Как Самара борется с распространением COVID-19
В сегодняшней ситуации ограничений и рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции во всем мире, власти на местах принимают все возможные меры, чтобы облегчить жизнь населения и создать наиболее безопасные условия. Поддержка бизнеса, оказание социальной помощи, дезинфекция улиц – на это администрация Самары направляет максимальные ресурсы. И еще один немаловажный фактор, который вселяет спокойствие и уверенность в завтрашнем дне: бесперебойная уборка и благоустройство города. Проходя по малолюдной улице, как никогда, сейчас приятно видеть, как коммунальщики продолжают заниматься своим делом: красят, моют и убирают.
Алена ПАВИЧЕВА
Эпидемиологическая безопасность
«Санитарными» мерами для городов на фоне пандемии становятся самые разные инструменты. Прежде всего – поддержание чистоты, как в каждом доме. Заботу об эпидемиологической безопасности улично-дорожной сети и общественных мест – набережной, парков, скверов – взяла на себя мэрия Самары. Ежедневно коммунальные службы дезинфицируют социально значимые объекты, а глава города лично проверяет работу, которая ведется в районах. Ежедневно для обработки нескольких десятков улиц задействованы 23 поливомоечные машины. Муниципальное предприятие «Инженерные системы» обслуживает подземные пешеходные тоннели, где орошает раствором напольные покрытия, потолок, лестничные сходы.
Специальным дезинфицирующим составом на основе вещества «Хлорамин Б» обрабатываются детские игровые и спортивные площадки, остановочные павильоны, дороги общего пользования, подземные переходы, тротуары. В городе – 151 общественное пространство: набережная (в обслуживании МП «Самарская Набережная»), 10 парков и один сквер (у МАУ «Парки Самары»), а также 139 скверов и бульваров (за их санитарным состоянием следит МП «Спецремстройзеленхоз»).
Управляющие компании проводят дезинфекцию мест общего пользования. В подъездах жилых домов обрабатывают все поверхности, с которыми соприкасаются люди: входные группы, ручки дверей, кнопки домофонов и лифтов, перила и почтовые ящики. В мэрии реагируют на все обращения граждан по поводу уборки, передают их в работу и контролируют, как она ведется. В районах контроль организован на уровне глав администраций. Глава города Елена Лапушкина поручила провести мониторинг детских игровых и спортивных площадок, а также общественных пространств – эти территории должны быть огорожены сигнальными лентами. Также на местах проверят, везде ли есть объявления с просьбой о соблюдении ограничительных мер в период самоизоляции.
«Хочу еще раз попросить жителей, которые находятся дома, оставаться там для предотвращения распространения инфекции и предоставить всем ответственным структурам возможность максимально провести дезинфекционные мероприятия, – подчеркнула глава Самары Елена Лапушкина на последнем совещании оперативного штаба. – Управляющие компании сейчас в усиленном режиме занимаются обработкой подъездов и лифтов дезинфицирующими средствами, коммунальные службы обрабатывают общественные пространства и городские парки».
Чтобы усилить контроль за этой работой и устранить недопонимание, в соответствующее постановление губернатора Самарской области были внесены изменения. В частности, акты о проведении в доме дезинфекции будут подписывать жители
В рейс – чистыми
Несмотря на то что пассажиропоток в общественном транспорте снизился почти на 80%, мойка и дезинфекция осуществляются строго в соответствии с графиками, чтобы даже при минимуме пассажиров они чувствовали себя комфортно и защищенно. Уже в начале марта транспортные предприятия приступили к более тщательной мойке и дезинфекции подвижного состава. Такие работы сейчас выполняются в МП «ТТУ», МП «Самарский метрополитен», ООО «СамараАвтоГаз», осуществляющем автобусные перевозки по муниципальному заказу и муниципальным маршрутам, и в организациях перевозчиков, работающих на коммерческих маршрутах (в маршрутных такси).
Так, актуальный регламент очистки наземного электротранспорта включает в себя несколько процедур: это влажная уборка вручную и дезинфекция внутри салонов – при заходе в депо, перед рейсами и в течение ночи, а также в период между часами пик; относится сюда и очистка снаружи (автоматическая щеточная мойка).
