Достигнуты немалые успехи в решении приоритетной задачи образования
В школах Северного управления министерства образования и науки Самарской области реализуется гражданско-патриотическое воспитание с опорой на приоритеты государственной стратегии в сфере образования. Юбилейный год стал беспрецедентным по количеству событий патриотической направленности, проводимых на территории. О том, какие мероприятия способствуют формированию нравственных качеств патриотизма в сознании подрастающего поколения, рассказывает руководитель Северного образовательного округа Наталья Куликова.
Людмила МАРТОВА
— Как вы можете охарактеризовать в целом работу по патриотическому воспитанию, проводимую в округе?
— Образовательными организациями достигнуты немалые успехи в решении приоритетной задачи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В школах округа работают музеи и военно-патриотические клубы, открыты памятные доски, установлены бюсты и памятники. Активно ведется работа по присвоению школам имен Героев Советского Союза и выдающихся деятелей. В округе шести общеобразовательным школам уже присвоены имена Героев Советского Союза и исторических личностей, в этом учебном году поданы еще три заявки. Развивается кадетское движение. Выросло число школ, членов общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Школы округа успешно включились во Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Около 2500 школьников приняли присягу и стали носить звание «юнармеец». С каждым годом увеличивается количество воспитанников военно-патриотических клубов, в свободное от учебы время они ведут работу по сохранению мемориалов, обелисков, несут Вахту памяти у Вечного огня, занимаются волонтерской деятельностью. В нашем округе есть село Денискино, где более чем 250 человек погибло в годы Великой Отечественной войны, сражаясь за Родину. В их честь в центре села воздвигнут Обелиск Героев, и многие годы учащиеся местной школы традиционно участвуют в благоустройстве территории возле него, где проходят митинги и мероприятия к значимым российским праздникам. Эта работа имеет огромное воспитательное значение, ведь обеспечивается эффект сопричастности молодого поколения с великими событиями прошлого.
— Почему в деле воспитания так важна историческая память?
— Память выступает посредницей между поколениями, и это важно всем понимать. Сохранение исторической памяти необходимо, чтобы связующим звеном поколений была любовь к Родине, гордость за величие ее народа-освободителя, чтобы пресекать любые попытки фальсифицировать историю. Ярким примером преемственности служит «Зал Боевой и Трудовой славы» школы села Старое Эштебенькино. Здесь собран богатый материал об участниках войны «Они сражались за Родину», есть стенд «Учителя-фронтовики», есть материалы, посвященные воинам-интернационалистам. Вместе они рождают представление о сильных и мужественных людях, которых взрастила эта земля. Радует, что дети считают своим долгом участвовать в сбережении исторического наследия. Например, на базе школы №1 ОЦ села Сергиевск успешно работает поисковый отряд «Подвиг» и функционирует школьный музей. Музей является интерактивной частью школьного пространства. Это очень хорошая практика, когда музей находится в постоянном свободном доступе для детей и их родителей и они в любое удобное время могут познакомиться с интересными историческими фактами, визуально изучить экспонаты и иные материалы, собранные поисковым отрядом. В 2020 году отряд «Подвиг» стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса авторских проектов «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя Победа» с проектом «Прерванный полет».
— Надо понимать, что в воспитании патриотических основ нужна системность…
— Несомненно! Так же, как необходим интегрированный подход, объединяющий урочные формы и внеучебную деятельность, социокультурные проекты военно-патриотической направленности. В связи с этим заслуживает внимания опыт школы ОЦ п. Серноводск, где создана многоаспектная система патриотической работы, налажено сотрудничество с муниципальными и общественными организациями в деле воспитания учащихся. С 2014 года в школе работает военно-патриотическое объединение «Русь», где ребята среднего и старшего школьного возраста изучают военное дело, занимаются физической подготовкой, военно-прикладными видами спорта и туризмом. Набирает обороты юнармейское движение, сегодня его участниками стали 193 ученика Серноводской школы. В целом, отмечается высокая нацеленность школ округа на формирование образовательно-воспитательной среды, способствующей реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания.
— Дан ли старт новым проектам в честь юбилея Победы?
— Да, конечно. Одним из новых проектов стал Всероссийский образовательный проект «Парта Героя». Цель этого образовательного проекта – в доступной форме рассказать школьникам о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и готовность к самопожертвованию. Каждый герой имеет непосредственное отношение к той школе, в которой устанавливается Парта героя. Это, безусловно, важный для воспитания молодежи и объединяющий поколения образовательный проект, и наши школы активно включились в его реализацию.
— Как школы округа готовятся встретить юбилей Победы?
— В преддверии празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов по всей стране идет интенсивная работа по подготовке и проведению различных мероприятий, в которую входят циклы выставочных, культурно-просветительских проектов, мемориальных акций, концертных программ. Конечно же, наши образовательные учреждения принимают самое активное участие в мероприятиях и проектах. В школах запланированы и реализуются многочисленные традиционные акции: «Ветеран, живущий рядом», «Неделя добра», «Аллея памяти», «Подарок ветерану своими руками», «Ожившая фотография», «Живая лента памяти». Активно включаются школьники округа и во всероссийские акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Письмо Победы» и многие другие. Уроки по памятным датам, проведенные в школьных музеях, производят на подрастающее поколение неизгладимое впечатление: «А завтра была война», «Ни шагу назад», «Спасибо деду за Победу» и другие. Подобные акции помогают юному поколению яснее понять то суровое время, когда мужеством и стойкостью, самоотверженным трудом народа была спасена наша Родина.
— Какова, на ваш взгляд, главная педагогическая задача?
— 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Считаю, что наша задача – не только сохранить память о событиях того времени, но и сформировать у подрастающего поколения правильное и неискаженное понимание событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Современная школа должна передать ценности, которые объединяют граждан России, святое отношение к героическим людям, отстоявшим независимость нашей страны и подарившим нам мирную жизнь.