Делать жизнь лучше

29 декабря 2020

Для туркомпании «У-РА» 2020-й стал годом больших перемен Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием для туристско-развлекательного бизнеса. Как с этой ситуацией справились в самарском Центре туризма и отдыха «У-РА», чем был знаменателен уходящий год, – об этом «Первому» рассказали учредители компании Виктория Агалакова и Ольга Лащенкова-Макарьян.

Светлана ИШИНА; Екатерина ЖЕВАК, Рита БРЕГЕР (фото)

— Каким был уходящий 2020-й для Центра туризма и отдыха «У-РА»?

Виктория Агалакова: Год выдался непростым для всего мира – год переосмысления, освобождения, обновления, новых проявлений себя. Принимать решения было трудно, потому что условия диктовала внешняя среда.

Летом ситуация позволила нам работать в интеллектуальной сфере, в направлении экскурсий. В Самаре готовилась большая выставка-музей под открытым небом «Дорога истории – наша Победа», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На ней работали 70 наших экскурсоводов. До этого мы с историками и краеведами формировали стенды, то есть были полностью загружены.

Наши идеи поддержал Фонд президентских грантов, и мы не только сохранили численность сотрудников, но и увеличили их количество и подготовили 50 волонтеров. Нам удалось реализовать два исторических проекта-победителя: фестиваль «Русь. Эпоха объединения» и квест «Герои на все времена» военно-патриотической направленности.

Мы поставили себе ряд задач, связанных с Самарской Лукой, стали победителями туристического конкурса и теперь планируем превращать мечты в реальность.

Ольга Лащенкова-Макарьян: Год был плодотворным. В 2020 году началась реализация нашего проекта «Музей козы – символа города Самара».

Ваша компания была создана в 2003 году, в Самаре на тот момент уже было немало туристических проектов. Как возникла идея создания фирмы?

Виктория Агалакова: Я с юности много путешествовала, работала журналистом. В 2001 году начала ездить по Самарской области – писала книгу «Связующая нить святынь России» – и стала замечать, что после пребывания в некоторых местах природы, так называемых местах силы, после посещения святых источников у многих меняется жизнь в лучшую сторону. Поскольку в то время у людей было еще мало автомобилей, у меня возникла идея – создать сборные туры, маршруты выходного дня, чтобы любой человек мог в составе общей группы посетить то или иное место Самарского края. Так начиналась наша компания. На первую мою экскурсию по объявлению поехал всего один человек, остальные были моими друзьями и родственниками, они пришли меня поддержать. А два месяца спустя у нас проходило по пять-шесть экскурсий в день, возникла необходимость искать экскурсоводов и создавать новые маршруты. Так появилась идея открыть свою Школу Экскурсоводов.

— Почему ваши экскурсии стали популярными?

Виктория Агалакова: Во-первых, маршрутов выходного дня тогда не делал никто. Во-вторых, наш принцип – превосходить ожидания клиента.

Мы очень быстро стали популярны в сфере школьного туризма. Одной из наших фишек было то, что мы добавляли в экскурсию небольшой перекус. В тот период уже было много школьных экскурсий, и учителям нравилось, что им не нужно заботиться о питье и бутербродах для детей. Потом появилось еще одно направление – автобусные туры на юг. Мы и здесь проявили креативность: в каждый тур добавляли экскурсионную программу, в которую была включена  стоимость переезда.

— Сколько экскурсий в вашем активе? Какие из них вы считаете наиболее удачными?

Виктория Агалакова: Сейчас у нас более чем 150 действующих маршрутов. В начале было всего два – к православным источникам. Первая экскурсия – «Святой источник села Ташла» – была посвящена иконе «Избавительница от бед», это и сейчас очень актуальный маршрут. Вторая – «Каменная чаша» – к святому источнику в центре Жигулевских гор. Наши маршруты могут быть чуть дороже, чем в других компаниях, но зато у нас всегда качественные автобусы, мы даем участникам в дорогу водичку, иногда ланч-боксы, организуем полноценный и вкусный обед. В стоимость путевки включены все входные билеты во все объекты посещения на пути следования.

В преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году мы разработали эксклюзивные экскурсии по городу и подготовили аудиогид на пяти языках: 60 мини-экскурсий и три больших маршрута, в том числе экскурсию вдоль Волги на теплоходе.

Ольга Лащенкова-Макарьян: Хочу добавить, что для наших экскурсоводов мы организовали курсы оказания первой медицинской помощи. У большинства из них высшее историческое образование, квалификация экскурсовода и аккредитация там, где необходимо.

