Как реконструкция отдельной истории рода Крыловых-Азаровых стала историей спасения уникального памятника
Дорога к храму у всех разная. Владимир Азаров, председатель попечительского совета прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в селе Мусорка, шел к нему всю свою жизнь. О том, как восстановление истории рода переплелось с историей восстановления храма и сельского прихода, почему накануне визита Патриарха Кирилла храм оказался на грани обрушения и кто его спас, какое будущее ждет села Ташла и Мусорка, где планируется создать паломнический комплекс, – обо всем этом «Первому» в эксклюзивном интервью рассказал Владимир Азаров.
Оксана ФЕДОРОВА; Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Истории восстановления храма в Мусорке более 30 лет. Как вы появились в этом проекте в 2017 году?
— Совершенно случайно. Монашки женского монастыря села Ташла пытались найти родственников протоиерея Василия Ивановича Крылова, отошедшего ко Господу в 1951 году, того самого священника, настоятеля церкви села Мусорка, который в октябре 1917 года первым взял в руки Ташлинскую явленную икону Божией Матери «Избавительница от бед» и принес ее в ташлинскую Свято-Троицкую церковь. И вышли на меня. Хотя чудотворный источник в селе Ташла я периодически посещал, но в Мусорку приехал в первый раз, когда откликнулся на эту просьбу монашек. Встретил меня протоиерей Олег Иванович Анучин. Зашли в маленькую церквушку, переделанную из сельского магазина. Сели, и за чаем я рассказал им о своей прабабушке, Анисии Дмитриевне Крыловой, в девичестве Панормовой.
Когда я родился, ей был 81 год, а когда хоронил – ровно сто лет. День похорон был очень морозным. Мы приехали на кладбище, и я увидел, что ей приготовили место рядом со склепом (арочное устройство из красного кирпича) в ограде прадеда, протоиерея Василия Ивановича Крылова. В зале дома на улице Буянова, 126 всегда висел его портрет, висел и портрет ее отца, Дмитрия Иоанновича Панормова, оба в рясах, один с наградным крестом, второй в шляпе и тоже с крестом на рясе. А в день похорон я своими глазами увидел склеп, как в старину захоранивали священников.
А потом мы с Олегом Ивановичем пошли к храму. Я был потрясен. Это такое явление в Самарской области, которое я бы сравнил с Александро-Невской лаврой. Такой размер, такой объем, такая торжественная красота!
— А как вам открылся мир ваших предков?
— Я помню себя с трех лет, и всегда мне хотелось узнать про старинное время. Мы с двоюродной сестрой часто гостили у прабабушки, которая нас никогда не ругала. В детстве я любил играть в священников: расставлял иконы, приспосабливал что-то наподобие кадила и «читал молитвы», хотя не знал их, конечно. А она сидела и просто смотрела на эти мои занятия. Это был мой мир: в голландке дровишки потрескивают, старинные часы с кукушкой, с боем, пианино «Беккер», на котором я учился играть, «Чижик-Пыжик, где ты был?» – все это меня окружало до 19 лет. Ближе человека у меня не было! Мама – это как данность, бабушек у меня было несколько, это тоже было как данность. А вот прабабушка – что-то такое святое! К ней ходило много людей за советом, они все называли ее «матушка». Мне, как правило, никаких советов она не давала, расспрашивала, бывало, как у меня в школе, с кем дружу… Но – никаких наставлений.
— Как вы услышали знаменитую историю обретения иконы?
— Саму историю и то, что она связана с моим прадедом Василием Ивановичем Крыловым, я узнал году в 1998-м, когда несколько раз уже съездил на источник. Там искренне просил помочь моем сыну, у которого были проблемы со здоровьем. И вот раз сестра двоюродная спрашивает: «Куда ты так часто ездишь?» – «На чудотворный источник». – «А знаешь, что его наш прадед благословил? И что там явилась икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед?»
Вот с того времени у меня и возникла идея, что эти пазлы семейные, исторические надо собирать… Я, кстати, был свидетелем одного события, произошедшего в 1972 году. К прабабушке пришли сразу три человека. Она отправила меня из комнаты: иди, говорит, погуляй. Ее дом стоял на Буянова, 126. Я гулял во дворе и ждал, когда гости уйдут. А они долго говорили с прабабушкой. Когда ушли, я спросил: «Что им надо было, этим людям?» – «Понимаешь, они меня спрашивали о некоторых вещах…» И тут же попросила свою домработницу Анисию Васильевну: «Беги быстрее за Андреем Андреевичем Савиным!» (он тогда был секретарем архиерея). Приходит Андрей Андреевич, и она передает ему одну или две иконы: «Я тебе поручаю, и сделай все как надо». Я неоднократно потом был свидетелем, как много памятных вещей она передала: например, крест наградной, очень ценный, отвезли в лавру в Москву. Но я не понимал, с чем это было связано, и мне всегда хотелось все эти тайны семейные раскрыть!..
В 2012 году через моего друга Андрея Лазарева я обратился к епископу Сергию, спрашивая, возможно ли моему прадеду отремонтировать или поставить новый памятник на могиле. Ответ был: «Это делается не так». Мне понадобилось 11 лет, чтобы понять, как это правильно делается!
А потом в сельской церквушке в Ташле я купил книгу, там буквально было два предложения о Василии Ивановиче Крылове: да, он читал молебен, он взял Ташлинскую явленную икону Божией Матери «Избавительница от бед» и принес ее в Ташлинскую церковь. И все. Я стал интересоваться, нашел протокол, где моя уже прабабушка росписью своей удостоверяла этот факт явления иконы.
— Расскажите, как это было.
— У храма Космы и Дамиана, где служил мой прадед, были две прихожанки. Одна из них ходила тропой через ташлинский овраг и не раз слышала песнопения. Но один раз, чтобы убедиться, что это не видения, прихожанка взяла с собой подругу. И они вдвоем не только услышали, но и увидели явление богоматери, которая указывала на конкретное место: здесь что-то есть. Они сначала руками пробовали рыть землю, потом побежали за помощником. Позвали знакомого мужчину, которому наперебой рассказывали о чуде. Он назвал их сумасшедшими, но все же взял лопату и пошел. Не веря, копнул – и его подбросило на два метра: забил чудесный источник и была явлена маленькая икона с ликами… Они тут же побежали за священником, Василием Ивановичем Крыловым. Тот взял хоругви, пошел к святому источнику, взял икону, служил на источнике молебен. Икону отнес в ташлинскую церквушку, где вот уже 103 года она и находится.
Василий Иванович был благочинный, и послужной его список начинается с 1900 года: это Старая Бинарадка, Узюково, Ташла, вплоть до Царевщины. Если он видел неправильное отношение священников к своим обязанностям, то их направлял. А еще построил несколько храмов! Можно сказать, под его непосредственным участием, потому что он был человек очень деятельный. Успевал совмещать и преподавательскую деятельность – был учителем Закона Божьего в епархиальной школе, земской школе, участвовал в учительских съездах, также возглавлял епархиальное страховое общество. Все эти сметы, строительные проекты шли через него. Когда он продолжил строительство церкви Космы и Дамиана в селе Мусора (в переводе с финно-угорского языка «му» – земля, «соры» – озера, то есть Земля степных озер), результатом стали 106 тысяч кирпичей, положенных ежегодно. А по деньгам он осваивал пять-шесть тысяч рублей в год. Ему понадобилось семь лет до полных служб с иконостасом, чтобы ввести этот храм.
— Есть две известные фамилии — Крыловы и Азаровы. Расскажите, как они объединяются в истории.
— С детства обрывочно слышал, что я «тридцать пятый правнук», и мне всегда хотелось узнать, где все остальные. А они объединяются одним центром притяжения, и им была моя прабабушка – матушка Анисия Дмитриевна Крылова. Мои родители, отец Николай Викторович Крылов и мама Маргарита Георгиевна Азарова, были очень деятельные люди. Но совместной жизни у них не получилось. Отец, кроме руководящей работы (заместитель управляющего Главсредневолжскстроя), был еще футбольным судьей международной категории, ездил на серьезные матчи за границу. Близко дружил с Яшиным, с Бочаровым, Озеров не раз бывал в гостях. А мама в совершенстве знала три языка (английский, испанский, немецкий). Очень рано, в 1965 году, на два года уехала в командировку в Индию, и мы с прабабушкой очень переживали за нее, ведь тогда там была война с Пакистаном…
Я ношу мамину фамилию. Когда начал это проект, уже похоронил отца. Мы с ним не были близки, только несколько раз встречались, на похоронах прабабушки и моей бабушки Анны Ивановны, его мамы. Остались у меня два родных брата, и их я попросил помочь подтвердить отцовство Николая Викторовича Крылова (у меня в свидетельстве о рождении прочерк в строке «Отец»). Мне помогли. Мы всю жизнь были близки с братьями, хотя жили в разных семьях.
