В Самаре в самом разгаре ремонтные работы на дорогах
В Самарской области, как и в других регионах страны, с 2019 года реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», инициированный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Главная цель преобразований на средства нацпроекта – не только улучшение качества покрытия дорог, но и повышение пропускной способности и безопасности движения и, как следствие, снижение в 2024 году количества мест концентрации ДТП в 2 раза, смертности в ДТП в 3,4 раза. Также должна снизиться нагрузка на трассы, в том числе за счет использования эффективных технологий и современных материалов. Водители, проезжая по отдельным участкам улиц, например, Карбышева, Фадеева, Шверника, Стара-Загора, Победы, Заводскому шоссе, уже успели почувствовать разницу.
Алена ПАВИЧЕВА
С опережением национальной пятилетки
Федеральное финансирование рассчитано, прежде всего, на приведение в нормативное состояние дорог городских агломераций и связывающих их региональных трасс. Кроме того, федеральные средства направляются на реализацию капиталоемких мероприятий. В Самарской области такими объектами стали мостовой переход «Фрунзенский» (2-й этап реализации строительства), реконструкция моста через реку Сок и автодороги Тольятти – Ягодное в Ставропольском районе.
Еще в 2016 году президент РФ Владимир Путин поручил «качественно улучшить ситуацию с региональными дорогами». В 2017 году Минтранс запустил приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», теперь ставший национальным. Пятилетний план до 2024 года синхронизирует комплексные намерения регионов и муниципалитетов по улучшению ситуации на дорогах, повышению безопасности движения, ремонту и реконструкции.
В 2020 году, в год 75-летия Великой Победы, в Самаре, как и в других городах страны, где в рамках нацпроекта развернулась масштабная ремонтная дорожная кампания, в первоочередном порядке ремонтируют улицы, названия которых связаны с Великой Отечественной войной. В перечень ремонта по проекту «Улица Победы», являющемуся структурной составляющей нацпроекта, официально вошли такие самарские объекты, как улицы Победы, Карбышева и Фадеева. На последних двух обновление уже завершено.
Раньше остальных в работу взяли и улицы, чья история отражает вехи Великой Отечественной и вклад жителей в Победу. Улица Мичурина на участке от ул. Чкалова до пр. Масленникова охвачена комплексным ремонтом еще с начала апреля. В Куйбышеве в бывших артиллерийских казармах на месте «Линдова городка» в границах современных улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе располагалась территория Четвертого государственного подшипникового завода, на котором люди трудились на «оборонку». Общая протяженность участка комплексного ремонта улицы, который будет выполнен в 2020 году, – 2,4 км.
Комплексный ремонт имеет ряд важных преимуществ. Он выполняется в границах «красных линий» – от фасада до фасада. В порядок приводится не только проезжая часть, но и бордюры, тротуары, газоны, инженерные коммуникации, примыкания к перекрестным улицам, въезды. При необходимости устраиваются полосы уширения на проезжей части, дополнительные парковки, «карманы» для удобства подъезда общественного транспорта к остановочным площадкам, островки безопасности на разделительной полосе, пандусы у пешеходных переходов, ремонтируется межрельсовое полотно, устанавливаются дорожные знаки, светофоры, пешеходные направляющие ограждения, наносится разметка.
В ходе комплексного обновления улицы Мичурина восстановлено трамвайное межпутье от улицы Полевой до улицы Клинической, отфрезерована проезжая часть на площади более 37 тыс. кв. м, выполняются установка бортового камня, устройство заездных карманов для общественного транспорта. С устройством выравнивающего слоя автомобильного покрытия до конца мая справились. Там, где имелись ослабленные места основания дороги, устроили дополнительный слой конструктива, то есть покрытие усилили. Для лучшего сцепления частей «дорожного пирога» выполнялся розлив полимерно-битумного вяжущего вещества. Параллельно начали укладку верхнего слоя из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона – работы стартовали с перекрестка на проспекте Масленникова. На сегодня на объекте устроен верхний слой покрытия: от проспекта Масленникова до улицы Луначарского – в оба направления и частично – до улицы Осипенко.
Обновляются и тротуары: вместо асфальтобетонного покрытия – плиточное. Такое решение принято с учетом мнения жителей, причем не только из эстетических соображений. При необходимости плитку можно локально заменить в кратчайший срок. 75% данного вида работ по состоянию на 1 июня было уже выполнено. Инженерные коммуникации, газоны и придорожные плиты для предотвращения «сползания» грунта на дорогу – все это учтено в муниципальном контракте. Появятся и новые пешеходные направляющие ограждения (почти 1500 метров), светофорные объекты (63 штуки) и дорожные знаки (их 342). Подрядчик обновит разметку. С целью снижения неудобств для автомобилистов специалисты, не перекрывая дорогу полностью, трудятся преимущественно в ночную смену. Именно в это время суток проводятся основные работы с высоким уровнем сложности.
Особое внимание – безопасности дорожного движения. Не остались незамеченными горожанами так называемые островки безопасности – раньше их на участке не было. Они появились на разделительной полосе возле перекрестков с проспектом Масленникова и улицей Луначарского: здесь горожане, переходя проезжую часть, могут переждать, пока для них снова не загорится зеленый свет светофора.
В ходе ремонта выполняется и устройство пандусов – сходы у пешеходных переходов стали более комфортными и безопасными для маломобильных групп населения.
Все работы планируется завершить в конце октября. Гарантия на комплексный ремонт – пять лет.
Комплексное обновление по нацпроекту ведется еще на четырех улицах. На двух из них – ул. Ленинской (от дома №1 до ул. Полевой) и ул. Арцыбушевской (от ул. Полевой до пер. Тургенева) работы рассчитаны на 2020-2021 годы. Ул. Стара-Загора (от ул. Советской Армии до ул. Ташкентской) и ул. Победы (от ул. Елизарова до ул. Гагарина) преображают по контракту жизненного цикла, то есть один и тот же подрядчик отвечает и за ремонт, и за устранение гарантийных дефектов в случае их возникновения в течение пяти лет, и за всесезонное содержание дорожных объектов в течение трех лет. Причем такое обслуживание организовано еще летом прошлого года, независимо от того, отремонтирован тот или иной отрезок или пока нет. Данный принцип побуждает подрядную организацию максимально качественно выполнять все виды работ, практиковать бережный подход к уборке, чтобы и проезжая часть, и прилегающие территории не нуждались в гарантийном ремонте и служили как можно дольше.
Кураторы отмечают, что в прошлом году подрядчик трудился с опережением. На ул. Стара-Загора охватил ремонтом участок в границах улиц Советской Армии и Воронежской, на ул. Победы полностью привел в порядок участок от ул. Елизарова до пр. Кирова и выполнил часть работ до ул. Ново-Вокзальнаой. В этом сезоне темпы также наращиваются. Проезжую часть продолжат расширять – полосы уширения предусмотрены на самых загруженных перекрестках для ликвидации «пробок» по основному ходу и более удобных поворотов. Немаловажно, что появятся дополнительные парковочные места – потребность в них стоит остро. Соединяя центральные районы города с отдаленными, улицы являются одними из самых востребованных у автомобилистов. Также на них много мест массового притяжения, отдыха горожан – парков, скверов и других социально значимых объектов.
И комплексно, и большими картами
В активной фазе – работы на объектах ремонта методом больших карт (свыше 100 погонных метров). Одновременно подрядчик охватывает до 10 улиц. По состоянию на 2 июня это улицы Нефтяников (от Пугачевского тракта до д. №12а по ул. Стадионной), Новосельская (дорога к совхозу «Рубежное»), Березовая Аллея (от ул. Стара-Загора до д. №1 по ул. Березовая аллея), Запорожская (от Севастопольского переулка до ул. Антонова-Овсеенко), Путейская (от пр. Металлургов до ул. Олимпийской, 1), Придорожная (от ул. Бакинской до Ново-Молодежного пер.), Неверова (от ул. Герцена до ул. Ярославской), Степана Халтурина (от перекрестка с самым началом ул. Неверова до д. №27б), Верхне-Карьерная (от ул. Борская до ул. Ново-Урицкой), Мостовая (от ул. Неверова до ул. 128 км). Общая протяженность данных участков – около 12,5 км. Почти все они к началу лета были отфрезерованы; выполнена почти треть объема работ по укладке нового покрытия толщиной 5 см (с устройством выравнивающего слоя) на всю ширину проезжей части.
На стольких же объектах к этому времени ремонт «картами» на средства нацпроекта был завершен. К ним относятся дорога в поселок Аэропорт-2 (от Аэропортовское шоссе до поселка Аэропорт-2), Смышляевское шоссе (от реки Орловка до границы с Волжским районом), улицы Охтинская (от д. №1а по ул. Охтинской до ул. Ново-Охтинской), Продольная (от ул. Новосельской до тупика Охтинской), Горелый Хутор (от д. №6а по ул. Горелый Хутор до Московского шоссе), Карбышева (от ул. Гагарина до ул. Мориса Тореза), Средне-Садовая (от ул. Вольской до ул. Нагорной), Шверника (от ул. Ново-Садовой до ул. Солнечной), Фадеева (от ул. XXII Партсъезда до ул. Ново-Вокзальной), пр. Юных Пионеров (от ул. Ново-Вокзальной до ул. XXII Партсъезда). Таким образом, за весну новое покрытие обрели еще 11,7 км дорог местного значения.
