Запасная столица Победы

6 апреля 2020

15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об учреждении «запасной столицы»
в Куйбышеве и эвакуации столицы СССР из Москвы
Куйбышев – перекресток Европы и Азии, крупный железнодорожный узел, связывающий Центр с Сибирью и Средней Азией. Порт на главной русской реке. «Второе Баку» – крупнейшее нефтяное месторождение. Не удивительно, что Куйбышев стал тыловым и промышленным центром: в первые годы войны сюда было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов.
Оксана ФЕДОРОВА. Фото: «Волжская коммуна»

Все для фронта

15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации столицы СССР из Москвы и учреждении «запасной столицы» в Куйбышеве. Через пять дней после выхода постановления в областном центре расположились посольства и миссии 22 стран, от США до Японии. Зарубежным дипломатам были выделены лучшие особняки старой купеческой Самары.
В город также были эвакуированы Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио. В марте 1943 года в Куйбышев из Свердловска был переведен «главный голос Советского Союза» Юрий Левитан. Диктор вещал на всю страну и читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего, начинавшиеся словами «Говорит Москва», а сам находился на верхнем этаже Куйбышевского радиодома на улице Красноармейской, 17.
И не было ни одного крупного сражения, где бы не участвовало вооружение, созданное руками куйбышевцев. 225 тысяч жителей города и области, по официальным данным, погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.
В фонд обороны страны рабочие, служащие, колхозники отчисляли заработки за день и за два, проводились воскресники, школьники собирали металлолом. Более 114 миллионов рублей было внесено в фонд обороны. И громили врага танковые колонны «Куйбышевский осоавиахимовец», самолеты «Чапаевцы», «Куйбышевский пионер», «Клявлинский комсомолец», бронепоезд «Куйбышевский железнодорожник», звено гидросамолетов «Речник Средней Волги».
Было собрано 80,6 млн рублей на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник». Кстати, знаете ли вы, что в нашей области было немало последователей саратовского колхозника Федора Головатого, купившего на свои личные средства три боевых самолета-истребителя?
Колхозник сельхозартели имени Кирова Борского района Михаил Игнатов и тракторист из Похвистневского района Александр Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей. «Готов сам на танке, построенном на мои средства, – писал Столяров, – громить ненавистного врага до полного уничтожения». А пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей. По инициативе комсомольцев завода «КАТЭК» были собраны средства на эскадрилью самолетов «Куйбышевский комсомолец».

Историческая телеграмма

Авиационный завод №1 им. Сталина (ныне РКЦ «Прогресс») авиационный завод №18 им. Ворошилова (ОАО «Авиакор») и моторный завод №24 им. Фрунзе (ПАО «Кузнецов») были объединены одной целью – выпуском штурмовика Ил-2, легендарной машины, прозванной у нас летающим танком, а по ту сторону линии фронта – «черной смертью». Всего за годы войны было построено 36183 самолета Ил-2, из них три четверти – в Куйбышеве.
10 декабря завод №1 выпустил первый истребитель «МИГ-3», а в конце декабря 1941 года в небо ушли первые штурмовики ИЛ-2. Война диктовала свой темпоритм жизни и труда, напряженные рабочие смены, рабочие графики были настолько сжатыми, что, казалось, в сутках 25 часов… Рабочих рук не хватало, и к станкам вставали подростки и дети, на ходу обучаясь искусству обтачивать детали и собирать узлы для самолетов.
Однажды на заводы пришла телеграмма, адресованная директору завода №18 Шенкману и директору завода №1 Третьякову: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуки тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк». Подпись –
«Сталин». Эту телеграмму раздавали в проходных, разносили по общежитиям и баракам пионеры и комсомольцы.
Город становится поставщиком самолетов, огнестрельного оружия и боеприпасов. В 1942 году впервые в мировой истории заводские летчики-испытатели освоили ночные испытания самолетов. Жители Куйбышева, преодолевая невероятные трудности, делали все возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой.
Сегодня как символ военного Куйбышева, «запасной столицы», стоит на перекрестке Московского шоссе и Кировского проспекта самолет Ил-2. В годы войны он поднялся в небо и устремился на фронт. Был сбит на Карельском перешейке. Идея выставить в качестве памятника реальный самолет ИЛ-2 – труженика Великой Отечественной войны – возникла на авиационном заводе у ветеранов. И тут выяснилось, что штурмовик ИЛ-2 давно снят с вооружения.
Поиск фронтового штурмовика поручили ветерану завода Евгению Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Быкову. Задача разыскать ИЛ-2 оказалась делом отнюдь не простым, за помощью обратились к командованию ВВС. Осенью 1970-го было получено донесение: тракторист Ковского леспромхоза обнаружил в болоте останки самолета ИЛ-2. Дерево сгнило, все металлические части покрыты ржавчиной. Извлекать останки самолета заводчанам помогали авиаторы подразделений Ленинградского военного округа, жители местных городов и сел, железнодорожники, ветераны штурмовой авиации. Восстановили и историю именно этого самолета. Он был испытан заводским летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Константином Рыковым, после чего передан в 828-й штурмовой авиационный полк на Карельский фронт. Командиром этой машины был Константин Котляровский, стрелком-радистом – Евгений Мухин. Стрелок погиб, а командир еще долго воевал на фронтах войны. Именно он выступил на митинге-открытии памятника. Летчик первого класса, подполковник запаса Котляровский, в частности, сказал: «..Завод выпускал прекрасные машины. За время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2».

