Несмотря на пандемию, строительная отрасль нацелена на оптимизм
Подводить итоги сложного 2020 года непросто. Тем не менее самарские предприятия анализируют результаты работы. Какими они оказались для самарских строителей, «Первому» рассказал Заслуженный строитель РФ, руководитель Группы компаний «Прогресс-В» Вазых Мухаметшин, который за более чем полвека деятельности построил и отремонтировал не одну тысячу зданий и сооружений в Самарской области и за ее пределами.
Светлана ИШИНА, Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Ирина НЕПОВИННАЯ (фото)
Работать по-новому
— Как сложился 2020 год для вашей компании?
— Несмотря на сложности, предприятия Группы компаний «Прогресс-В» сработали хорошо: значительно нарастили объемы работ не только в Самаре, но и во многих райцентрах Самарской губернии, в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской и Саратовской областях, городе Череповце – там наш «десант» работал три месяца на объектах Газпрома. Кроме того, несколько объектов мы вскоре будем делать в Москве. Ведем переговоры по Крыму и Сочи.
В Самаре будем строить жилые дома: не очень давно ко мне обратились Геннадий Петрович Котельников и Александр Владимирович Колсанов по поводу строительства трехподъездного 24-этажного дома для сотрудников СамГМУ, мы этим вопросом сейчас занимаемся. Торгово-промышленная палата Самарской области тоже хочет построить дом – трехподъездный 12-этажный. Ведем переговоры и с ЦСКБ. Планируем возвести два жилых дома в центре Самары.
Объем работ в уходящем году мы освоили значительный. В 2021 году планируем сделать еще больше. Более того, новый год принесет нам новое направление работы – вслед за Москвой мы планируем заниматься реновацией. Недавно председатель правительства Самарской области В.В.Кудряшов, выступая на одном из совещаний, заявил, что у наших властей есть желание заняться этим важным строительным направлением. Сейчас определяем объекты.
— Реновация коснется только жилых домов или объектов соцкультбыта тоже?
— Нет, не только жилых. Сейчас, например, велика потребность в детских садах. Новый сад можно построить там, где есть свободная территория. Но при этом в центре, в микрорайонах города уже есть готовые детские сады, которые можно перестроить, на 50% увеличив их площадь. Для этого не обязательно сносить здание – можно надстроить дополнительный третий этаж. Согласно пожарным и санитарным нормам, детские группы должны находиться на 1-2 этажах, поэтому на 3-й этаж можно переместить кабинеты директора, старшего воспитателя, психолога и т.д. Коммуникации все есть, это значительно дешевле, чем возводить новое здание. Кроме того, в этот сад будут ходить дети, которые живут в близлежащих домах, т.е. родителям не надо будет везти ребенка через полгорода, это важно! И таких вариантов много. Для нашего региона это новое направление.
В уходящем году по просьбе руководства области в кратчайшие сроки мы переоборудовали областной клинический госпиталь ветеранов войн под ковидный госпиталь. Люди работали в три смены без выходных, один из моих прорабов там даже ночевал. Сейчас заканчиваем реконструкцию Центра авторской песни им. В.Грушина. Ремонтируем лечебные, образовательные учреждения.
— Как складывался год в целом по вашей отрасли? Изменились ли объемы работ, планы ввода объектов?
— В целом по отрасли строительство жилья уменьшилось – повлияла пандемия коронавируса. Как результат, увеличилась стоимость нового жилья. Новый федеральный закон, вступивший в силу в прошлом году, тоже внес свою лепту: некоторые строительные организации не смогли работать по новой системе, т.к. из-за банковских процентов произошло удорожание квадратного метра жилья. Тем, кто на момент выхода закона уже начал строительство, разрешили работать по-старому – до завершения объектов. Однако в этом году многие компании отказались от строительства жилья. С одной стороны, новый закон защитил дольщиков от недобросовестных фирм, но, с другой стороны, произошло удорожание квартир, для отрасли это большая проблема. Такова ситуация не только в нашем регионе – всюду в России. Что касается сроков ввода в эксплуатацию объектов, здесь изменений особых не было, вводились в срок, как прописано в договорах.
— Какие сегменты строительства оказались для вас более успешными – жилье, торгово-офисные здания, социальные, промышленные объекты?
— Трудно сказать. По всем видам деятельности, которую мы ведем (ремонт, строительство, реставрация), есть более выгодные, престижные объекты, есть и менее, но ими мы тоже занимаемся. Иногда нас просит руководство области – и мы беремся за заказ, понимая, что это нужно, даже если работаем без прибыли. Наиболее выгодно всегда, конечно, строительство жилья. Промышленные объекты сейчас уже почти не строим, торговые тоже. Жилье – вот главная статья доходов строителей.
