Самарский оборонпром развивает компетенции
по выпуску высокотехнологичной гражданской продукции
Президент России Владимир Путин поставил задачу – довести долю гражданской продукции и продукции двойного назначения в общем объеме производства предприятий ОПК до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году. Чтобы узнать, как идет эта работа в Самарской области, губернатор Дмитрий Азаров провел совещание по развитию оборонно-промышленного комплекса на территории ПАО «Салют» с участием представителей крупнейших организаций отрасли.
Оксана ФЕДОРОВА, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото, «Волжская коммуна»)
Срочно обновлять
Тема диверсификации отечественого оборонпрома не нова, но каждый раз по-новому «выстреливает» в зависимости от внешних и внутренних социльно-экономических и политических условий. В 2014 году в свете введения санкций против России и российских ответных мер возник стимул для развития идей импортозамещения в промышленности, в частности, в оборонке. К тому времени здесь накопилась масса проблем.
Промышленность Самарской области в основном сформировалась в 1940-1980-х годах. И хотя ряд организаций располагает современными производственно-технологическими линиями и оснащены передовым оборудованием, на многих заводах станочный парк не обновлялся с 1960-1970-х годов. Поэтому надо срочно решать задачу технического перевооружения, которую промышленность не смогла решить самостоятельно из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости организаций.
Продекларировав необходимость оперативного решения комплекса накопившихся проблем, государство выразило готовность поддержать отечественное производство, разработав целый комплекс программ. Правительство Самарской области составило перечень системообразующих предприятий региона. В список вошли крупнейшие организации технических отраслей, составляющих костяк экономики региона. Оборонно-промышленный комплекс представлен 18 предприятиями, входящими в аэрокосмический кластер, и работающими в радиоэлектронной и боеприпасной промышленности. «Прогресс», «Кузнецов», «Авиакор — авиационный завод», «Авиаагрегат», «Агрегат», «Гидроавтоматика», Завод аэродромного оборудования, «Металлист-Самара», «Салют», Самарский завод «Экран», «НИИ «Экран», Жигулевский радиозавод, Концерн «Радиоэлектронное оборудование», Самарский завод «Коммунар», Чапаевский механический завод, «Полимер», Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон, Самарский электромеханический завод. Компании, вошедшие в перечень, могут претендовать на получение субсидий для компенсации затрат по целому ряду мероприятий.
С 2014 года правительство региона реализовало госпрограмму «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года». Программа была направлена на перевооружение промышленных предприятий, стимулирование создания инновационных продуктов, внедрение современных программно-аппаратных средств подготовки, управления, диспетчеризации производства и энерго-, и ресурсосберегающих технологий, а также на развитие кадрового потенциала и адаптацию организаций.
Наибольший вклад оборонки
Одним из доказательств эффективности предложенных мероприятий можно считать экономические итоги отрасли. Докладывая депутатам СГД о предварительных итогах 2019 года и прогнозе развития на 2020-2022 годы, министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов упомянул о вкладе самарской оборонки в развитие региона. По его словам, наибольший вклад в экономический рост вносят обрабатывающие производства, в том числе благодаря увеличению объемов производства. Лучшую динамику традиционно показывают автомобилестроение, нефтехимия и авиационно-космическая отрасль. Ожидается, что в ближайшие годы основной рост обрабатывающих производств обеспечит АВТОВАЗ, который приступил к реализации специального инвестиционного контракта. Он предполагает выпуск семи новых моделей и инвестиционные вложения объемом 70 миллиардов рублей до 2028 года. В ближайшие три года ожидается, что увеличится портфель заказов РКЦ «Прогресс», «Кузнецов», «Электрощит», «Тяжмаш». Рост промышленного производства к 2022 году составит 9,6 процента, что превысит среднероссийское значение примерно на 1,6 процента.
Собственные программы
2019 год для большинства предприятий стал годом стабильного развития. Крупнейшими в несырьевых отраслях являются представители аэрокосмического и оборонно-промышленного комплексов – АО «РКЦ Прогресс», ПАО «Кузнецов», АО «Металлист – Самара», АО «Салют», АО «Авиакор — авиационный завод» и АО «Авиаагрегат». Индекс промышленного производства по итогам 11 месяцев 2019 года в этой категории составил 120,8%. В целом по промышленности Самарской области этот показатель достиг 101,9%, а индекс объема отгрузки промышленной продукции в регионе немного превысил 104%.