— Какие туристические направления наиболее популярны в Самарской области?

Виктория Агалакова: Один из самых популярных маршрутов – гора Светелка, когда-то мы первыми начали возить туда туристов, также в 2005 году мы открыли село Утевка – экскурсию на родину иконописца Григория Журавлева. Популярны «Рачейские Альпы» – разработанный туда маршрут стал победителем конкурса РГО в Самарской области.

Любят наши туристы и Заволжье – маршруты «В гостях у царицы Шелех» и «Волжский Афон» в селе Рождествено.

Экскурсия этого года – «Подвальские террасы», очень красивое место в Шигонском районе. Помимо просмотра природных достопримечательностей, мы заезжаем в село Кузькино, где предлагаем туристам вкусный обед в русском стиле и мастер-класс «Писанка». Это село в свое время посещал президент РФ, как и Ширяево, одно из самых популярнейших туристических мест нашего региона.

— Расскажите о событийном туризме – каковы планы в этом направлении, что за фестиваль вы проводите в Красноярском районе?

Виктория Агалакова: Этноисторический фестиваль «Русь. Эпоха объединения» мы организуем уже четыре года в живописном месте Красноярского района. Он посвящен встрече на этой земле двух полководцев в 1391 году. Взяв за основу это событие, мы решили создать большое зрелищное мероприятие, показать, как на одной земле более чем 150 национальностей могут уживаться в мире и согласии.

Мы считаем, что такая форма событийного туризма, как фестиваль, – отличный инструмент объединения и дружбы людей. Это площадка, которая не только объединяет всех нас, но и позволяет продемонстрировать уникальность и самобытность каждой нации посредством песен, танцев, ремесел, кухонь, через костюм, мастер-классы и передвижные музеи.

Фестиваль сразу приобрел межрегиональный и даже международный масштаб. Уже в первый год его посетили десятки людей, в том числе представители правительства Самарской области и правительства Москвы. Каждый год на него приезжают туристы и делегации национально-культурных организаций из разных регионов России, Казахстана, Узбекистана, а также китайские, афроамериканские туристы. В этом году из-за пандемии мы делали фестиваль в онлайн-формате.

Что касается событийного туризма, хорошие перспективы у фестивалей «Волга-фест» (фестиваля набережных), зимнего фестиваля «Волга-квест» (гонка на собачьих упряжках в селе Ширяево). В перспективе, когда закончится пандемия, опорным фестивалем в нашем регионе, думаю, станет «Рок над Волгой». Интересен и Фестиваль дружбы народов, который проходит в Струковском саду.

Со временем мы хотим сделать фест йоги или здорового образа жизни. Экофестивали сейчас востребованы, а у нас есть прекрасное место – «Самарская Лука».

Ольга Лащенкова-Макарьян: Плюс мы очень любим совместные проекты с Самарским областным художественным музеем, посвященные известным людям, жившим в нашем крае. Алла Шахматова, руководитель музея, инициировала теплоходный тур в память поэта Ширяевца в середине мая и фестиваль Ильи Репина в день рождения художника 5 августа. Еще очень интересный праздник –  «Ширяевская вишня», организуем его не мы, но мы возим туда туристов.

— Как создаются фестивали?

Ольга Лащенкова-Макарьян: Мы – соучастники и соорганизаторы многих фестивалей. Один из них прошел в сентябре – международный проект Samara Ground 2020 Art Experience. Благодаря ему в Самаре появилось семь новых арт-объектов, а набережная под Маяковским спуском стала черно-золотой. Мы занимались организацией технической и творческой частей фестиваля, работали в коллаборации с компаниями-партнерами. Занимались приемом и размещением художников, нанимали технику, рабочих и многое другое. Это действительно огромный труд.

В прошлом году участвовали в Volga Investment Summit и Всемирном Дне халяль – крупнейших событиях в исламском мире. Мы обеспечивали безопасность участников этих мероприятий на площади Куйбышева и встречали гостей, чему мы очень рады и благодарны организаторам за выбор нашей компании. Мы всегда стараемся быть в топе и на высоте.

— А как родилась идея создания Музея козы?

Ольга Лащенкова-Макарьян: В 2015 году на президентской программе мы с коллегами делали одну из работ, называлась она «Экоферма». Речь шла о создании козьей фермы под Тольятти. В бизнес-проекте мы предусмотрели все, от организации сыроварни до сбыта шерсти, продумали мастер-классы по валянию и т.д. А позже я задумалась о том, что точка сбыта продукции нужна и в городе. И сама собой пришла идея создать Музей козы, учитывая, что именно она – символ нашего города. Вот так родился этот проект, я его защитила и начала воплощать.

