Инновации в онлайн-формате

4 марта 2020

Чапаевский колледж реализует экосистему цифрового образования

Чапаевский губернский колледж по праву считается одним из передовых учреждений среднего профессионального образования Самарской области, показывающих высокий уровень, инновационность, гибкую адаптивную систему подготовки специалистов. Сейчас в колледже полным ходом идет реализация важнейшей составляющей нацпроекта «Образование», а именно создания цифровой образовательной среды. О том, как колледж осуществляет данный проект, рассказывает директор ГБПОУ СО «ЧГК им. О. Колычева»Татьяна Скоморохова.

Людмила МАРТОВА

— Что является принципиальным в решении этой задачи?

— Образовательный заказ в условиях цифровизации смещает фокус на необходимость формирования комплекса новых цифровых компетенций, независимо от получаемой специальности. Не случайно одним из целевых акцентов государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы определено создание онлайн-среды образования. Проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на широкое внедрение цифровых инструментов учебной деятельности и целостного включения их в информационную среду, обеспечения обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни, в любое время и в любом месте. На этом основании создание в образовательных организациях цифровой среды является насущной необходимостью.

— Какие ресурсы использует колледж для достижения результата?

— Опираясь на существующую нормативную базу, практический опыт пионеров в этом деле (я имею в виду, например, проект «Московская электронная школа»), собственный багаж и наработки, мы пытаемся создать в колледже экосистему цифрового образования, единое поле деятельности, каждый элемент которого обеспечивает жизнеспособность системы в целом. Прежде всего, нами разработана Дорожная карта создания цифровой образовательной среды в учреждении. Это план мероприятий, отражающий анализ и задачи в части организационных, материально-технических, учебно-методических и кадровых ресурсов и условий по созданию такого пространства.

— Что вошло в подготовительную работу?

— Мы разработали локальный акт, провели мониторинг состояния ресурсов для формирования и функционирования ЦОС, выявили исходные условия. Сегодня компьютерный парк учреждения объединен в единую локальную сеть. Это позволяет преподавателям обмениваться опытом разработки цифровых образовательных ресурсов, а студентам – получать доступ к учебной информации. Сейчас унифицируется управление учебным процессом: составление учебных планов и расписания, ведение электронных журналов. Мы точечно реализуем образование в режиме онлайн, что включает и электронное обучение, и дистанционное, и даже занятия по учебной практике, с применением технологии ЦОС. Ведется работа по обеспечению участников образовательного процесса учебными цифровыми материалами. В недалекой перспективе – создание и экспертиза данных учебных материалов, организация доступа работодателей к портфолио студентов, а также проведение профессиональных проб для школьников в режиме онлайн.

— Какие изменения произошли в колледже с учетом цифровизации?

— В части обновления материально-технической базы нами были закуплены новинки оборудования – очки виртуальной и дополнительной реальности, наушники, контроллеры (специальность «Компьютерные системы и комплексы»), электронная песочница, дидактические игры с использованием интерактивной системы SMART с мобильной платформой, конструктор LEGO E-education для занятий по робототехнике (специальность «Дошкольное образование»). Новые цифровые ресурсы используются в качестве элементов демонстрационных экзаменов по стандартам World Skills. Не обошли изменения и учебно-методические ресурсы. Согласно рекомендациям, преподаватели внесли поправки в рабочие программы (более 50% из них) с целью введения элементов онлайн-обучения. У нас организована консультативная и педагогическая помощь работникам в использовании информационно-коммуникационных технологий. В 2019/20 учебном году мы организуем повышение квалификации 32% преподавателей в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса «одного окна». Обобщая сказанное, отмечу, что цифровизация представляет собой глубинную трансформацию всего образовательного процесса, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой. Мне думается, наиболее конкурентоспособными станут учреждения, сумевшие объединить образовательные и информационные технологии, за которыми, несомненно, – будущее.

Обсуждение закрыто.