Индикаторы педагогического мастерства

7 сентября 2020

Коррекционная школа реализует инновационный подход к обучению детей с ОВЗ

Самарская школа-интернат №115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – инновационное образовательное коррекционное учреждение, которое характеризуется положительной динамикой развития, общественной открытостью, готовностью к профессиональному сотрудничеству. Цель педагогического коллектива – повышение качества образовательного процесса в соответствии с направлениями НП «Образование», использование современных образовательных технологий, в том числе и дистанционных, для развития детей с ОВЗ, их успешной интеграции в общество. Возглавляет школу почетный работник образования, кандидат педагогических наук Татьяна Томенко.

Людмила МАРТОВА

Сложное дело

В школе-интернате обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. В 2019/2020 учебном году был принят 581 человек, из них на школьном обучении находились 217 человек, на надомной (индивидуальной) форме – 89 человек.

Количество воспитанников с тяжелыми нарушениями развития, которые находятся на длительном лечении в Самарском пансионате для детей-инвалидов, составило 204 человека, из них 16 человек обучались в классах и 188 детей – на дому. Кроме того, педагоги и специалисты школы-интерната №115 разработали индивидуальные планы обучения и развития для инвалидов, находящихся в Самарском молодежном пансионате для инвалидов (психоневрологическом интернате), ранее не получавших образования. Обучение способствует социализации людей с ментальными нарушениями.

На подготовку воспитанников к жизни с учетом их индивидуальных особенностей нацелена Программа развития школы, реализуемая коллективом педагогов. В первые четыре года обучения осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение воспитанников с умственной отсталостью, выявление их возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. В V-IX классах воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность, и навыки по профилю труда.

Профессионально-трудовое обучение организовано по четырем направлениям: столярное, слесарное, швейное, «Растениеводство». Для осуществления образовательной деятельности в школе имеются 21 учебный кабинет, спортивный зал, пять мастерских, кабинет СБО, библиотека, кабинет ЛФК, сенсорная комната, столовая, а также оборудованная спортивная площадка, теплица. Все дети обеспечены медицинским обслуживанием, качественным пятиразовым питанием, местом в интернате.

Ориентир – инновации

Создание инновационного образовательного пространства происходит в соответствии с программой развития школы: совершенствуется структурно-деятельностная модель методической службы, развивается комплексная система учебно-воспитательной работы, повышается эффективность коррекционной работы через реализацию образовательных проектов: «Организация обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, находящихся на длительном лечении в Пансионате», «Российское движение школьников», «Профилизация», «Экологическая радуга», «Здоровье» и других.

С 2018 года на базе школы реализуется инновационный проект «Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройством аутистического спектра». В соответствии с требованиями ФГОС, в школе организован и укомплектован специальным оборудованием учебный класс для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), состоящий из учебной, игровой зоны и кабинета социально-бытовой ориентации. Педагоги и специалисты совершенствуют свой профессиональный уровень, участвуя в научно-практических конференциях, семинарах и мероприятиях различного уровня по вопросам обучения детей-аутистов. Кроме того, активно ведется работа с семьей: было проведено 167 консультаций, что свидетельствует о доверии родителей к психологической службе школы.

В практику входят дистанционные формы участия педагогов в различных конкурсах, онлайн-конференциях, курсах повышения квалификации. Эти знания помогли мобильно и грамотно организовать обучение детей в апреле-мае 2020 года, в условиях самоизоляции. Яркий индикатор педагогического мастерства – многочисленные дипломы педагогов, полученные по итогам дистанционных конкурсов всероссийского и международного уровня.

Сегодня информационно-образовательное пространство школы – это стопроцентное подключение компьютеров к Интернету (локальная сеть внутри школы), мобильный класс, интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, планшеты, мультимедийные комплексы (проектор+экран).

Ресурсы для развития

Воспитательная работа направлена на создание условий для всестороннего развития детей, формирования у них самостоятельности, навыков самообслуживания, умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важный ресурс для развития детей – программы дополнительного образования. В школе действуют восемь кружков: «Спортивный танец», «Ромашка» (рисование), «Волжанка» (хоровое пение), «Клуб любителей истории», кукольный театр «Теремок», «Аэробика», «Бисероплетение», театр моды «Золотая пчелка» (неоднократный лауреат и дипломант международных конкурсов). Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся совместно с Центром дополнительного образования «Экология детства», бисероплетению – с Центром внешкольного образования «Творчество». Ребята активно участвуют в конкурсах различного уровня, становясь победителями и призерами, причем в одном ряду со сверстниками общеобразовательных школ, что служит показателем успешной социализации детей с ОВЗ. Приоритет в системе воспитания школы отдается формированию гражданских и патриотических чувств у воспитанников. С 2018 года обучающиеся школы вошли в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников». Отряд РДШ привлекается на все общешкольные мероприятия и уже поучаствовал в слете активистов в Тольятти.

Исходя из задач социального партнерства, в школе создана модель взаимодействия с различными организациями: органами управления образованием, системой здравоохранения, правоохранительными органами, социальными службами, благотворительными фондами, культурными центрами. Над укреплением связей между семьей и школой работает общешкольный Совет родителей. Постоянно расширяются контакты с учреждениями профессионального образования.

Реализация этих направлений дает возможность улучшать социально-педагогические условия, позволяющие выпускнику школы адаптироваться в социуме, найти в нем свое место, почувствовать собственную значимость. Ожидаемый результат деятельности отображается в предназначении школы: «Признание уникальности, стремление к принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации ребенка в образовательном процессе».

А недавно в школе произошло новое значительное событие. Школа совместно с Региональным отделением ООО «Всероссийской Федерацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» в Самарской области стала победителем проекта «Победим вместе! Безграничные возможности для особенных детей» Фонда президентских грантов.

Надо сказать, педагогическому коллективу в полной мере удается следовать своей миссии. Безусловно, позитивный настрой в школе задает Татьяна Томенко – творческий, инициативный, ответственный руководитель с 45-летним стажем работы в системе образования. За высокие заслуги в деле воспитания и обучения подрастающего поколения Татьяна Юрьевна награждена знаком «Отличник профессионально-технического образования РФ», почетными грамотами и благодарностями федерального и регионального значения.

Татьяна Томенко, директор школы-интерната №115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, г. Самара:

Задача педагогов коррекционной школы – в создании оптимальной модели обучения и воспитания детей с ОВЗ. Вся эта огромная работа, которая проводится в школе, позволяет детям с ментальными нарушениями не только добиваться успеха в различных конкурсах и фестивалях без скидки на уровень здоровья, но главное – у них появляется уверенность в себе, возможность самореализации и в конечном итоге – стремление к жизни!

Обсуждение закрыто.