Учитель – ученик

7 сентября 2020

В регионе состоялась традиционная августовская конференция работников образования

По видеосвязи губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, председатель губернской думы и Совета ректоров вузов Геннадий Котельников, министр образования области Виктор Акопьян, заместитель директора департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров министерства просвещения РФ Мария Муркова, педагогическая общественность во главе с Народным учителем СССР Евгенией Аршлутовой, а также впервые участвовавшие в «августовке» родители обсудили достижения самарской системы образования, проблемные вопросы отрасли и перспективы ее развития.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, Серей ОСЬМАЧКИН (фото, «Волжская коммуна»)

Областное родительское собрание

Повысить качество знаний, вывести на новый уровень работу педагогов, улучшить материально-техническое оснащение школ призван нацпроект «Образование», реализуемый по инициативе главы государства. Сегодня именно нацпроект определяет основные векторы развития образовательной отрасли в Самарской области и стране в целом.

Модернизация системы образования, развитие способностей и талантов каждого ребенка являются ключевыми направлениями и Стратегии лидерства Самарской области, которая разработана по поручению Дмитрия Азарова и составлена на основе мнений и пожеланий жителей.

Дмитрий Азаров отметил, что в образовательном процессе особенно важна роль родителей: «Знаю, были и вопросы у педагогов, нужно ли участие родителей в сугубо профессиональном педагогическом собрании. Уверен – нужно! Школа и семья, по большому счету, хотят одного и того же – чтобы каждый ребенок вырос в гармоничную, всесторонне развитую, образованную личность с нормальной психикой и нормальной системой ценностей и, конечно, стал настоящим Гражданином страны. Важная задача школы – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. И это не значит делать с ребенком уроки – это значит быть вовлеченным в процесс его обучения, вместе радоваться успехам и помогать преодолевать трудности. Помогать, слушать, утешать, поддерживать, советовать».

Чтобы осуществить задуманное, вывести на новый уровень отношения «семья – школа», по поручению губернатора в регионе будет создан новый общественный орган – Областное родительское собрание. Его деятельность будет направлена на совместное решение вопросов и проблем в сфере образования.

«Вопросов возникает немало, и голоса родителей не должны быть разрозненными, а проблемы и предложения – теряться в ворохе дел», – отметил Дмитрий Азаров, объявляя о создании Областного родительского собрания.

Качество питания

Первый вопрос, к решению которого глава региона пригласил родительские комитеты образовательных учреждений, касается контроля качества питания в школах. Задачу обеспечения учащихся 1-4 классов горячим питанием поставил президент Владимир Путин. Самарская область в числе первых регионов исполнила поручение главы государства, и уже с 1 сентября горячее питание бесплатно будут получать учащиеся начальных классов всех школ губернии – это около 143 тысяч человек.

«Горячее питание должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию, способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Чтобы все были уверены в том, что дети питаются правильно, я приглашаю родителей к составлению школьного цикличного меню».

Теперь именно родители совместно с другими контролирующими органами будут следить за тем, чтобы завтраки и обеды школьников готовились из качественных продуктов, предпочтительно местных, а рацион во всех городах и районах губернии был равноценным. При проведении этой работы глава региона рекомендовал учитывать итоги всероссийского проекта по мониторингу качества школьного питания, реализованного в прошлом году управлением Роспотребнадзора при содействии правительства региона. Тогда Самарская область стала одним из пилотных регионов, в котором проводилась комплексная оценка школьного питания.

По поручению Дмитрия Азарова первое заседание областного родительского собрания состоится в начале ноября. Основной его темой станут первые итоги масштабной родительской проверки горячего питания для младшеклассников.

Самарские гранты

Глава региона остановился на выполнении еще одного поручения президента: с 1 сентября классные руководители будут получать ежемесячные федеральные выплаты в размере пяти тысяч рублей вдобавок к действующим региональным. Дмитрий Азаров поручил министерству образования и науки региона установить жесткий контроль за тем, чтобы ранее установленные местные выплаты были сохранены в полном объеме.

В школы вновь возвращается воспитательная функция, что накладывает особую ответственность на преподавателей, в том числе при подготовке классных часов и внеурочных занятий. В год 75-летия Великой Победы Дмитрий Азаров призвал все школы губернии посвятить классные часы 1 сентября теме вклада нашего региона в Великую Победу.

Глава региона призвал учителей обратить внимание на еще одну знаковую дату – 60-летие первого полета человека в космос. В год 60-летия полета Юрия Гагарина Самара получила право на проведение всероссийской олимпиады по астрономии. Дмитрий Азаров подчеркнул: нужно приложить все усилия, чтобы это соревнование проводилось в Самарской области на постоянной основе.

Повышение квалификации учителей

В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» в регионе создаются два центра – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства педагогических работников. Это стало возможным благодаря победе Самарской области в конкурсном отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета для создания Центров.

Обсуждая текущую образовательную деятельность, министр предложил педагогам прямо во время «августовки» пройти интерактивный опрос, чтобы выяснить, какие именно аспекты вызывают у них затруднения в работе. Итоги опроса показали, что труднее всего современному педагогу дается обучение детей с низкой мотивацией к учению, развитие функциональной грамотности учащихся, а также использование современных подходов в воспитании детей.

Дмитрий Азаров поручил министру тщательным образом изучить итоги опроса и разработать «кейсы» по каждому аспекту.

Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:

Буквально сегодня стало известно – в год 60-летия полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос именно наша «космическая столица» получила право на проведение Всероссийской олимпиады по астрономии! Все 85 регионов будут соревноваться на нашей, Самарской земле. Ну а мы, конечно, должны показать достойный уровень и стремиться к победе. Для нашей области это праздник особый. Рассчитываю, что мы вместе приложим все усилия к тому, чтобы наши дети узнали больше о вкладе нашего региона в дело освоения космоса.

Виктор Акопьян, министр образования и науки Самарской области:

В Самарской области активно ведется строительство и реконструкция школ, формируется цифровая образовательная среда, создан IT-куб, приобретен мобильный Кванториум. Обновлена материальная база двух коррекционных школ-интернатов, на базе которых будут созданы условия для развития профессиональных компетенций ребят с ограниченными возможностями здоровья. Пусть нововведения не пугают нас, а делают нашу жизнь полной открытий и достижений. Ведь для нового времени мы все – ученики, а значит будем все вместе учиться и учить.

Что у вас болит? 2

Геннадий Котельников, председатель Самарской губернской думы и Совета ректоров вузов:

За три года вузы региона получили дополнительно около 2 млрд рублей. Средства направили на развитие инфраструктуры, закупку высокотехнологичного оборудования, развитие научного потенциала. В Самарском университете создан культурный центр имени Валерия Грушина, возводится студенческий городок Самарского педагогического университета, значительный объем поддержки получают опорные вузы региона. Предстоит решить еще немало задач. Главная из них – обеспечение кадрами важнейших отраслей жизнедеятельности региона. Совет ректоров вузов Самарской области активно занимается созданием межвузовского кадрового центра, который будет заниматься вопросами трудоустройства выпускников, взаимодействия вузов и работодателей. Не менее важно развивать систему целевого приема в вузы с учетом новых задач и требований.

Обсуждение закрыто.