О том, что такое тольяттинский кинематограф, как большое кино теперь можно делать в своем городе, не уезжая в столицы, и почему именно кино станет новым драйвером развития Самарской области, «Первому» рассказал один из создателей Центра Российской кинематографии в Тольятти, кинорежиссер Роман Каргаполов.

Большое кино

29 октября 2020

Задача настоящего момента – создать кинокластер на Самарской земле
Фильмы молодых режиссеров в регионах сегодня окупаются и нравятся зрителям. А некоторые из региональных кинематографистов уже выходят на международный рынок.
О том, что такое тольяттинский кинематограф, как большое кино теперь можно делать в своем городе, не уезжая в столицы, и почему именно кино станет новым драйвером развития Самарской области, «Первому» рассказал один из создателей Центра Российской кинематографии в Тольятти, кинорежиссер Роман Каргаполов.
Оксана ФЕДОРОВА, Олег ЛУКЬЯНОВ, Дмитрий НЕДЫХАЛОВ (фото)

В последнее время из-за пандемии многие мероприятия сферы культуры были отменены. Тем не менее в Самаре недавно состоялся фестиваль Шостаковича. Как вы считаете, какую роль сыграл фестиваль в культурной жизни региона?

Я вообще считаю, что мероприятия такого характера поднимают культурный уровень нашего региона, чиновников, простых граждан – всех! С другой стороны, они и привлекают туристов, дают импульс развитию внутреннего туризма. А это уже экономические выгоды: новые рабочие места, доходная база для бюджетов всех уровней.
Есть еще один аспект. Говоря о значимости состоявшегося фестиваля Шостаковича, мы говорим о событиях, которые неразрывно связаны с культурным кодом региона, историей, то есть на чем, как на фундаменте, стоит Самарская земля, наша самоидентификация как региона.
Кстати, о культурных корнях. А вы знаете, что первый российский фильм снимался в самарских локациях? Киноиндустрия Самарской области «укоренена» в прошлом столь глубоко, что смело можно заявлять о причастности к ее формированию одного из пионеров российского кинематографа – Александра Дранкова. Показательно, что серьезную конкуренцию русским хроникальным лентам составляли в те годы художественные фильмы иностранного производства –
яркая параллель с современностью… Ателье Дранкова сняло киноленту «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин»), премьерный показ которой состоялся в октябре 1908 года. По сути, это был первый русский художественный фильм. И отснятый на Самарской земле! Собственно, и мы себя ощущаем продолжателями дела Дранкова, поскольку решаем те же проблемы, которые в начале ХХ века стояли перед отечественным кинематографом: создание кинофильмов российского производства, развитие региональной сети, подготовка профессиональных кадров, эффективная реклама. И как Дранков заложил фундамент кино-
отрасли, мы готовы сделать это на качественно новом, знаковом витке, развивая кинопроизводственную площадку всероссийского уровня в Самарском регионе. Мы снимаем кинофильмы, побеждающие на кинофестивалях, и в 2020 году подготовили к всероссийскому прокату современный самарский художественный фильм о сокровищах Степана Разина.

Фестиваль Шостаковича – многожанровый, поиск культурных кодов идет в разных направлениях. А возможен, на ваш взгляд, самарский фестиваль кино?

Я был на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, городок – 80 тысяч населения. Все гостиницы битком, люди приучены смотреть кино, все кинозалы полны!.. Думаю, если сделать кинофестиваль на Самарской земле, причем класса «А», то он, как и фестиваль Шостаковича, вберет в себя все: в кино входят и музыка, и живопись… Поэтому кино – главное из искусств. И как сказал Олег Иванов, киноэксперт, аналитик в области культуры и креативных индустрий, член экспертного совета Фонда кино и Министерства культуры РФ, «Кино, как и любое искусство, призвано поражать своей неожиданностью». Так и Самарская земля может удивить всех, кто приедет к нам на кинофестиваль, и влюбить в себя своей красотой, безграничностью и душевностью.

Вы нашли один из кодов – «самарское кино». Оказывается, мы – кинорегион! Кого позовем в жюри? Кто из западных продюсеров и режиссеров сможет понять самарскую культуру?

Можно пригласить кого угодно, потому что молодежь сегодня тяготеет к европейской культуре, растет на американском кино. Я бы, конечно, продвигал российское кино в любом случае. А знаковых людей из киношной среды пригласить – нет проблем! Они очень хорошо откликаются: к нам, например, на открытие киноцентра приезжали очень известные люди, Никита Михалков прислал приветственное письмо. Так что, если будет хороший фестиваль, все к нам приедут.

Почему Центр Российского кино был создан именно в Тольятти?

Потому что я сам тольяттинец. Люблю, когда у меня все в шаговой доступности. Мы это сделали в первую очередь, конечно, для формирования киносообщества, чтобы была площадка для объединения. У нас сейчас плотное киносообщество – более 60 человек: операторы, световики, актеры, сценаристы, режиссеры, продюсеры и, по нашим подсчетам, примерно пять тысяч участников кинопроизводственного процесса. Здесь собираются молодые, творческие ребята, пишут сценарии, делают кино. Именно здесь учат, смотрят и обсуждают новые фильмы, общаются и замышляют свои проекты тольяттинские кинематографисты. Мы ищем лидеров, и в центре формируют свои киносъемочные команды молодые режиссеры и продюсеры. Все эти специальности нужны для создания серьезного кинокластера в Самарской области.

Серьезная заявка!

Да, мы все двигаем не только «новый самарский метр», но и идею развить с помощью киноиндустрии культурную среду, чтобы она стала драйвером социально-экономического развития региона. В Самарской области можно и нужно создать кинокластер всероссийского значения. Мы хотим, чтобы всем было ясно: за нами – будущее. Выступая на международном экономическом форуме «Тольятти – город будущего», Андрей Антипенко, директор Центра Российского Кино, сделал серьезную заявку на участие в стратегии социально-экономического развития города и региона. Он прямым текстом заявил, что цель Центра российского кино в Тольятти – становление и развитие киноиндустрии Тольятти и Самарской области: создание кино- и телефильмов, условий для организации новых творческих объединений, увеличение количества творческих проектов, новых киностудий, поддержка талантливой молодежи и вовлечение детей в творческую деятельность, поддержка и продвижение кинопроизводителей фильмов для семейного просмотра, формирование новой отрасли производства Самарской области. И как промежуточный результат – привлечение организаций и предприятий в процесс кинопроизводства, развитие территорий и создание новых рабочих мест, формирование положительного имиджа и повышение туристической и инвестиционной привлекательности региона.

В своих проектах вы делаете ставку на молодежь в Тольятти?

Тольяттинцы очень талантливы! Например, на открытии Центра были представлены некоторые из тольяттинских короткометражек. Зрители увидели иронический триллер «Шокомания», лирическую комедию «Ежедневник», боевик «Клубничный пирог» и артхаусный фильм «Дэни Лаван». За последние год-полтора в Тольятти было снято 12 фильмов малого формата! В апреле 2018 года презентация Центра Российского Кино в Тольятти была представлена на Международном Московском кинофестивале в программе «Карта региональных проектов. Презентация успешных практик». В 2019 году наша команда в Москве в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив приняла участие в форсайт-сессии «Региональное кино», это инновационная технология моделирования будущего, цель которой – внедрение новых технологий и приемов и улучшение традиционных методов работы с кинопроизводителями и зрителями.
В 2020 году в рамках бизнес-площадки 42 ММКФ на панельной дискуссии «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров» мы представили результаты работы по подготовке реализации проекта «Самарский кинокластер». В августе 2020 года наш новый фильм «Кощей» вошел в основную конкурсную программу фестиваля короткометражного кино «Короче», где на участие в фестивале было подано более 1200 заявок со всей России и из 40 стран мира, и получил одну из четырех основных наград фестиваля – Спецприз жюри. А в сентябре на всероссийском фестивале «Арткино» взял еще одну награду – приз за лучшую операторскую работу. Один из наших молодых, очень перспективных сценаристов Никита Беляев сейчас снимает свой первый художественный фильм «Жизнь души» и уже работает над сценарием нашего нового художественного фильма для Владыки, для церкви.

Вы верите в развитие регионального кино в России?

Не стал бы употреблять термин «региональное кино». Это кино, снятое в регионе. А качество его может быть высокого уровня и подаваться как большое кино. Главное – обучить специалистов, а все остальное у нас есть – и локации, и техническое оснащение и др. В свое время в Советском Союзе были и Ленфильм, и киностудия им. Горького, и Одесская киностудия, Рижская, и никто о них не говорит «региональное кино»…
Верить? Однозначно, верю! Основание – наши фильмы!.. Первый за всю историю самарского кинематографа полнометражный игровой художественный фильм «Костя» («Верный»), сделанный силами тольяттинских кинематографистов, уже который год успешно представляет Самарскую область на всероссийских и международных кинофестивалях и в кинопрокате на территории Российской Федерации. Фильм стал призером многих кинофестивалей, ныне активно продвигается в сети Интернет (более 10000000 просмотров), а также в региональных и федеральных СМИ.
Кстати, о культурных кодах. После фильма «Костя» и Тольятти уже «читается» по-новому: и о социальной формации «активные горожане», о том, что главное – не деньги, а любовь, доброта и верность. И что они могут быть реализованы без оглядки на весь накопленный годами социальный скепсис. О новых символах нового времени и перекодировке прежних. Хочется говорить без пафоса, но «Костя» реально заставляет вставать и аплодировать целые залы, независимо от локации, политического строя, возраста, социального статуса и толщины кошелька. Шмыгать носом старых, мудрых и циничных мэтров отечественной кинокритики. Светлеть ликом затырканных проблемами мэров.
И, безусловно, верить. Верить в самих себя!

