Из школы – в жизнь

25 мая 2020

Приоритетная задача – профессиональное самоопределение воспитанников

Школа-интернат села Старый Буян Красноярского района входит в число 100 лучших школ России, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из важных задач, стоящих перед сельской школой, – обеспечить эффективные обучающие практики, способствующие социально-трудовой адаптации воспитанников.
О новой стратегии в решении проблем социализации и профессионального самоопределения детей с ОВЗ рассказывает директор Старобуянской школы-интерната, почетный работник общего образования РФ, победитель VII Всероссийского конкурса профмастерства в номинации «Лучший директор года 2019»
Ольга Галкина.

Людмила МАРТОВА

— Что делается для обеспечения доступности профессионального образования для детей с ОВЗ?

— Наши воспитанники испытывают трудности социализации в силу ряда причин, связанных с их возможностями здоровья. Проблемы социализации влекут за собой дополнительный «шлейф» проблем, таких, как несформированность профессионального самоопределения, готовности детей с ОВЗ к дальнейшему обучению в СПО, к трудоустройству и самозанятости в постшкольный период.

Для решения этих сложных задач наша школа осуществила разрыв с замкнутостью «специального образования», с линейностью профессиональных стереотипов, которые превращают образовательный процесс в конвейер по формированию заданной «модели выпускника», о котором все известно уже на основании диагноза. Мы осваивали технологию «разрыва шаблона» на протяжении многих лет, поэтому у нас есть конкретные социальные эффекты от этой работы.

Разрыв представляет собою новаторскую стратегию (и прежде всего отказ от неэффективных способов педагогической деятельности), что послужило пусковым механизмом для долгосрочной перспективы развития школы как открытой, дружественной, развивающейся системы. В рамках инновации мы разработали «Куб навигаций» – модель по решению проблем социализации детей этой категории.

— В чем суть новой технологии?

— Основная цель – формирование готовности у воспитанников к дальнейшему обучению в СПО, трудоустройству, самозанятости. «Куб навигаций» позволил нам создать систему подготовки и сопровождения обучающихся с ОВЗ на региональном рынке труда в «паутине соучастия»: «школа – семья – система дополнительного образования – система профессионального образования – помогающие службы – НКО – трудовой коллектив предприятия». Он содержит 16 тематических кейсов, которые включают развивающие контенты, от методического сопровождения педагогов и учащихся, современных форм взаимодействия с работодателями, конкурсов и чемпионатов «Абилимпикс» до публичных экзаменов и постинтернатного кураторства детей с ОВЗ в период их профессионального становления. Модель «Куба навигаций» коррелируется с задачами нацпроекта «Образование» и позволяет обеспечить достижение целевых показателей в направлениях ФП «Современная школа», таких, как «Успех каждого ребенка», «Семья, имеющая детей», «Новые возможности каждого», «Социальная активность», «Социальный лифт», «Цифровая образовательная среда».

— Как осуществляется социальное партнерство в рамках трудовой адаптации детей с ОВЗ?

— Наша школа работает в статусе регионального ресурсного центра по профильной подготовке учащихся с интеллектуальными нарушениями и созданию преемственной системы «школа – колледж – трудоустройство – адаптация в дружественном социуме». Мы активно сотрудничаем с социальными партнерами, в их числе – Самарская региональная общественная организация детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект» (СРООИ «Интеллект», председатель Елена Юрьевна Головинская), Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» (председатель Евгений Андреевич Печерских), Кошкинский Губернский техникум. Совместными усилиями мы преодолеваем стереотипы в отношении людей с ментальной инвалидностью, разрабатываем, апробируем и распространяем эффективные педагогические технологии в рамках реализующегося сейчас проекта «Путевка в жизнь» Фонда Президентских Грантов. Вместе мы создаем региональную сеть профильной подготовки подростков с интеллектуальными нарушениями, наша главная задача – обеспечение их после-школьной трудовой интеграции и доступа к открытому рынку труда региона.