«Комплексом профилактических мер охвачен весь парк МП «ТТУ» – 660 единиц транспорта: 236 троллейбусов и 424 трамвая, – пояснил директор самарского МП «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов. – Очистка и обработка выполняются вне зависимости от того, выходит транспорт на линию или нет. Рабочих рук хватает даже с учетом более напряженного графика очистки. В работах по санитарному содержанию участвуют не только мойщики-уборщики, но и кондукторы с водителями. Как правило, их задействуют в финишной уборке. Кондукторы обрабатывают хлорсодержащим раствором контактные поверхности внутри подвижного состава несколько раз в день».
Особое внимание – поручням, окнам, ручкам, сиденьям, полам и даже «завалинкам». «Чтобы проводить такие работы, специалисты обеспечены всем необходимым. Сначала нужно защитить себя на период мойки и дезинфекции. Мы трудимся в специальных масках. Я выполняю влажную уборку, все протираю моющим составом. За мной еще один сотрудник орошает поверхности дезинфицирующим средством. Дезинфекцию стало удобнее проводить. Для повышения эффективности работ предприятие закупило и пульверизаторы, чтобы химраствор мог попасть в труднодоступные места, куда ни одна тряпка не пролезет», – подчеркнула Татьяна Сулейманова, мойщик-уборщик подвижного состава Самарского трамвайно-троллейбусного управления.
Чтобы хлорсодержащего препарата хватило на продолжительный период, его заблаговременно закупили в больших количествах, нежели в предыдущие годы, и распределили на шесть городских депо. Отметим, что средство дезинфекции сертифицировано и одобрено к использованию Роспотребнадзором, то есть отвечает всем требованиям безопасности. Состав не агрессивен, что позволит пассажирам-аллергикам избежать дискомфорта. Препарат характеризуется широкой областью применения – не только на объектах коммунальной инфраструктуры и транспорта, но и в стационарах, лабораториях, детских учреждениях, учреждениях общепита, спорта, культуры и др. После распыления химический раствор высыхает в течение 45 минут, так что подвижной состав выходит на маршруты полностью сухим. Грязный и не прошедший санобработку транспорт в рейс не выпускают.
Город будет чистым
Муниципалитет традиционно занимается и уборкой города. Очередной месячник по благоустройству этой весной проходит без массовых субботников, и городские службы благоустройства усиливают свою работу, а субботники проходят без участия жителей. Так, 25 апреля сезонные работы выполнялись силами 8000 сотрудников городских служб и управляющих компаний. По словам заместителя руководителя департамента городского хозяйства и экологии – руководителя управления благоустройства департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара Александра Андриянова, с начала марта с улиц города вывозят мусор, оставшийся после зимы, так называемые зимние накопления, листву с газонов, смет, песок. Особое внимание уделяется прилотковой части дорог. С наступлением положительных температур начались работы по мойке и окраске урн, бортового камня, пешеходных ограждений, обрезке и побелке деревьев, а также очистке и обработке антивандальным составом контактных опор вдоль улично-дорожной сети – препарат помогает бороться с незаконной расклейкой объявлений. Они с трудом приклеиваются к обработанной поверхности опор и легко счищаются. Сезонные работы идут строго по графику.
«Мы в ежедневном режиме контролируем эту работу, и я поставила районным администрациям задачу – максимально оперативно реагировать на информацию, которая поступает от горожан, – подчеркнула на одном из выездов в районы города глава Самары. – Прежде всего я проверила адреса, откуда мне поступили жалобы. Проверила качество уборки и, несмотря на замечания, есть уверенность – к майским праздникам город будет чистым».
Особое внимание уделяется восстановлению дорожного покрытия. До наступления строительного сезона в марте-апреле активно велись работы по гарантийному осмотру отремонтированных в предыдущие годы дорожных объектов и устранению гарантийных дефектов, а также аварийно-ямочному ремонту городских дорог: литой асфальтобетонной смесью восстанавливается изношенный верхний слой на локальных участках. По информации департамента городского хозяйства, в настоящее время отремонтировано более чем 12,6 тыс. кв. метров дорожного полотна. Также в первой декаде апреля уже стартовал основной ремонт дорог – картами и комплексный. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ремонт дорог начался с улиц Арцыбушевской, Победы и Мичурина. Большими картами уже обновили дорогу к отдаленному поселку Аэропорт-2. Ремонт продолжается на улицах Карбышева, Фадеева и др. В первоочередном порядке работами охватили объекты по проекту «Улица Победы» – структурной составляющей нацпроекта. Кроме того, в ближайшее время в полном объеме возобновится движение по Смышляевскому путепроводу – к 28 апреля с работами справились на 90%. Уже уложено асфальтобетонное покрытие, рабочие заделывают деформационные швы и приводят в порядок ограждения, началось нанесение разметки, идет покраска бортового камня.