Красивых домов много
— Одним из самых интересных направлений вашей работы является реставрация объектов культурного наследия, для которой требуется особая лицензия, соответствующие кадры, технологии. Насколько востребованными оказались эти возможности в 2020 году?
— Реставрацией объектов я занимаюсь, без преувеличения, всю свою жизнь. Моему «Прогрессу» 32 года, а до того я 23 года отработал в тресте «Куйбышевгоргражданстрой» – мастером, прорабом, начальником участка, главным инженером. В 25-летнем возрасте я уже был начальником крупного строительного управления и возглавлял его 15 лет. Так вот, «Куйбышевгоргражданстрой», помимо прочего, занимался реставрацией объектов культурного наследия – в основном, зданий, построенных в Самаре еще до революции в нынешних Самарском, Ленинском районах. В ту пору обком партии объявлял так называемые праздники улиц – например, праздник улицы Куйбышева или праздник улицы Фрунзе. И давал нам команду – всю улицу реставрировать. Для меня это был огромный опыт. Сегодня мы тоже ведем реставрационные работы, причем занимаются ими выходцы из треста «Куйбышевгоргражданстрой». Для всех нас это направление не ново, все это мы уже проходили в советские и постсоветские годы.
Мы получили лицензии от Министерства культуры РФ и на проектирование работ, и на само их проведение. Недавно одно из моих предприятий выиграло конкурс на реставрацию здания ректората СамГМУ. К чемпионату мира по футболу мы отреставрировали около ста объектов культурного наследия на центральных улицах города. Так что для нас это важный и престижный сектор работы. И сама работа на таких объектах, конечно, приносит радость, ведь каждый старинный дом – это памятник архитектуры. Эти дома непохожи друг на друга, у всех своя красота, поскольку у каждого в дореволюционной Самаре был хозяин, который строил дом по своему характеру – приглашал архитектора, хотел выделиться, чтобы дом был не как у всех, а с изюминкой. Архитектурные стили самарских домов различаются – мавританский, готический, модерн… Дом Курлиной я реставрировал несколько раз, еще в советское время, тогда там располагался детский сад. Реставрировал Дом со слонами… Объектов много, каждый овеян легендами.
Недавно у меня был юбилей, я собрал своих внуков и организовал им экскурсию по объектам культурного наследия, пригласил хорошего экскурсовода. Дети были в восторге. По каждому дому они получили информацию – кто там жил, какие легенды связаны с той или иной семьей, это очень интересно, прекрасная была экскурсия! К примеру, взять здание исторической мечети на ул. Алексея Толстого. Его построил на свои деньги симбирский суконный фабрикант по фамилии Акчурин. Реставрацию этого здания мы ведем уже немало лет. В этом году построили минарет, купола. Пока с финансированием есть проблемы, но будем продолжать заниматься этим объектом, в 2021 году, надеюсь, закончим работы.
— С этими домами наверняка связаны интересные истории…
— А иногда и смешные. Например, в старых домах часто находили оружие – винтовки, револьверы, кинжалы, сабли. Находили и клады, драгоценности. Однажды (давно это было) у меня работали двое мужчин, один из них фронтовик. Работали на чердаке старинного дома и нашли ящик, открыли – там винтовки. Они с товарищем решили вспомнить, как на фронте стреляли. Кто-то с улицы услышал стрельбу – вызвали милицию! Они еле отвертелись. Я слышал истории вроде того, что в доме живет призрак умершей хозяйки или какой-то девушки, которая покончила с собой.
— Клады находили?
— Золото, серебро, в основном украшения, бывали и монеты. Это же были дома состоятельных людей, во время революции они прятали свои богатства. Сами, может быть, уехали, может быть, погибли… Найденные ценности мы сдавали государству.
— Какими из восстановленных исторических объектов вы особенно гордитесь?
— Я много раз занимался реставрацией и ремонтом театра оперы и балета, старого здания филармонии – бывшего цирка «Олимп», театра драмы. Реставрировал здание колледжа на улице Фрунзе напротив филармонии – там когда-то находился штаб Восточного фронта, которым командовали Куйбышев и Фрунзе. Я сам учился в том здании, где находился Куйбышевский строительный техникум. Изумительное сооружение – внутри лепнина, позолота…
В центре города я почти все дома реставрировал. Так что трудно выделить один. Дом с атлантами на улице Венцека, на улице Куйбышева – дом в мавританском стиле. Там же, на Куйбышева, здание тубдиспансера, Дворец пионеров… В Самаре зданий красивых много, все они – объекты культурного наследия, и наша задача – их содержать в хорошем состоянии, чтобы потомки долгие годы могли ими любоваться.