Так откуда же родом тольяттинский кинематограф, без провинциальных комплексов неполноценности представляющий всю Самарскую область на федеральных кинофорумах и фестивалях?

Да оттуда же, откуда сам феномен, который еще недавно было невозможно вообразить, – бум кино, сделанного в регионах! Мало известные широкой публике комедии из Иркутска, криминальные драмы из Бурятии и эпосы из Якутии собирают в прокате десятки миллионов рублей. Действительно, по регионам идет быстрый рост местного кино. Появились рибейты, идут питчинги, массово снимаются и прокатываются региональные фильмы. Развивается и региональный прокат. В кинотеатрах регионов-лидеров Якутии, Татарстана, Башкортостана идет до тридцати местных кинокартин в год. Топ-10 из них собирает более 50 млн рублей, а лидер проката 2016 года – бурятский фильм «Эластико» – сделал кассу почти в 20 млн рублей. Абсолютным рекордсменом среди регионального кино тоже является картина из Бурятии – криминальная драма «Решала-2», собравшая
27 млн рублей.

Почему же «выстрелило» местное кино?..

Потому что как раз здесь, в регионах, нашлись свежие идеи и нетривиальные решения. Сложились нужные условия, и люди, нацеленные на творческую самореализацию, перестали, наконец, уезжать. Остались, чтобы создавать индустрию, которая, как показывает опыт, может быть вполне прибыльной.
Я совсем недавно встречался с руководителями якутского кино. Речь шла о совместном проекте. Очень показательно, что они развиваются как киносеть. Их фишка – развитие прокатной сети. Вместе и с помощью новых технологий мы донесем кино до людей не за большие деньги, как сейчас, когда ставят большие кинопроекторы по пять-семь миллионов. Стоимость нашего аппарата всего 500 тысяч, и он донесет кино до зрителей и в маленькие дома культуры, и в небольшие деревушки, где зал не оборудован по стандарту кинопроката. Также прокатчики будут давать смотреть этот фильм, потому что он защищен, его невозможно будет украсть.

Можно ли создать кинокластер без участия власти?

Конечно, власть должна в этом участвовать, на одни только коммерческие деньги кинокластер однозначно не создать. Это большой, долгосрочный, комплексный проект. Здесь должны быть задействованы и Минэкономразвития, и Минкультуры, создана специальная программа, расписана «дорожная карта».

Знаете ли вы положительные примеры такого сотрудничества?

Тот же якутский пример: сегодня они производят в год по десять полнометражных фильмов, причем в основном бюджеты незначительны. Однако есть и значительные, например, не так давно региональное правительство выделило им на создание исторического фильма 50 млн рублей. Якутское кино – бизнес-проект с очень хорошими показателями, но, я думаю, гораздо больший эффект от проекта – идеологический, культурный.
В Тюмени губернатор тоже поддерживает региональных кинематографистов, в прошлом году выделил 45 млн рублей. Есть такой опыт в Подмосковье. Уже в 16 регионах России созданы кинокомиссии – площадки, помогающие молодым региональным режиссерам найти сценаристов, локации, а также кинокомиссии помогают внешним российским и международным кинокомпаниям оперативно решать вопросы по подготовке и организации киносъемочного процесса в регионе. Насколько мне известно, в Самарской области такой кинокомиссии нет. А мы бы с удовольствием ее возглавили, потому что уже имеем такой опыт и знаем, что нужно делать!

Какие производственные направления вы развиваете в Центре?

Кино в Тольятти – производство полного цикла. Если разложить его на составляющие, то мы можем делать качественный звук, хорошую картинку, цветокоррекцию. Кроме того, мы готовим замечательных актеров, режиссеров… Всех. Если говорить о кино, то равных нам в Самарской области нет!

Как пандемия отразилась на экономике Центра? Что вы предпринимаете?

В этом году мы в связи с пандемией отменили набор на наши курсы, Центр был закрыт. Сейчас пытаемся найти финансирование. Слава Богу, все это решаемо, Центр открылся и работает, обучение продолжилось.

