Нацпроект в действии

3 января 2021

Задачи, поставленные на федеральном уровне, при поддержке государства успешно решаются на местах

Уходящий год стал одним из самых нелегких для системы образования. Несмотря на это, она продолжает стремительно развиваться. О позитивных изменениях, которые благодаря национальному проекту «Образование» происходят в работе школ, детских садов и техникумов одного отдельно взятого округа, рассказала руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Елена Сизова. 

Евгения БУСЛАЕВА


Руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Елена Сизова

Одним из самых позитивных результатов НП «Образование» стало обеспечение сельских школ и школ малых городов инновационным оборудованием в рамках проекта «Точки роста». Многие ли школы уже охватил этот проект в Отрадненском округе?

— Только в этом году в рамках исполнения регионального проекта «Современная школа» за счет средств бюджетов всех уровней были оснащены Центры цифрового и гуманитарного образования «Точка Роста» в четырех школах, теперь их у нас семь. Два Центра оборудованы в Богатовском районе, три – в Кинель-Черкасском и еще два – в Отрадном. Сегодня в них образование по самым современным программам с использованием передовых технологий получают 6209 учащихся округа.

Отмечу, что «Точки роста» – не единственная программа, по которой наши школы оснащались современными средствами обучения. В этом году открылись три мини-технопарка. Их теперь на территории округа четыре, и мы имеем возможность эффективно решать такие приоритетные задачи, как популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, реализация предпрофильного образования обучающихся школ и другие. Результаты не заставили себя ждать: наши учащиеся – победители Всероссийского конкурса детских инженерных команд «Кванториада-2020», призеры регионального Хакатона «CITYLOGIC». Ребята разработали проекты «Робот-помощник по хозяйству», «Система обнаружения для слабовидящих и слепых людей».

Насколько активно в округе развивается добровольческое движение? Проявляет ли местная молодежь социальную активность, развитие которой ставится во главу угла в одноименном федеральном проекте?

— В настоящее время в образовательных организациях округа созданы и активно действуют, ведя работу по различным социальным направлениям, 180 общественных объединений, в состав которых входят 4975 молодых и инициативных учащихся и студентов. На базе всех без исключения наших учреждений сформированы волонтерские и добровольческие отряды, и число их растет. В уходящем году школьными и студенческими волонтерскими отрядами было реализовано 250 общественных акций, субботников по благоустройству и еще много добрых полезных дел. Более полутора тысяч обучающихся было вовлечено в эти мероприятия.

Неотъемлемой составляющей проекта «Социальная активность» является участие школьников и студентов в конкурсах, фестивалях, смотрах, форумах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей. Несмотря на сложившуюся в этом году эпидемиологическую ситуацию, в творческих мероприятиях (как в очной форме, так и в формате онлайн) приняли участие 1200 учащихся.

— Еще два-три года назад большой проблемой в губернии было обеспечение дошкольников местами в детских садах. Как сегодня обстоят дела в Отрадненском округе?

— В округе полностью удовлетворена потребность в получении дошкольного образования для детей старше 3 лет. А в настоящее время на территории Кинель-Черкасского района заканчивается капитальный ремонт детсада «Колосок». По окончании ремонта будет открыто 120 дополнительных мест, в том числе 40 мест для детей в возрасте от 0 до 3 лет. В результате доступность дошкольного образования для детей всех возрастов составит 100%.

В последние годы благодаря государственной поддержке в образование идет работать все больше молодежи. Но не всегда она в образовании остается. Какие меры принимаются в Отрадненском округе для того, чтобы влюбить молодых учителей в профессию раз и навсегда?

— Этому очень сильно способствует система наставничества. В текущем учебном году в образовательных организациях нашего округа работают 94 молодых специалиста. И если в 2019 году только 76% из них имели наставника, то сейчас этот показатель составляет 100%. В каждой организации разработана нормативная база, которая регламентирует и процесс наставничества, и финансовое вознаграждение за эту работу. Показателем результативности деятельности наставников служит то, что молодые специалисты остаются в профессии. За прошлый учебный год лишь один из них сменил направление деятельности.

Еще одним доказательством эффективности системной работы наставников служит результативность участия в различных мероприятиях по обмену опытом (в том числе конкурсных) как самих наставников, так и молодых специалистов. По результатам очного этапа регионального конкурса «Наставник Самарской области» в течение двух последних лет наши коллеги ежегодно занимают по три призовых места. В 2020 году педагог дополнительного образования Кинель-Черкасской школы №2 Наталья Колесникова стала победителем в номинации «Наставник в организации дополнительного образования детей». Второе место в номинации «Наставник в общеобразовательном учреждении» заняла учитель начальных классов  Кинель-Черкасской школы №2 Надежда Филоненко. А преподаватель ГБПОУ СО «Отрадненский нефтяной техникум» Елена Курова стала третьей в номинации «Наставник в профессиональных организациях».

— К слову, о профобразовании – критерием уровня среднего профессионального образования в настоящее время служат  стандарты WorldSkills. Насколько им соответствуют учреждения СПО Отрадненского округа?

— По проекту «Будущие профессионалы» в 2020 году 64 обучающихся округа из двух учреждений СПО прошли промежуточную аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена. 22 преподавателя и мастера производственного обучения повысили квалификацию по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы». Из них 14 человек были сертифицированы в качестве экспертов. Общая численность обученных по программам профессионального обу-чения (без предъявления требований к уровню образования) по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills, составляет 277 человек.

 — Каких еще наиболее важных результатов в реализации НП «Образование» добились образовательные учреждения округа?

— В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» 100% наших общеобразовательных организаций и СПО зарегистрировались на федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды «Элемент». Почти 30% учащихся имеют там личные кабинеты. Учащиеся и педагоги активно осваивают новые возможности по построению индивидуального  учебного плана и цифрового образовательного профиля. Обучающиеся получили возможность использовать федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для «горизонтального» обучения и неформального образования. Школа села Березняки Кинель-Черкасского района была оснащена оборудованием для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, а весь педагогический состав прошел курсы повышения квалификации по данному направлению.

Обсуждение закрыто.