Аварийный сигнал

14 мая 2020

Коронавирус поставил на паузу продажи АВТОВАЗа Сегодня в интересах крупнейшего трудового коллектива Самарской области и экономики региона вновь востребован успешный антикризисный опыт 10-летней давности. Плюс – персональная поддержка автогиганта президентом Владимиром Путиным. Инициаторы – руководство АВТОВАЗа и губернатор Дмитрий Азаров.
Оксана ФЕДОРОВА, Юрий МИХАЙЛИН (фото, «Волжская коммуна»)

Чем это опасно

24 апреля губернатор Самарской области Дмитрий Азаров принял участие в совещании о ситуации в автомобильной промышленности, которое в формате видеоконференцсвязи провел президент страны Владимир Путин.
Это совещание готовилось давно. Оно стало первым в серии таких встреч-обсуждений по ситуации в ключевых отраслях экономики России, которые, заявил президент, будут продолжены. По его словам, эпидемия коронавируса нарушила ритм экономической, деловой жизни и в России, и в других странах. Многие компании одномоментно оказались в очень жестких условиях. Резко сокращается спрос, в том числе на сложную, высокотехнологичную продукцию. Нарушаются кооперационные связи, цепочки. Последствия эпидемии ощущает и отечественная автомобильная индустрия, а ее показатели во многом отражают состояние потребительского рынка и всей экономики. В первые недели апреля у отдельных производителей почти остановились продажи. Чем это опасно, в общем, понятно. И прежде всего рисками сокращения рабочих мест, снижения заработных плат. Меж тем в российском автопроме занято около 300 тысяч человек. Кроме того, на автомобильные заводы так или иначе «завязаны» тысячи предприятий по всей стране, а это и крупные поставщики, и малый и средний бизнес, и розничная сеть, включая автосалоны, сервисные станции. «Поэтому крайне важно при строгом соблюдении всех санитарных, профилактических мер обеспечить стабильную работу автопрома, подставить плечо производителям и прежде всего поддержать спрос на продукцию, чтобы сохранить занятость и доходы граждан, сберечь квалифицированных специалистов, инженеров, рабочих, чтобы у тех, кто поставляет комплектующие и запчасти, организует продажу техники, была уверенность в надежности этой совместной работы», – заявил Владимир Путин. Тем более что у российского правительства уже есть опыт антикризисной поддержки автопрома (2008-2009 годы). Они были применены на фоне глобального кризиса, с которым тогда столкнулся весь мир. И своевременные, адресные решения позволили производителям пройти сложный период. Более того, в дальнейшем отрасль показала хорошую динамику восстановления и качественного развития.

Действенные меры

По словам президента АВТОВАЗа Ива Каракатзаниса, прогноз на 2020 год неутешителен: спрос может упасть на 30 процентов, а то и на 50. Если не будет действенных мер стимулирования спроса.
О том, какую конкретно помощь нужно сегодня оказать автогиганту, говорил на совещании губернатор Самарской области. Он выступил с рядом предложений по поддержке коллектива АВТОВАЗа, завода и всей отрасли в целом. Причем, как подчеркнул лидер региона, его предложения стали консолидированными – учли предложения самого АВТОВАЗа. Губернатор, по его словам, направил соответствующее письмо на имя председателя правительства Российской Федерации.
О чем идет речь?
Во-первых, необходимо увеличить ассигнования на программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на 2020 год. И продлить действие этих программ.
Ввести новые льготные автокредиты для докторов и медицинских работников, чтобы поддержать их в этой сложной ситуации.
Во-вторых, ввести программу субсидирования для обновления автопарка, с тем чтобы можно было сдавать машины в трейд-ин и получать скидку. В эту программу можно было бы включить автопарк старше шести лет.
В-третьих, перенести влево по временной шкале госзакупки автомобильной техники с 2021-2022 годов на этот год, а также разрешить использование средств, выделенных на национальные проекты 2021-2024 годов, госзакупки, на этот год – на 2020-й.
Глава региона подчеркнул особую значимость АВТОВАЗа для Самарской области. На предприятии сегодня работают 36 тыс. человек и еще около 30 тыс. трудятся на 200 смежных предприятиях, расположенных на территории Самарской области. Важно, чтобы все они продолжали трудиться и сохраняли рабочие места. Чтобы производство не встало, нужна работа дилеров и поставщиков. В связи с особым режимом сегодня две трети дилеров АВТОВАЗа закрыты из-за региональных ограничений. Руководство завода выступает с просьбой снять эти ограничения в регионах.
Владимир Путин отметил, что федеральные власти проработают этот вопрос с регионами. «Но и вы тоже в стороне не стойте от этой работы, с коллегами из регионов вступайте в прямой контакт и с соблюдением всех необходимых мер предосторожности договаривайтесь с ними эту работу продолжать, – добавил глава государства. – Мы понимаем, что дилерская сеть должна работать. И как только возможность такая будет с точки зрения безопасности для граждан, то это будут одни из первых предприятий торговли, которые откроются».
Также Дмитрий Азаров попросил президента рассмотреть возможность выделения средств на поддержку занятости работников АВТОВАЗа. «Хотелось бы, чтобы этот опыт – успешный опыт, который мы применяли на территории региона 10 лет назад, – сегодня, в этот период падения продаж, также был использован. Конечно же, это сильно помогло бы. Еще раз подчеркну, это в интересах крупнейшего трудового коллектива Самарской области», –
сказал губернатор.

