Больше чем работа

19 октября 2020

Трудовому пути председателя Самарской Губернской Думы Геннадия Котельникова – 50 лет

В Википедии список наград и званий председателя Самарской Губернской Думы, президента СамГМУ, почетного гражданина Самарской губернии, академика Геннадия Петровича Котельникова в четыре раза длиннее самой статьи о нем. Но его трудовая деятельность связана лишь с одним учреждением – Самарским медицинским университетом. Случай, конечно, уникальный – всю трудовую жизнь проработать на одном месте. Да еще ни много ни мало, а целых пятьдесят лет.

Алевтина ЛУКЬЯНОВА. Фото предоставлено пресс-службой Самарской Губернской Думы

Верен призванию

«С Самарским государственным медицинским университетом связана вся моя врачебная, научная, организаторская и творческая деятельность. Медуниверситет – мой родной вуз. Для меня это больше, чем работа. Это жизнь. Начиная со студенческой скамьи, я прошел путь от клинического ординатора до заведующего кафедрой травматологии и ортопедии, от декана лечебного факультета до ректора и президента университета. Все эти пятьдесят лет работал, практически, на двух работах, совмещая лечебную, преподавательскую и административную деятельность: до обеда в клинике, после обеда – в ректорате. Моя трудовая биография началась в 1970 году, когда меня избрали председателем студенческого профкома, о чем и свидетельствует первая запись в моей трудовой книжке.

А общественная работа дала мне широкий круг общения и чувство ответственности за судьбы других людей. Я счастлив, что мне довелось учиться у таких авторитетных личностей, как Александр Федорович Краснов, Александр Михайлович Аминев, Тихон Иванович Ерошевский, Георгий Львович Ратнер и многих других. Горжусь своими учениками, всеми выпускниками СамГМУ, которые создают кадровый потенциал сферы здравоохранения, достойно представляя родной вуз в России и за рубежом».

Геннадий Петрович Котельников родился в Пензенской области, в школе учился в поселке Верхозим, а в Самару приехал в 1966 году и поступил в медицинский институт. С тех пор вся его жизнь – здесь. Как признался сам Геннадий Петрович, Самара уже давно стала для него родным городом.

«Особенно остро я почувствовал эту связь десять лет назад, когда мне предложили возглавить Российскую академию медицинских наук и передо мной реально встал вопрос о переезде в Москву. Это был очень непростой период в жизни. Но я никогда не сомневался в верности принятого тогда мною решения. В Самаре я выучился, здесь созрел и как человек, и как профессионал, здесь моя работа, семья, люди, с которыми дружу по 30-40-50 лет… Судьба – это же не только стечение обстоятельств, но и твоя воля, твои решения. Я отказался от многих высоких должностей и сейчас уверен, что поступил абсолютно правильно. Мне предлагали должности заместителя министра здравоохранения Российской Федерации, в Государственной Думе предлагали возглавить комитет по здравоохранению. Кстати, у меня были разные варианты служения земле Самарской. В 1990-е годы Константин Титов предлагал мне стать и вице-губернатором, и мэром Самары. Но я остался верен своей профессии, своему предназначению».

Главное умение

Кстати, связывать свою жизнь с профессией врача с детских лет, как могло бы это показаться, Геннадий Петрович вовсе не собирался. Сначала хотел стать шофером, как отец. Потом, во многом следуя веяниям моды, собирался поступать в авиационный институт. Но, к счастью для тысяч его благодарных пациентов и многочисленных учеников, на его пути встретились мудрые люди, которые сумели его правильно направить при выборе жизненного пути. Однажды его учительница Антонина Александровна Чуйкина, возможно, видя метания способного подростка, сказала ему: «Гена, тебе нужно идти в медицинский институт». Мудрый педагог, она  словно увидела его суть, каким-то чутьем поняла, что это именно его профессия, его предназначение. Ведь главное во врачевателе – не только профессионализм, но и умение сочувствовать и сопереживать. Если этих качеств нет, то это не врач. Она увидела в Геннадии Петровиче то, что сам он в силу своей молодости еще не мог осознать. Но фраза, сказанная учителем, видимо, крепко зафиксировалась в его сознании.

«Я сходил в больницу, где моя мама работала медсестрой, посмотрел, как работает врач, поприсутствовал на операции. А потом случилось так, что я спас соседского мальчишку лет шести. Была осень, шел сильный дождь, вода в реке поднялась. И вот внутри этого темного потока вдруг вижу белую голову. Я закричал, что кто-то тонет, и, не раздумывая, прыгнул в воду. Вокруг все бурлит, нырял несколько раз… В общем, вытащил я его, с большим трудом доплыли до берега, нас уже довольно далеко отнесло течением. После этого случая у меня произошло какое-то переосмысление, видимо, понял, что лечить, спасать жизни людей и будет моим призванием».