Помощь бизнесу
Вслед за федеральными и региональными властями администрация города анонсировала муниципальные меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с введением ограничительных мер. Как рассказал руководитель департамента экономического развития, инвестиций и торговли Владислав Зотов, прежде всего предпринимателям предоставят отсрочку по уплате аренды муниципального имущества и земельных участков, находящихся в собственности городского округа Самара и тех территорий, государственная собственность на которые не разграничена, за период с апреля по сентябрь 2020 года. При этом предлагается установить срок уплаты начисленной суммы ежемесячно до 30 числа равными частями с января 2021 года поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Отличительной особенностью этой меры поддержки, в сравнении с федеральными решениями, является предоставление субъектам среднего и малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях, отсрочки уплаты 100% арендной платы с 30 марта по 1 октября этого года. Кроме того, предполагается освобождение от уплаты арендной платы в 2020 году резидентов МКУ «Самарский бизнес-инкубатор».
Также на городском уровне планируется оказание на конкурсной основе адресной помощи предпринимателям за счет выделения грантов в форме субсидий в размере до 200 тысяч рублей для начисления заработной платы сотрудникам, в случае сохранения 90% штатной численности после 1 мая 2020. Нормативно-правовой акт сейчас находится в стадии разработки.
#МыВместе
Реагируют на сложившуюся ситуацию и сами граждане – волонтеры и благотворители. В частности, в регионе при содействии правительства Самарской области запущен проект Яндекса «Помощь рядом». Он направлен на поддержку медицинских и социальных служб, нагрузка на которые выросла из-за пандемии коронавируса. Компания организует бесплатную перевозку врачей из поликлиник на дом к пациентам. Задействованные автомобили проходят регулярную дезинфекцию, а водители – медицинское обследование.
В Самаре работает «горячая линия» для помощи одиноким и пожилым людям, которые из-за риска заражения коронавирусом вынуждены находиться дома. Волонтеры помогают с покупкой продуктов, лекарств, оплатой ЖКХ.
Колл-центр работает круглосуточно: +7 (800) 200-34-11.
2 апреля 2020 года в Самаре заработал городской волонтерский штаб в рамках реализации Всероссийской акции «#МыВместе». Только за выходные 4-5 апреля на «горячую линию» 8 (846) 998-67-07 (телефон многоканальный) поступило 335 обращений. В городской штаб передаются также обращения от жителей Самары на федеральный телефон «горячей линии» 8 800 200-34-11 (круглосуточно) и региональный телефон «горячей линии» 8 800 505-78-63. Более 100 волонтеров во всех районах города всегда готовы помочь пожилым и маломобильным гражданам, которые соблюдают режим самоизоляции, с покупкой и доставкой продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, а также с онлайн-оплатой услуг ЖКХ. Все заявки выполняются в день обращения или на следующий день в зависимости от их количества. Важно, что при обращении на «горячие линии» гражданину сообщат номер заявки. Его необходимо запомнить или записать.
«Чтобы обезопасить себя от возможных мошенников, необходимо удостовериться, что у волонтера есть специальный бейдж и документ, удостоверяющий личность. Кроме того, придя по адресу, указанному в заявке, волонтер обязан сообщить заявителю номер обращения», – отметила Екатерина Щинина, координатор городского волонтерского штаба.
Обратившемуся необходимо передать волонтеру список покупок и денежные средства. Купив все необходимое, волонтер передает пакет вместе с чеком и сдачей заявителю. Затем гражданин должен расписаться в заявке, после чего она считается выполненной.
Кроме того, в городе сформирована отдельная группа волонтеров-медиков, которые могут помочь жителям в приобретении лекарственных препаратов, дать необходимые консультации.
Сотрудники городского волонтерского штаба также отвечают на вопросы жителей города по поводу возможности передвижения по территории Самары и за ее пределами, о работе общественного транспорта, банков, почты, муниципальных бань.
Городской call-центр с 8.00 до 20.00, ежедневно, в том числе и в выходные дни:
8 (846) 998 67 07 (телефон многоканальный)
Федеральный телефон «горячей линии»:
8 800 200 34 11 (круглосуточно)
Региональный телефон «горячей линии»:
8 800 505 78 63