Мой дядя Игорь Георгиевич Азаров и моя мама бывали у Анисии Дмитриевны Крыловой. Мама за советом, Игорь Георгиевич приезжал за мной, их мама, Александра Мартыновна, тоже за советом шла. Мама моя в 1974-75 годах приводила к прабабушке и Дмитрия Игоревича. Я думаю, у него есть и свои воспоминания об этом доме, и свой личный образ прабабушки, мудрого человека. Она умела слушать людей. Оказывалась в курсе, в центре событий всех родственников. Никогда не делила сестер своего мужа, своих братьев и сестер, их детей, племянников… Даже родственников уже по другой линии, из рода Панормовых.
Поэтому мой путь так и сложился: от кладбища, где они оба упокоены, от памятника им до составления генеалогического древа рода Крыловых-Азаровых. Там и Савельевы, Захаровы, Голомазовы, Соловьевы, и другие фамилии, которых просто не сосчитать. Здесь, верно, к месту будет сделать ремарку: к роду Василия Ивановича Крылова имеют прямое отношение исполнительный продюсер ГТРК «Самара» Алексей Крылов и его жена Елена, директор ГТРК «Самара». У меня 17 братьев и сестер, с которыми я общаюсь, и я их не делю – родные, двоюродные или троюродные, Азаровы они или Крыловы… По мужской линии все мы одного рода, я так считаю.
А по маминой линии тоже есть удивительные вещи. Гостил я у бабушки в Москве (это моя двоюродная бабушка) и узнал, что основной род Азаровых – в Смоленске. Пришлось сделать и древо Азаровых, дойти до петровских времен.
Сначала был граф Лэсли, ирландский генерал, который, приняв православие, перешел к российскому государству на службу. Продолжился род старшиной общины ремесленников, потом городским главой общины ремесленников…
— Сейчас в музее епархии готовится выставка на тему истории семьи Азаровых-Крыловых. Что вам дает знание истории рода?
— В 40 лет я по-другому стал относиться к понятию «моя семья». К тому времени в 1994 году умерла мама. Я много путешествовал, в том числе двадцать с лишним лет – по Северной Америке, видел, как живут семьи в других странах, как они по выходным собираются вместе, несколько поколений. Мне не хватало этого тепла, общения. И когда мы уже в зрелом возрасте сблизились с моими родственниками Крыловыми, я увидел это в Алексее, в Андрее. Они такие же, как я, похожи. А Елена Леонидовна Крылова (Темина) – как она умеет собрать вокруг себя людей, выслушать! Она теперь такой семейный центр притяжения. Может, у нас и не так часто это бывает, но по некоторым датам обязательно – дни рождения, юбилеи… Собираются все родственники по линии Крыловых. С Азаровыми так пока не получается, но понимаю их занятость, особенность работы Дмитрия – служение на благо людей. Впрочем, это служение заложено в роду Азаровых.
— Вы – председатель попечительского совета православного прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в с. Мусорка Ставропольского района Самарской губернии Московской Патриархии. Чему посвящена ваша деятельность?
— В 2018 году я обратился за благословением к митрополиту Сергию, чтобы создать в приходе положение о попечительском совете, чтобы появилась такая должность – председатель попечительского совета – для рассмотрения нескольких источников финансирования идущей реставрации церкви. Когда создали попечительский совет, меня одобрили. Наш митрополит Сергий уже благословил на восстановление храма Космы и Дамиана священника Евгения в 2005 году. И при помощи других священников там было проделано много работы. В 2015 году храм был восстановлен: здание стояло целое, с окнами, с крышей, с куполами, электронными колоколами. В 2015 году храм был признан памятником культурного значения и на него был выдан паспорт. Большая работа была проделана! И тут вдруг при подготовке приезда в Самару патриарха Кирилла выясняется, что храм стал оседать, ветхий фундамент дал трещину. Новая колокольня 44-метровой высоты дала крен, возникла угроза обрушения крыши трапезной вместе с башней.