Так определилась судьба будущего ректора крупного медицинского вуза, выдающегося ученого, академика РАН, талантливого практикующего травматолога.

Его величество случай

На вопрос, кто в большей степени повлиял на формирование его характера, Геннадий Петрович, не раздумывая, отвечает:

«Вне всякого сомнения, мои родители. Они прививали мне любовь к труду. На мой взгляд, это одно из определяющих качеств в человеке. Они научили меня уважать старших и любить людей, быть внимательным и отзывчивым, никогда никому не завидовать. Я уверен, человек сам формирует свою судьбу. Конечно, нельзя отрицать и влияние внешних, субъективных и объективных факторов, или такое понятие, как предопределенность. Но без личного участия человека ничего не получится. Необходима его воля, проявление силы характера, инициативы, стремлений и желаний, наконец. Жизнь любого из нас испытывает на прочность. И самая большая победа, по большому счету, – это именно победа над собой. Я уважаю силу человеческого духа! Другое дело, что в жизни много событий, которые мы воспринимаем как случайности. Далеко не всем из нас удается быть готовым к самым разным поворотам в судьбе. И в то, что я стал травматологом и ортопедом, вмешался его величество случай. Хотя уже после третьего курса я определился однозначно, что должен быть хирургом. Но каким? Нейрохирургом? Кстати, в те годы это было очень модным направлением в медицине. Или специализироваться по кардиохирургии? Я начал посещать кружок, который вел знаменитый хирург Георгий Львович Ратнер, почетный гражданин Самары, заведующий кафедрой факультетской хирургии, специалист, признанный далеко за пределами нашей страны. На его факультетский кружок хирургии студенты ходили толпами, чтобы только посмотреть на него. Я могу сказать, что он был не только высокообразованным, но еще и очень мудрым человеком. Может быть, в этом залог его известности и успеха. Потом я увлекся судебной медициной. Кафедрой тогда заведовал Геннадий Юрасов, который был секретарем парткома и просто добрым, обаятельным человеком. Юрасов пообещал мне аспирантуру. Я решил: буду судебным медиком. Но тут мне объяснили, что судебная медицина – другая сторона медали, это даже и не медицина. И на каком-то этапе я растерялся. Я и сам почувствовал, что это не то, это не лечение людей, это криминалистика, здесь другой склад ума надо иметь. И будучи в таких смятенных чувствах, я однажды встретил на улице ректора Александра Федоровича Краснова. Узнав о моих колебаниях и сомнениях, Александр Федорович пригласил меня на свою кафедру травматологии и ортопедии. Эта кафедра тогда только организовывалась. Так определилась вся моя дальнейшая судьба. Я очень благодарен Александру Федоровичу Краснову, Сергею Мельченко, тогда заместителю секретаря комитета комсомола, Александру Михайловичу Савину, Маргарите Ивановне Бобковой, куратору нашей группы, доценту кафедры травматологии и ортопедии за то, что они помогли мне стать травматологом, определили мою будущую профессию.

Дружба – это круглосуточно…

К дружбе Геннадий Петрович относится очень серьезно. Великий Антуан де Сент-Экзюпери  точно заметил, что самая большая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения. У Котельникова особый талант – дружить, и это отмечают многие.

«Я люблю людей. Дружить ведь тоже нужно уметь, находить время хотя бы для того, чтобы просто выслушать человека. Многие – мои друзья со школьной скамьи и со студенческих времен. С Константином Алексеевичем Титовым в далеком 1971 году нас подружил комсомол. С Виталием Антоновичем Прошуниным дружу с 1975 года, с Анатолием Васильевичем Некрасовым с 1971 года. Мой близкий друг – Виктор Александрович Сойфер, которого я знаю уже около 40 лет и постоянно удивляюсь тому, насколько созвучны наши мысли, чувства, переживания. Очень дорожу теплыми, доверительными отношениями с Владыкой Сергием. Общение с таким человеком, безусловно, обогащает. К несчастью, многих моих близких людей уже нет с нами, но я всех их помню, скорблю о потерях. Все они для меня люди неповторимые».

О личном

Безусловно, поддержка семьи имеет огромное значение. Кстати, в этом году Геннадий Петрович и Таисия Михайловна отметили золотую свадьбу – 50 лет совместной жизни. Два пятидесятилетних юбилея в один год!  