Главное – репутация
— Далеко не всякая строительная компания имеет в своей структуре подразделение, которое занимается разработкой и исполнением дизайн-проектов, ремонтом помещений для частных лиц. У вас такое подразделение есть. Вы считаете, это перспективный рынок?
— Да, конечно. В свое время дизайн не был особо востребован, ландшафтный в том числе. А сейчас люди, имеющие возможность, заказывают хорошие дизайн-проекты. Дизайнеры подбирают в их дома не только стройматериалы, но и мебель, светильники, картины – и это прекрасно. Мы уже лет 10 развиваем это направление. Мои дизайн-проектировщики делали многие объекты как по госзаказам, так и для частных лиц – и квартиры, и коттеджи, причем в коттеджах это и фасады, и внутренние помещения, и ландшафтный дизайн. Это направление очень востребовано.
— Считается, что дизайн и тем более ремонт – «серый» рынок. За счет чего вам удается расширять свое присутствие там, где работает много полулегальных и полупрофессиональных бригад?
— Тут главное, я думаю, – репутация компании и людей, тех, кто возглавляет строительство. Многие руководители моих предприятий со мной работают по 20, 30 и даже 40 лет! Я всегда учил их: критерий оценки работника – это наличие трех качеств: трудолюбия, порядочности и профессионализма. Если одного из этих звеньев не хватает, то дело на лад не пойдет. А что касается фирм-однодневок, к ним заказчики не особо-то идут, всегда спрашивают: какие объекты вы делали раньше? А у нас есть портфолио, и мы на все вопросы можем подробно ответить, все показать, рассказать. Люди выбирают качество.
Мы проявляем активность
— Этот год был трудным для всей экономики, но для строительного бизнеса особенно: инвестиции в строительство сокращаются. Как спад отразился на работе вашей компании, за счет чего вы противостоите кризису?
— Мы всегда проявляли и проявляем активность: даем рекламу, хотя наши предприятия и так знают, во всех городах и селах есть наши объекты. Сотрудничаем со СМИ, много выпустили печатной рекламной продукции. Узнаваемость важна, и ее надо поддерживать. Кроме того, мы сократили управленческие расходы, закладываем меньше прибыли, чтобы не терять заказы. Выигрываем тендеры, снижая цены. Даже когда есть небольшая прибыль – уже хорошо. И нулевая прибыль – тоже хорошо, когда у тебя работает 100 человек и они получают зарплату. Надо думать о коллективе!
— Сколько человек сейчас работает в вашей Группе компаний?
— Около 700. Было время, когда работало 2500 человек. Часть людей работает на постоянной основе, часть на договоре, мы их вызываем, когда они нам нужны, база данных у нас большая, люди охотно с нами сотрудничают.
— Какой ситуации, по вашему мнению, следует ожидать на строительном рынке в 2021 году? Какое направление выбрать в строительном бизнесе?
— Я считаю так: не надо зацикливаться на каком-то одном виде деятельности. У меня много направлений, и из 32 фирм несколько занимаются только мелкими работами – ремонтом квартир, коттеджей. Поэтому если в одном направлении не получается, надо переключаться на другие. Образно говоря, класть яйца в разные корзинки. Надо выбирать разных заказчиков – госучреждения, промышленные предприятия, физических лиц. Именно потому, что мы живем по этому принципу, мои люди всегда имеют работу и всегда получают зарплату. Что касается ситуации на рынке в целом… Пока, считаю, продолжается спад. По всей видимости, он будет еще какое-то время продолжаться. Причина тут – и пандемия, и в целом финансовая ситуация в стране, уменьшение доходов граждан. Наполняемость бюджетов всех уровней уменьшилась, и значительно. Деньги уходят на борьбу с пандемией, поддержку малого бизнеса, поддержку медработников и семей с детьми. Социальная нагрузка выросла, а собираемость налогов, наоборот, упала. Но рано или поздно эта ситуация изменится, и я уверен, что строительная отрасль, как и в целом экономика России, встанет на ноги. Иначе и быть не может!
Пользуясь случаем, хочу сказать: строитель – самая древняя профессия, даже Адам и Ева начали с того, что оборудовали себе небольшой шалашик. Нет ни одной организации, учреждения, предприятия, которые не имели бы отношения к нашей сфере, поскольку все мы работаем в зданиях, которые когда-то кем-то были построены, а сейчас требуют ухода, ремонта и т.д. Поэтому в преддверии Нового года я хочу сказать своим коллегам: помните, что наша профессия – самая мирная, самая старая на земле и в то же время самая востребованная. Пандемии уходят, а строительство остается. Желаю всем вам здоровья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне!