Живое знание

15 июля 2020

Актуальные аспекты дистанционного обучения в художественной школе

Образование в онлайн-формате сегодня уже нельзя назвать инновационным ресурсом. Технические возможности такого обучения обширны, так же как и несомненные плюсы – открытость, доступность, свобода выбора в виртуальном пространстве. Особенности дистанционного обучения в современных реалиях анализирует заместитель директора по УВР Детской художественной школы Новокуйбышевска Елена Конева.

Людмила МАРТОВА

Как вы рассматриваете дистанционный формат образования?

— Противопоставление очного и заочного, онлайн- и офлайн-обучения было всегда. И признайте, заочное обучение всегда считалось в каком-то смысле вторичным, уступающим традиционной системе. Ключевой принцип здесь – свобода выбора, и пока она была, дистанционное образование воспринималось только в положительном ключе, как более доступное и экономичное, нежели очная форма получения знаний. Но пришла новая проблема человечества – COVID-19, и свобода выбора исчезла, в доступе осталась только дистанционная форма. Теперь все аспекты проявились в предельной степени, равно как и сильные и слабые стороны онлайн-обучения. Но, подчеркиваю, речь идет о художественном образовании.

Здесь своя специфика?

— Ответ очевиден: художественное творчество, а именно изобразительное искусство – это небольшой теоретический материал и огромный объем практики, подразумевающей постоянный контакт с наставником. Насколько проводник знаний осязаем на экране, может ли он создать эффект настоящего присутствия – именно так звучат вопросы качества дистанционного обучения. Да, структурированный, лаконично поданный материал важен, но и сама его подача имеет огромное значение. Все как в реальности, но без права на ошибку или неточность. Ведь она будет зафиксирована и прослушана-просмотрена бесчисленное количество раз. Исчезает какая-либо вариативность методики, нельзя сориентироваться с учетом ситуации, а ведь мы учим детей, которые, как известно, индивидуальны и неповторимы, к каждому нужен свой подход. Вот именно он-то и теряется, так же, как и полноценный контроль выполнения любого задания.

Это означает, что изобразительное искусство требует традиционного сопровождения?

— Несомненно. Обучение начинающего художника азам происходит как истинная передача знания и мастерства, когда преподаватель буквально ведет ребенка за руку, давая не только понятия и законы, но и саму культуру движения. Это возможно только в режиме реального времени. Кроме того, есть понятие атмосферы, творческой или рабочей, которая становится культурной средой учебного класса. Частью этого арт-пространства являются другие ученики и их работы, а также прочие зрительные образы – учебные постановки, освещение в разные часы дня, неповторимое рабочее напряжение реальной мастерской, спонтанные разговоры, способные вызвать озарение… Именно культурная среда воспитывает художественное восприятие, видение, художественный вкус – те тонкие понятия, без которых невозможно настоящее мастерство.

Но все же есть люди, которые учатся живописи в режиме онлайн.

— Да, есть, но это не массовое явление. И надо понимать, что взять самостоятельно или дистанционно какой-то фрагмент знания легче, чем с нуля выстроить систему. В первый класс художественной школы ребенок приходит в десять лет, и учить его дистанционно очень тяжело. На подготовительное отделение он приходит в шесть лет, и учить его дистанционно невозможно. С увеличением возраста ученика растет и результативность дистанционной работы, особенно если мы говорим о студентах, которые уже окончили художественную школу и еще пару курсов в художественном училище или вузе. Тогда проблем нет, понятийный аппарат сформирован, азы усвоены, и можно наращивать до максимума самостоятельную работу. Но мы ведем речь не о взрослых людях.

Тогда что же делать?

— Не волноваться. Помнить о том, что это временная мера. Мир выйдет из кризиса, а люди – из своих домов. С ними останется этот опыт и осознание ценности старой школы. А главное, приобретенный опыт останется у педагогов, которые могли бы так и не воспользоваться возможностями дистанционного общения. А возможности немалые, что касается просветительской деятельности, популяризации художественного образования. Через все эти электронные ресурсы – социальные сети, YouTube-каналы – дети придут в наши классы. Попробовав фрагмент знания, они придут за системой.

Обсуждение закрыто.