Главный движитель

Любая, самая известная столица существует и славится трудом, радением ее жителей. Рядом с трудом – повседневный быт.
«На провинциальную Самару в годы войны, со свалившейся на нее честью и обузой стать запасной столицей, как и на всю Россию, обрушились великие беды, – вспоминает наш земляк Александр Павлов, создавший в 1990-х уникальные мемуары, рассказывающие о том, как жили самарцы осенью и зимой 1941 года. – Я жил тогда в Самаре. В сознание тринадцатилетнего мальчишки необычайные события военного быта, конечно, в видимом окружении, врезались в память каменно…»
Уникальность воспоминаний – в деталях, в мельчайших подробностях быта Куйбышева первого года войны. Их главный герой – не вождь, не полководец. Обыкновенный человек. Именно он и есть «главный движитель истории», – уверен Павлов. Перелистаем страницы.
«Я часто бывал в семье моего дяди по матери, доктора Алексея Андреевича Павлова. Он, его жена Ольга Михайловна, тоже доктор, и две дочери-школьницы жили на Галактионовской улице в изразцовом трехэтажном доме окнами на трамвайную линию, в коммунальной квартире. Длинный, всегда сумеречный коридор на втором этаже, в нем девять дверей к жильцам. В тупике общая кухня, где с раннего утра до позднего вечера шипели примусы и чадили керосинки. Алексей Андреевич занимал довольно большую комнату, разделенную дощатой перегородкой даже не до потолка. Так, условно, ради ощущения, что семья живет в двухкомнатной квартире.
Уже осенью 1941-го самарцев стали «уплотнять». К Алексею Андреевичу тоже подселили – молодую женщину с двумя детьми. Муж ее, майор, воевал. Их жизнь за дощатой перегородкой была слышна до шороха, дыхания детей во сне. В других квартирах второго этажа вскоре также появились новые жильцы из беженцев. В уставленном ларями и сундуками, корытами и ведрами коридоре иной раз было и разойтись с затруднением. Единственная тусклая лампочка под потолком, горевшая теперь едва ли в треть накала, а иной раз и вовсе гаснувшая, позволяла только что не столкнуться лицом в лицо. Об острые углы сундуков до крови сшибали коленки. Старая, уже, казалось, за пределами физиологических возможностей, эвакуированная из-под Киева еврейка потерянно бродила в коридоре с вытянутыми перед собой немощными руками и бормотала: «Пхаво, пхаво». Очевидно, это следовало перевести для жителей коридора: «Держись правой стороны».
В самой дальней комнате поселился старик-ученый из Ленинграда, очень больной, в чем душа, человек. По дороге у него украли мешок картошки – действительно единственное по тем временам сокровище. Он плакал, моля судьбу о смерти. Она услышала его: зимой старик умер.
Еще в сентябре город погрузился во тьму, и вечерами, и ночью. Прошел слух, что возможны бомбардировки. На окна повесили шторы из плотной черной бумаги – Боже упаси, чтобы щелочка света проникала наружу! Вечерами по улице ходили дежурные и проверяли светомаскировку. Командно стучали в окна: «Вас видно, закройте лучше!»
«…Вскоре стало известно точно: немецкие самолеты сделали налет на железнодорожный мост через Волгу между Сызранью и Самарой. Их отогнали зенитным огнем.
На уличных столбах с утра до ночи гремели черные раструбы громкоговорителей. Леденящий душу голос Левитана: «После упорных боев наши войска оставили город…» И вслед ежедневная, как молитва, песня: «Идет война народная, священная война…». А за нею – бравурные марши: не надо падать духом! Потом – звуковые письма матерей и жен на фронт и бойцов из окопов домой. И опять марши, русские народные песни. До следующего сообщения Левитана.
Серые, едва движущиеся ленты очередей у магазинов за скудными нормами круп, жиров. Молчание. Скорбь и недоумение в глазах. Неизвестность завтрашнего дня. Самым мучительным оказалось стоять за хлебом, сжимая в кармане карточки: не потерять бы, не украли бы! Второй раз никто их не выдаст. Хлеб тогда был всегда свежим. Привозили его на лошадях, в крытых фанерных фургонах. Возчик-старик, подпоясанный кушаком, и с кнутом за голенищем сапога выглядел неприступно важно. Особенно на морозе пахло из хлопающих дверей магазина так вкусно, тепло, так изнуряюще! Если тебе повезло – отрезали ржаную горбушку с лопнувшей от жара печи корочкой. Когда попадался довесок, с ноготь, ты мог съесть его по дороге домой. И казалось, что твоей пайки-горбушки хватит надольше. Во всю жизнь не отведал я хлеба вкуснее. А вкус белого хлеба скоро забыли».

Дорогой памяти

«Это будет подлинно народная летопись Победы, – сказал глава региона Дмитрий Азаров. – Идущая сегодня борьба за историческую память, по сути, является борьбой за будущее. Мы должны сохранить память о каждом дне войны, ведь он оплачен кровью и потом наших дедов. Сегодня перед нашим народом стоит задача сохранения нас как государства, как нации. И мы сможем твердо сказать: «Победа будет за нами, если будем так же настойчивы и едины, как наши деды и прадеды!»
В конце января губернатор встречался с Общественной палатой Самарской области, где обсуждался план праздничных мероприятий в Год памяти и славы в честь 75-летия Великой Победы. Предложение собрать подписи за присвоение Самаре звания «Город трудовой доблести» было поддержано единогласно – ведь Самара достойна этого звания, как никакой другой город.
В феврале 2020 года в Самаре открылся пункт оцифровки фотографий и фронтовых писем участников Великой Отечественной войны в рамках проекта «Дорога Памяти». После оцифровки документы будут переданы в мультимедийный музейный комплекс в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти материалы появятся также в специальном разделе «Память народа» на сайте инициатора проекта — Министерства обороны России.

Андрей Колотовкин,
командующий 2-й гвардейской общевойсковой армией, гвардии генерал-майор:

Цель проекта – сохранить память о фронтовиках для будущих поколений. В Доме офицеров Самарского гарнизона военнослужащие, гражданский персонал, члены их семей, жители города могут поделиться своей личной информацией об участниках Великой Отечественной войны, увековечить память о своих родных, сражавшихся за Родину, приближавших долгожданную Победу. Именные записи, дополненные портретами, навсегда останутся в памяти соотечественников и потомков.

Александр Назаренко,
начальник Дома офицеров Самарского гарнизона, полковник:

Каждый желающий может добавить информацию о своем родственнике в галерею «Дорога памяти», которая объединит десятки миллионов фотографий фронтовиков и работников оборонных предприятий, партизан и жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла и военных корреспондентов, всех, кто самоотверженно сражался и трудился в годы Великой Отечественной войны, защищая родную землю от фашистских полчищ.

Обсуждение закрыто.