«Жена, сын, внук для меня очень много значат. Наверное, это как раз то, что дает смысл самой жизни. Во всяком случае, я так это чувствую. Я благодарен своей супруге, мы вместе уже 50 лет, поженились в 1970 году, когда я был еще студентом. Мы с Таисией Михайловной жили в одном поселке и учились в одной школе. Встретились вновь, когда я учился в медицинском институте, а она в педагогическом. Благодаря ее заботе и вниманию я достиг многого, что имею сейчас.  Внук Дима уже взрослый, учится в Москве. Мне нравится с ним общаться, ощущаю даже потребность в этом. Сейчас видимся не так часто, как хотелось бы, но при любом удобном случае стараемся провести время вместе, поговорить о жизни. Парень он сообразительный, хорошо чувствует людей, часто дает точные характеристики. Очень важно, когда рядом есть человек, способный дать ценный совет. И я, и его отец – мой сын – всегда готовы его поддержать. Сын Михаил у меня человек самодостаточный и состоявшийся, работает в практическом здравоохранении. Он – кандидат наук, лауреат премии правительства РФ, врач высшей категории, вот уже 12 лет как главный врач областной клинической больницы №2. Его жена Елена Васильевна училась с ним в одной группе, она кандидат наук, доцент кафедры кожных и венерических болезней СамГМУ.

Знак номер один

Тема наставничества часто возникает в биографии человека, прошедшего большой путь. Свою роль наставничество сыграло и в судьбе Котельникова. Ему повезло с учителем в професии.

«Александр Федорович Краснов для меня не просто наставник – мой второй отец. Он учил меня по принципу «делай, как я». У меня сотни учеников, продолжающих мое дело. Жить с этим ощущением –
это тоже счастье! Если говорить честно, я не всегда умею радоваться за себя, но радуюсь за других».

Весной прошлого года президент РФ учредил новую госнаграду «Знак за наставничество». Согласно положению, новый знак вручается лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инженерно-техническим работникам, государственным и муниципальным служащим, учителям, преподавателям и другим работникам образовательных организаций, врачам, работникам культуры и деятелям искусств «за личные заслуги на протяжении не менее чем пяти лет». Знак за номером один президент России В.В.Путин вручил Геннадию Петровичу Котельникову в рамках встречи с работниками сферы здравоохранения в Санкт-Петербурге в марте прошлого года. «Он и врач выдающийся, и учитель, и наставник», – сказал тогда президент. И добавил, что Котельников подготовил более 80 ученых, 25 докторов наук.

Большой педагог гордится созданной им школой и своими учениками. Во всей России хороша известна научно-педагогическая школа травматолога-ортопеда, академика Г.П.Котельникова. Сначала она называлась научно-педагогической школой травматологов-ортопедов академиков А.Ф.Краснова и Г.П.Котельникова.

Позже было принято решение о разделении одной школы на две самостоятельные. Так что теперь есть Научно-педагогическая школа академика Краснова и Научно-педагогическая школа академика Котельникова. Сейчас у Котельникова более 80 учеников: 25 докторов наук и 55 кандидатов наук. Многие из них работают не только в Самарской области. В общем-то, это серьезные цифры. По учебникам, написанным Котельниковым в соавторстве с его учениками, учится практически вся страна. Учебник по травматологии, к примеру, переиздавался уже трижды.

«Я люблю свою работу и получаю огромное удовлетворение от лечебной деятельности», – говорит Геннадий Петрович. Правда, теперь он вынужден намного меньше времени уделять любимому делу. Два года назад в жизни Котельникова произошли серьезные перемены – он был выдвинут на должность спикера Самарской Губернской Думы, и депутатский корпус тайным голосованием избрал его единогласно. Теперь он еще и государственный деятель.

Декларация согласия

Истины ради стоит заметить, что он всегда сдержанно относился к вхождению во власть на всех ее уровнях и никогда не стремился построить политическую карьеру. Тем не менее судьба распорядилась иначе.

«Я не раз в своих интервью заявлял о том, что никогда не планировал связывать свою жизнь с политической деятельностью. Предложение губернатора Дмитрия Игоревича Азарова возглавить Самарскую Губернскую думу, поддержанное также партией «Единая Россия», для меня было совершенно неожиданным. Я даже представить себе не мог, что окажусь в этом кресле.

Но бывают такие ситуации, когда ты просто не можешь ответить отказом на просьбу, к тебе обращенную. Ведь я себя считаю гражданином и человеком ответственным. Факт моего единогласного избрания чрезвычайно важен именно для работоспособности нашего законодательного собрания. Это своего рода декларация согласия работать со мной как с руководителем в единой команде».

С губернатором они договорились о главном – что будут работать вместе, никаких противостояний между ветвями власти быть не должно и не будет. А решения, шаги, планы должны быть направлены на то, чтобы люди в Самарской области жили лучше, в широком смысле этого слова. Ведь мы достойны лучшей жизни.

«В последнее время мы все чаще стали говорить о командах, в которые собираются единомышленники, понимающие друг друга. Успех общего дела зависит от того, как взаимодействуют члены этой команды. А если мы в единой команде, то и работать должны сообща – и законодательная, и исполнительная – обе ветви власти в абсолютном единстве, только вместе».

Обсуждение закрыто.