В соответствии с требованиями

Как рассказал президент АВТОВАЗа, 13 апреля снова заработали автозаводы в Тольятти и в Ижевске, согласно распоряжениям губернаторов Самары и Удмуртии, соответственно, и, разумеется, в полном соответствии с санэпидемтребованиями регионального и федерального уровней. Это правило социального дистанцирования, разведение потоков в столовых, в цехах и так далее. Это специальная организация производства, в том числе, опять же, в столовых при производстве. Постоянно производится дезинфекция всех поверхностей. Каждый день на входе у сотрудников измеряют температуру и бесплатно раздают лицевые маски.
Но самое важное: чтобы производство сейчас не встало, нужна работа дилеров и поставщиков. Сегодня две трети наших смежников либо не работают, либо закрыты из-за региональных ограничений.
Пользуясь случаем, Ив Каракатзанис поблагодарил Минпромторг, который оказал огромную помощь предприятию при выстраивании взаимодействия с каждым губернатором. «Мы очень ценим возможность продолжать работу сейчас. Но сейчас мы еще вынуждены попросить президента поручить губернаторам разрешить работу предприятиям-смежникам, то есть дилерам и центрам техобслуживания, – безусловно, при условии соблюдения всех санэпидемтребований».
Важно еще одно предложение главы региона Дмитрия Азарова, с которым он обратился к президенту. Оно состоит в том, чтобы включить в перечень отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, не только торговлю автомобилями, но и производство, в том числе автомобильных компонентов. Также Дмитрий Азаров поддержал предложение министерства транспорта Российской Федерации о реализации программы обновления подвижного состава наземного пассажирского транспорта.
Кроме того, Дмитрий Азаров поблагодарил президента за внимание к крупнейшему трудовому коллективу реги-
она – коллективу АВТОВАЗа.
Глава Самарской области доложил президенту, что правительственная программа подготовки к 50-летию выпуска первого автомобиля успешно реализуется. По ней в Тольятти были построены социально значимые объекты: это поликлиники, детские сады, спортивные комплексы, строится школа. Данная работа будет продолжена и в этом году.

Ив Каракатзанис,
президент ПАО «АВТОВАЗ»:
Сейчас продажи почти на нуле. Затраты составляют порядка двух миллиардов рублей в неделю. И даже когда конвейер снова заработает, с оборотными средствами будут огромные проблемы на несколько месяцев. Нам не хватит оборотных средств, чтобы поддерживать смежников и выполнять обязательства перед собственными сотрудниками. В частности, 15 мая нам предстоит оплата утилизационного сбора в размере 20 миллиардов рублей. Хочу отметить, что за последние три года АВТОВАЗ показал, что может работать в плюс. Но сейчас, в разгар кризиса, нам нужна поддержка, чтобы обеспечить автопроизводителей дополнительной ликвидностью до конца года. Это позволит поддержать все предприятия в цепочке поставок от автозавода до дилеров.
Сейчас наша главная задача – защитить сотрудников АВТОВАЗа от пандемии и продолжать работу, чтобы сохранить рабочие места для АВТОВАЗа, для наших поставщиков и для наших дилеров.

Обсуждение закрыто.