Общий процент выполнения по муниципальному контракту на ремонт методом больших карт составляет в этом году уже более 44%.
«В период проведения дорожного ремонта – как большими картами, так и комплексного – для минимизации неудобств движение общественного и личного транспорта не перекрывается. Оно организуется по свободной полосе. В этом году на ряде участков, обновляемых картами, приводится в порядок не только проезжая часть от борта до борта, но и инженерные коммуникации, наносится разметка. Благоустраиваются и прилегающие элементы улично-дорожной сети (например, пешеходные зоны, въезды на внутриквартальные территории), выполняется замена бортового камня и поребриков. При необходимости ремонтируется трамвайное межпутье в местах пересечения с внутриквартальными дорогами», – рассказал директор МУБ г.о. Самара «Дорожное хозяйство» Шамиль Халиуллов.
Всего в этом дорожно-строительном сезоне только в результате ремонта большими картами по нацпроекту преобразятся 42 участка автодорог местного значения общей протяженностью свыше 33 км.
В «фокусе» реконструкции
Работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ведутся в Самаре по заказу двух профильных департаментов: департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары и департамента градостроительства г.о. Самара. Последний курирует реконструкцию Заводского шоссе на участке от ул. XXII Партсъезда до ул. Авроры (предыдущий отрезок от улицы Земеца до ул. XXII Партсъезда был капитально отремонтирован в 2019 году).
В конце апреля этого года на Заводском шоссе стартовали работы по обновлению дорожного полотна по основному ходу: после фрезерования подрядчик укладывает нижний слой пористого асфальтобетона. Треть таких работ к лету выполнена. Позднее появятся еще два слоя – плотный асфальтобетон и верхний слой – щебеночно-мастичный асфальтобетон, в общей сложности еще 12 см. По проекту новая дорога станет четырехполосной.
Напомним, работы стартовали здесь в сентябре 2019 года. В прошедший период подрядная организация занималась в большей степени строительством и переносом коммуникаций. Сейчас перекладка и строительство сетей выполнены на большей части объекта. Так, более чем наполовину построена новая система ливневой канализации, которой ранее не существовало. На отдельных участках «ливневка» полностью готова. Всего на объекте запланировано построить ливневую канализацию протяженностью около 4 км. Близится к завершению обустройство водопровода. В значительной степени реализованы работы по переустройству хозяйственно-бытовой канализации и прокладке кабеля электроснабжения.
«Завершается перекладка сетей, которая у нас велась всю зиму, и подрядчик уже приступил к строительству дорожного полотна там, где полностью закончены работы на сетях», – пояснил руководитель департамента градостроительства г.о. Самара Сергей Шанов.
Проектировщики рассчитали необходимые слои, исходя из нагрузок, из интенсивности движения транспорта по Заводскому шоссе. Заасфальтировать Заводское шоссе полностью рассчитывают к началу осени, после чего будет монтироваться освещение и проводиться благоустройство.
В ходе ремонтных работ максимально учитываются пожелания представителей предприятий, расположенных вблизи строящегося объекта.
«Мы изменили в некоторых местах радиус поворотов и съездов с дороги к промышленным предприятиям, а также приняли решение по их уширению, идя навстречу пожеланиям предприятий, – прокомментировал Сергей Шанов. – Там, где это возможно, также планируется обустройство левого поворота».
Поскольку строительная отрасль не подпадает под жесткие ограничения по самоизоляции, работы ведутся в соответствии с графиком и утвержденной проектно-сметной документацией. До конца ноября текущего года планируется завершить реконструкцию на всем участке от ул. XXII Партсъезда до ул. Авроры.
Контроль – во взаимодействии с общественностью
Контролю за темпами и качеством работ уделяется максимальное внимание на всех этапах.
«Смесь, применяемая на обновляемых улицах, оценивается сначала специалистами завода, где она производится. На участках следят за ее температурой. После укладки отбираются пробы свежеуложенного асфальтобетона, которые в лабораторных условиях исследуются на соответствие всем необходимым физико-механическим свойствам. Также подтверждается необходимая толщина отобранных кернов. Замеры параметров на участке ведутся во время приемки ремонта. Оплачиваются только качественно и в соответствии с муниципальным контрактом выполненные работы, соответствующие всем СНИПам и ГОСТам», – подчеркнул заведующий сектором контроля за объектами ремонта и реконструкции МБУ г.о. Самара «Дорожное хозяйство» Кирилл Рябов.
Особенно важен общественный контроль. Представители общественных организаций и жители активно участвуют, их замечания и пожелания учитываются. Так, в ходе комплексного ремонта улицы Ленинской, где много частных домов и офисных зданий с подвальными помещениями, укрепят приямки. Для того чтобы талая и дождевая вода не подтапливала подвалы, скорректируют уклон тротуаров.
Взаимодействие специалистов и общественников дало свои плоды. Не случайно по итогам 2019 года Самарская область была отмечена как лидер по реализации большинства нацпроектов, в том числе проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». А именно Самарская область стала одним из пяти регионов, награжденных Министерством транспорта РФ дипломом за достижение наилучших показателей национального проекта, а также памятной статуэткой в виде дорожного катка. На высоком уровне было и информационное сопровождение нацпроекта, в том числе работа с общественностью.
На эффективную деятельность, реальные результаты по всем нацпроектам в 2020 году нацелил региональное правительство и муниципалитеты губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. По словам главы региона, каждый из нацпроектов имеет приоритетное значение и для страны, и для конкретного гражданина. В числе задач нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – не просто обновить улично-дорожную сеть, увеличить пропускную способность дорог, снизить количество аварийно-опасных участков. Необходимо в целом развивать транспортную инфраструктуру Самарско-Тольяттинской агломерации, самой крупной из нестоличных в стране. В том числе тому способствует и результативность работы на средства нацпроекта. Всего в 2020 году только в Самаре запланировано выполнить работы по реконструкции и ремонту 48 участков самарских дорог общей протяженностью 43,4 км.
На повышение безопасности движения и снижение травматизма на дорогах города направлена также муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара» на 2016-2020 годы. К ней относится установка светофоров, нанесение линий дорожной разметки на пешеходных переходах, на дорогах с маршрутами движения общественного транспорта, а также там, где две и более полосы движения в каждом из направлений – для того, чтобы четко обозначить разделительную полосу и исключить ошибки водителей. В этом году будет нанесено 118 тысяч квадратных метров разметки на дороги города, что вдвое больше, чем в предыдущем. В 85% случаев будет применяться термопластик – материал, более устойчивый к стиранию.
В рамках этой программы, как и муниципальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения», рассчитанной до 2021 года, обеспечивается реализация нацпроекта на территории городского округа.
Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:
— Каждый нацпроект – шанс для Самарской области, как и для других регионов страны, существенно улучшить ситуацию в той или иной сфере, заручиться поддержкой из федерального бюджета в решении самых сложных вопросов. Что касается дорожного строительства, перед нами стоит задача в полтора раза повысить уровень нормативного состояния дорожной сети области. В рамках Самарско-Тольяттинской агломерации этот показатель должен возрасти до 85%.
В 2019 году нам удалось значительно нарастить объемы обновления дорог. Было построено, реконструировано и отремонтировано 446 км дорог областного и местного значения. Только по нацпроекту сделали 257 км, хотя по плану было 247. При этом очень важно, что практически все работы на дорожных объектах были завершены в срок.
Как итог, Самарская область была отмечена в числе пяти лучших регионов страны в плане реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для нас это не просто приятная оценка, а важный фундамент доверия коллег, позволяющий рассчитывать на дальнейшую поддержку региона.
В этом году в рамках нацпроекта мы планируем отремонтировать 243 км дорог. На всех дорожных объектах работы ведутся с опережением графиков.
Елена Лапушкина, глава г.о. Самара:
— Для своевременного старта дорожно-строительного сезона заранее была разработана конкурсная документация, в конце 2019 года проведены процедуры торгов и определены подрядные организации. Это позволило в текущем году не терять драгоценного времени и уже в апреле, сразу же, как установилась положительная температура, приступить к производству работ. При выборе объектов ремонта по национальному проекту предпочтение отдается приведению в нормативное состояние участков автодорог с большей интенсивностью движения, с маршрутами движения общественного транспорта, что обеспечивает связь внутригородских районов Самары между собой. Также учитывается наличие «маятниковой» трудовой миграции населения. При этом уделяется не меньшее внимание и ремонту в отдаленных районах. Например, в этом году более десятка участков дорог отремонтируем в поселке Мехзавод.