Есть ли сегодня в производстве Центра фильмы? Какие?

В предпродакшн – фильм «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской. Плюс несколько коротких метров, часть из которых уже отснята. И еще около 12 полных метров и два сериала находятся на стадии препродакшн и девелопмента.

Сейчас говорят о том, что кино в России стало продюсерским, а режиссер – зависимым от продюсера. Как вам удается совмещать эти ипостаси?

С большим трудом. Поэтому в части продюсирования сейчас мы стали сотрудничать с московскими коллегами. Мы этому активно учимся. Кроме того, авторского кино никто не отменял, а оно в меньшей степени зависит от продюсера, в отличие от кино коммерческого. Здесь идеи режиссера, может быть, даже сумасшедшие, находят свое воплощение, участвуют в фестивалях.

Не собираетесь ли вы лично инвестировать в кино?

Я инвестирую в кино с 2014 года и продолжаю это делать. И продолжу, пока не подключатся властные структуры или бизнес.

Какие экономические формы в кинопроизводстве вы видите действующими сегодня?

Кино снимается на разные деньги. Есть государственные невозвратные деньги, это гранты Минкульта. Соответственно, есть коммерческое кино, средства меценатов, которые не требуют возврата вложенных средств. А есть кинобизнес: человек вкладывает в индустрию, чтобы заработать прибыль. Вот эти три модели сегодня наполняют кино деньгами.

Есть ли у вас сегодня готовое конкретное предложение для инвесторов?

Конечно. Это проекты, на которые мы делаем ставки, что они заработают в прокате. Пакеты полностью сформированы, финансовые горизонты просматриваются.

Как вы думаете, как самарский губернатор Дмитрий Азаров, который активно проводит политику поддержки всего, что «Сделано в Самаре», отнесется к вашему предложению создать в регионе кинокластер?

Я думаю, что если у нас получится качественно представить проект, плюс он будет обоснован компетентным мнением экспертов, примерами из других регионов, то ему понравится однозначно. Ведь кинокластер станет драйвером нашей Самарской области, придаст колоссальное ускорение социально-экономическому развитию, даст импульс развитию креативных индустрий, культуре, туризму, отрасли гостеприимства.

Какие темы в обществе вы сегодня рассматриваете как самые важные для российского кино?

Семейные ценности, идентичности русского народа, историзма и патриотизма.

Какой жанр сегодня актуален?

Актуален любой жанр, главное – какой смысл, идея заложена в произведение и насколько адекватно выбраны для этого художественные средства, инструменты. Конечно, молодежь сегодня предпочитает то, что полегче, – комедию, экшэн. Самый кассовый российский фильм последнего времени – комедия «Холоп». Просто надо снимать хорошее кино с правильным посылом, а жанр неважен.

Какие фильмы последнего времени вы назвали бы успешными?

«Движение вверх», «Лед», «Лед-2» – мотивирующие фильмы. Из сериалов мне очень понравилась «Оттепель». Я очень много смотрю кино, правда, не всегда запоминаю названия.

Какие награды получили ваши проекты?

«Костя» получил очень много наград, сейчас фильм называется «Верный». На фестивале «Арткино» нашему фильму дали приз за режиссуру и за лучшую операторскую работу. Оператор фильма Дима Чернов снял уже несколько картин и помогает моим ученикам снимать кино. Мне было очень приятно, когда не так давно мои ученики-первокурсники привезли награды с международного кинофестиваля «Короче!», обошли 1200 претендентов, в том числе и наших зарубежных коллег. Получили специальный приз жюри в числе лучших фильмов 2020 года!

Как сложилась судьба нашумевшего фильма о Степане Разине?

В жизнь этого кино вмешалась пандемия. Было два закрытых показа. В московском кинотеатре «Иллюзион» зрители очень хорошо приняли фильм. Второй показ был в Майами. Но случилась пандемия, и фильм лег на полку. Надеемся, что сейчас, со снятием всех ограничений, у него будет хорошая прокатная история. Уже есть договоренности с телевидением, но будем идти по этапам, первый из которых – прокат. Возможно, будет и фестивальная история. Потом – телевизор.

Над чем лично вы сейчас работаете?

Сегодня основной мой проект – «Лодочник». Три года назад Центр российского кинематографа выкупил права у правообладателя, переработали пьесу в киносценарий. Это особенное произведение, которое просто просится в кино. Выяснилось, что пьеса поставлена уже в семи регионах, в том числе и в театре Александра Калягина в Москве. Думаю, в этом году мы приступим к съемкам, и, надеюсь, это будет Большое кино.

Обсуждение закрыто.