В детском саду №280 воспитанникам помогают полноценно контактировать с окружающими
С каждым годом растет количество детей с серьезными нарушениями в развитии речи, влекущими за собой целый ряд проблем – от неумения и стеснения общаться до задержек в умственном развитии. По этой причине в самарском детском саду №280 приоритетным направлением в работе педагогов стало развитие коммуникативных компетенций воспитанников.
Евгения БУСЛАЕВА
Детский сад №280 впервые открыл двери в 1963 году. За прошедшие годы не одно поколение мальчишек и девчонок выросло в стенах этого садика. И сейчас уже бывшие воспитанники приводят сюда своих детей и даже внуков. Они смело доверяют малышей опытным воспитателям, трудовой стаж которых измеряется многими годами и даже десятилетиями.
Более 20 лет в этом саду проработали воспитатели Елена Шишкина и Ирина Агапова. Они прекрасно знают не только детей, но и их родителей – своих бывших воспитанников, поэтому без труда находят подход даже к самым необщительным ребятам. Несмотря на свой огромный опыт работы, воспитатели не ограничиваются применением методов старой педагогики. Они всегда совершенствуются, ищут новые подходы, используя в работе современные технологии и инновационные программы.
Немалую роль в воспитании подрастающего поколения играют и помощники воспитателей. В детсаду №280 эти добрые и отзывчивые сотрудники с любовью ухаживают за детьми, помогая им овладевать навыками самообслуживания, поддерживая идеальную чистоту и порядок в группах. Завтраки и обеды здесь готовят опытные повара. Работу они свою любят, готовят вкусно и от души, о чем свидетельствуют пустые тарелки детей, с удовольствием уплетающих приготовленные поварами блюда.
Руководит этим дружным коллективом заведующий Елена Губина. Именно она стала инициатором выбора приоритетного направления работы дошкольного учреждения. В работе по развитию коммуникативных навыков детей активно участвуют все педагоги детсада. Уже не первый год они используют авторскую программу учителя-логопеда Анны Колесниковой «Программа формирования коммуникативных навыков посредством моделирования ситуаций с диалогом у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи». Учитель-логопед Татьяна Антонова разработала многофункциональное дидактическое пособие «Коврик-трансформер» для развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», которое было представлено на IV Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен» в 2018 году и на XVII Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2019 году.
«Итогом каждого учебного года становится изучение и анализ результатов обследования уровня сформированности коммуникативных навыков воспитанников групп компенсирующей и общеразвивающей направленностей, – констатирует Елена Губина. – Полученные результаты показали, что значительную положительную динамику в развитии коммуникативных умений показали 98% детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности и 100% детей групп общеразвивающей направленности».
Елена Губина, заведующий детским садом комбинированного вида №280, Самара:
— Приоритетное направление – развитие коммуникативных компетенций воспитанников – выбрано нами не случайно. Несовершенство коммуникативных навыков, речевая неактивность тормозят процесс свободного общения, развитие речемыслительной и познавательной деятельности. Все это влечет за собой неполноценное социально-личностное развитие ребенка. А так как именно дошкольный возраст служит периодом активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, мы поставили перед собой задачу – помочь воспитанникам полноценно развиваться .