— Есть ли у вас конкуренты? Состязаетесь ли вы с другими фирмами с похожими направлениями деятельности или, скорее, сотрудничаете?

Ольга Лащенкова-Макарьян: Коллаборация с другими фирмами у нас, безусловно, есть – когда, к примеру, у кого-то такой же или похожий маршрут, мы объединяем группы. Участвуем в создании совместных фестивалей. У нас нет как таковых соперничества, конкуренции, наоборот, мы ищем, как можем друг другу помочь. А целью нашей было и остается сделать Самару местом притяжения гостей со всей России и всего мира, Меккой культуры, искусств и туризма. Мы хотим, чтобы как можно больше туристов приезжало к нам из других регионов России и зарубежья. Совместно с АО «ФПК» реализуем межрегиональный туристско-образовательный проект для школьников «Вагон знаний», который стал победителем проектов развития внутреннего туризма Агентства стратегических инициатив.

В этом году под чутким кураторством заместителя начальника Куйбышевского филиала АО «ФПК» Инны Гавриловой участвуем в реализации проекта «Открытая Самара», #всамарулучшепоездом.

Наша ниша – «Фестивальные выходные». Летом это был «Тур де Пляж», зимой ждем гостей на тур «Яркие выходные в Приволжье. Новый год по-самарски». В рамках тура 4 января приглашаем всех на ретро-поезде отправиться в зимнюю сказку в город Жигулевск.

Виктория Агалакова: Осенью в содружестве с Туристско-информационным центром под руководством Евгении Смирновой мы принимали в Самарской области несколько съемочных групп известных российских программ о туризме, в том числе «Непутевые заметки», «Поедем – поедим», «Орел и решка».

Благодарим министерство культуры Самарской области в лице министра Бориса Илларионова, региональный департамент туризма в лице Артура Абдрашитова за поддержку и опору. Очень радует, что у нас в административном правлении такие профессионалы.

Что, на ваш взгляд, может стать брендом Самарского региона?

Ольга Лащенкова-Макарьян: Это может быть «Квартал музеев», Музей козы, «Аллея звезд Эльдара Рязанова» с выкладкой звезд, как в Голливуде и в Москве. Могут быть событийные мероприятия, которые проходят уже сейчас и их активно поддерживает самарский губернатор: фестивали «Волга-фест», «Волга-квест», различные музеи под открытым небом, фестиваль «Русь. Эпоха объединения», кинофестиваль, который мы предлагаем проводить под открытым небом в «квартале музеев».

Каждое из этих направлений уникально и привлекает тысячи людей. А в дополнение ко всему этому – наша великая Волга, Самарская Лука, Ширяево… Мы с радостью готовим для наших гостей проект «Глэмпинг и кемпинг». Если кто-то не знает, глэмпинг придуман для людей, которые обожают природу, но не готовы расстаться с городским комфортом. Именно для таких был придуман новый туристический формат – отдых на природе, совмещенный с благами цивилизации.

— В чем сила вашей команды и какие задачи вы ставите перед собой на 2021 год?

Виктория Агалакова: В наступающем году нам предстоит запустить Музей козы, провести 5-й юбилейный фестиваль, открыть сеть эко-кемпингов на Самарской Луке, с Божьей помощью выиграть пару-тройку грантов ну и так далее. Мы постоянно в развитии и придумываем что-то новенькое, что может принести пользу и радость людям. В этом и есть, наверное, сила.

И конечно в команде. Мы можем работать сутками, когда запускаем проект, семьями, с детьми! И вокруг нас такие же люди с горящими глазами и светлыми головами. Мы стремимся быть на высоте.

У Роберта Рождественского есть строки, которые я очень люблю: «Если вы есть – будьте первыми, первыми, кем бы вы ни были. Из песен – лучшими песнями, из книг – настоящими книгами». Миссия нашей компании – делать людей счастливее, используя наши возможности. Выполняем ли мы ее? Рассудят время и люди.

Ольга Лащенкова-Макарьян: В основе работы любой команды должна быть большая цель. Наша цель – сделать Самару одним из главных культурно-туристических центров России, а Самарскую область – Жигулевской Швейцарией. И мы к этой цели идем.

Обсуждение закрыто.