Самарские предприятия ОПК целенаправленно реализуют собственные программы диверсификации, налаживают выпуск продукции гражданского и общепромышленного назначения.
Завод «Салют» выпускает медицинскую установку-стенд искусственной силы тяжести СИСТ-01-«Салют» и СИСТ-02-«Салют». Совместно с коллективом ученых Самарского медуниверситета ведущие специалисты «Салюта» разработали и внедрили это инновационное оборудование в серийное производство. Стенд предназначен для эффективного лечения больных травматологического, ортопедического, хирургического и терапевтического профиля.
АО «Авиаагрегат» разработало и готово производить зарядные станции для мобильных устройств, а также станции для зарядки электромобилей. «Мы готовы предоставить три устройства для подзарядки мобильников для установки на набережной Самары. Давайте протестируем их, посмотрим, насколько они будут востребованы у людей», – предложил гендиректор завода Олег Брындин. Дмитрий Азаров одобрил эту инициативу. Губернатор напомнил: весной 2020 года начнутся продажи отечественного электромобиля Zetta. Для налаживания сборки «электрички» уже возвели завод в Тольятти. «Для региона это крайне важный проект», – сказал Дмитрий Азаров и поручил в течение двух месяцев проработать вопрос по размещению зарядных станций «Авиаагрегата» на АЗС региона.
В 2019 году на территории «Авиаагрегата» был открыт спортивный комплекс под брендом «Заряжайся». Это красивая и функциональная спортплощадка, полностью произведенная в Самаре. Ее можно установить в любом пространстве, будь то территория предприятия, парк или сквер. Завод готов производить до 150 площадок ежегодно.
Заместитель генерального директора ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев рассказал, что в 2019 году на 60% выросло количество отремонтированных и изготовленных газотурбинных двигателей наземного применения для газоперекачивающих станций. Сейчас крупнейшим партнером «Кузнецова» является ПАО «Газпром», самарские двигатели «НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций.
Михаил Жданов,
министр промышленности и торговли Самарской области:
Предприятия Самарской области налаживают выпуск перспективной продукции гражданского и общепромышленного назначения. Например, «Авиаагрегат» выпускает спортивные площадки. Это продукция, которую можно продвигать по национальному проекту «Демография». Другая разработка компании соответствует задачам по формированию комфортной городской среды – электрические заправки для электромобилей и зарядные станции, которые можно размещать в общественных местах. С помощью этих станций любой может подойти и зарядить свой телефон, например, в парке.
Олег Брындин,
генеральный директор АО «Авиаагрегат»:
Развитием диверсификации производства наше предприятие занимается больше 20 лет. Ключевой положительный момент в 2019 году – устойчивая положительная динамика по реализации гражданской продукции: направление приросло на 28,5%. Структура реализации продолжает трансформироваться, доля гражданской продукции в 2019 году уже составила 35,5% против 29,7% в 2018 году. Увеличение предприятиями ОПК выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения чрезвычайно важно для Самарской области и для России в целом. Судя по динамике реализации гражданской продукции на «Авиаагрегате», достичь указанных показателей вполне реально.
Алексей Соболев,
заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Кузнецов»:
Исторически сложилось, что государственный оборонный заказ десятки лет определял развитие ПАО «ОДК-Кузнецов». Ракетные двигатели, выпускаемые на «ОДК-Кузнецов», частично производятся в рамках ГОЗ. Такая номенклатура заказов в 1990-е негативно сказалась на экономической устойчивости предприятия: резкое сокращение расходов на стратегическую авиацию со стороны государства поставило завод на грань выживания. Сегодня предприятие восстанавливает компетенции серийного производителя авиационной техники, заказы Министерства обороны РФ обеспечивают значительную долю выручки. Тем не менее одна из ключевых стратегических задач, стоящих перед ПАО «ОДК-Кузнецов» на ближайшие годы, – диверсификация производства. Главным образом это наращивание доли