Привлечению внимания социально ориентированных организаций способствует наша политика «открытых дверей», активная работа по формированию положительного имиджа организации через размещение на школьном сайте информации о достижениях, передовом опыте работы, наших мероприятиях и медиапроектах. Как результат, по инициативе коллективов благотворительных фондов и учреждений Самарской области нам была оказана значительная помощь в укреплении материально-технической базы, проведении ремонтных работ и создании благоприятных условий для воспитанников в режиме их круглосуточного пребывания в школе-интернате. Такое сотрудничество обеспечивает успешную социализацию выпускников в трудоустройстве, позволяет интегрироваться в родное сообщество, нормализует жизнь их родителей. А главное – помогает детям избежать пребывания в психоневрологических интернатах.

— В чем вы видите перспективы развития школы-интерната?

— В учебном плане до сих пор нет ни предмета, ни методического и дидактического сопровождения для введения наших учеников в цифровой мир. И это тоже создает проблемы в их дальнейшем трудоустройстве. Отрадно, что министерство образования и науки Самарской области чутко реагирует на потребности детей с ОВЗ и поддерживает нас в стремлении приобщить наших воспитанников к диджитал-пространству. Уже в 2020 году школа начнет работу в рамках нацпроекта «Цифровая образовательная среда». Данная информационно-сервисная платформа предполагает расширение возможностей подростков с ментальной инвалидностью в выборе карьерных траекторий через формирование у них медийной грамотности и цифровой компетентности.

В ближайших планах – преобразование нашего учреждения в Региональный образовательный Центр, где будет проводиться профессиональная подготовка лиц с ментальными нарушениями в направлении «Младший обслуживающий персонал». Выпускника будут готовить под конкретное рабочее место и требования конкретного работодателя, параллельно работая с принимающим производственным коллективом (обеспечивается сотрудниками СРООИ «Интеллект»). Предполагается сертификация квалификаций такого выпускника через региональный центр прикладных сертификаций. Таким образом, без травмирующих и стрессовых переходов из одной образовательной организации в другую, смены педагогов и систем требований, экзаменов и прочих испытаний мы сможем подготовить нашего воспитанника к трудоустройству.

Прошедший год отмечен победами. Помимо достижений коллектива, вы стали победителем в номинации «Лучший директор года 2019», а также федеральным лауреатом Всероссийского конкурса «Родительское спасибо». Как оцениваете достижения?

— Мне посчастливилось получить высокую оценку. Конечно, это и радость, и большая ответственность. Участие в конкурсе, организованном Общероссийской «Ассамблеей Женщин-Руководителей» под патронатом Совета Федерации РФ –
это не только победа, но и развитие, бесценный опыт человеческого общения, коммуникативной стратегии. Конкурс «Родительское спасибо», организованный ВОРДИ, в 2019 году проводился впервые. В нем участвовали 55 регионов, и я оказалась в числе 50 федеральных лауреатов.

Меня очень радуют победы наших педагогов. Учитель начальных классов Дарья Михайловна Атабаева заняла 1 место в региональном этапе III Всероссийского конкурса «Школа-территория здоровья» и вошла в число победителей финального этапа конкурса в Москве. Победителем регионального этапа Фестиваля Лучших Инклюзивных Практик России стала заместитель директора по УР, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Надежда Николаевна Логинова. Организаторы конкурса в Самарской области – Ассоциация «Десница» и РООИ «Перспектива». По итогам конкурса в Москве Наталья Николаевна получила диплом лауреата всероссийского этапа фестиваля, а школа-интернат стала почетным членом Ассоциации инклюзивных школ России. Описанный опыт вошел в сборник «Лучшие практики и технологии в области инклюзивного образования». Все это говорит о том, что профессиональный уровень специалистов нашей области признается в масштабе страны.

Обсуждение закрыто.