Пришлось искать специалистов. Нам повезло, мы нашли тех, кто гидростанцию строил в 1957 году. Потом старались привлекать именно тех, кто уже решал аналогичные задачи, имел опыт. У нас же еще и грунты сложные – карстовые с доломиткой и разные глины… Мы стали буквально на коленках делать этот проект. Провели геологические изыскания, анализ рельефа, прошли экспертизу в Тольятти. Направили обращение к губернатору Самарской области от православного прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в с. Мусорка в виде подачи заявки в министерство экономического развития о выделении плановой субсидии на проект реконструкции и реставрации и восстановления по нему. Выдали субсидию. Дали разрешение на предаварийные работы в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия под руководством В.М.Филипенко. Но мы не стали ждать, когда придут эти деньги, а сами лицензировали на данный вид работ конкретную строительную компанию и стали смотреть, что можем сами сделать, чтобы остановить разрушение. Своими силами применили технологию буроинъекционных свай (это такие «инъекции» почвы специальной цементной смесью и 12-18-метровыми буроинъекционными сваями с арматурным каркасом). А также была сделана работа по перераспределению нагрузки со стен башни колокольни на фундамент: пробурили насквозь стены, вставили в них металлические балки-нагели и связали все это с внешним ростверком и внутренней плитой фундамента. Сделано устройство монолитной бетонной плиты перекрытия крыши трапезной и монолитного пояса ростверного фундамента глубиной три метра вокруг трапезной. Так родился комплексный проект усиления фундамента за счет таких свай – уникальный! Если бы мы не сделали этого, то храм весь просто «сложился» бы.
А в 2020 году было получено положительное заключение из Госэкспертизы Самарской области о проекте, сводной сметы и 24 томов проекта. Хотя год был непростой, плановые субсидии временно заморожены, но нам уже ничего не оставалось, кроме как продолжать, и весной мы приступили к другим работам. Ныне полностью прекращены конструктивные деформации и просадка фундамента колокольни. Полностью сделаны замена кровли, устройство водосточки, всех отливов фасада из металла, окон и обработка фасада от плесени финским препаратом «Капорол», а также реставрация его и покраска цветом терракот.
Считаю, мне просто повезло найти классных специалистов и убедить их найти время для нашего проекта реставрации.
Кстати, когда в Тольятти я искал в архивах экспертизы нашего храма предыдущих лет, то нашел очень любопытный документ, датированный 1999 годам: АВТОВАЗ собирался реставрировать церковь в Мусорке и заказал экспертизу. Так вот, было сделано заключение: храм так разрушен, что в связи с ветхостью и износом фундамента полностью восстановлению не подлежит!
Тут всех людей надо перечислить, без которых храм не обрел бы вторую жизнь: и митрополит Сергий, и губернатор Азаров, и отец Дмитрий Лескин, чей пример создания в Тольятти культурно-образовательного, духовно-просветительского кластера просто потрясает. Десятки специалистов, сотни неравнодушных людей… Строители, которые тут же вошли в попечительский совет, ООО «СПБ-Строй» и ООО «Димакс» из Тольятти, агрохолдинг «Победа Агро», жители села… Но никак не я один! По воле всевышнего повезло на людей. А моя роль здесь – чисто в рамках попечительского совета.
— С приезда патриарха прошел год. Что дальше?
— Ответ прост: календарь православных событий, который мы будем пополнять событиями прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в Мусорке при поддержке духовно-просветительского кластера православного института в Тольятти. Например, на площадке вазовского лагеря в Ягодном девятый год проходит детский этно-фестиваль. Сюда уже приезжают с Кубани, из Москвы, приезжают этнографы, исполнители духовной музыки. Православный институт – это просто кладезь!
— А создание туристско-паломнического комплекса на территории сел Ташла и Мусорка? Предполагается, что реконструкция источника и создание близ него удобной инфраструктуры станут первым этапом проекта, вторым – обустройство пешеходных троп до села Мусорка, до храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот комплекс – Мусорка плюс Ташла – какими вы видите их будущее?
— Я не могу об этом говорить в рамках своего функционала председателя попечительского совета. Удалось создать проект реставрации, войти в план госсубсидий. Хорошо! Есть план на ближайшие два года. Дай Бог здоровья, все получится. А наполнение этого кластера я бы доверил специалистам.
Я лишь участник этих событий. Да, конечно, нас много, и каждый вносит свою лепту, по капельке, а из них потом складывается мощная река.
— Что вы хотели бы сказать нашим читателям?
— Если бы каждый попробовал улучшить отношения между людьми и начал с близких, то увидел бы, какая радость – отдавая, получать. Духовный путь непрост. Но построить с близкими отношения, в которых главными будут доброта, забота и любовь, – считаю, самое важное в жизни.