 году удалось расселить 25 домов общей площадью 9000 кв. м. Окончательно же решить вопрос с переселением граждан из аварийного фонда в рамках нацпроекта планируется до 2024 года. Национальный проект также дает нам возможность развития существующего жилого фонда, в частности реконструкции и благоустройства внутридворовых территорий. Только в прошлом году в Самаре привели в порядок 42 двора. Люди очень довольны и уже понимают, как много зависит от их собственной инициативы и какие возможности открывает программа «Формирование комфортной городской среды», о которых раньше мы могли только мечтать.