Задачи, поставленные на федеральном уровне, при поддержке государства успешно решаются на местах
Уходящий год стал одним из самых нелегких для системы образования. Несмотря на это, она продолжает стремительно развиваться. О позитивных изменениях, которые благодаря национальному проекту «Образование» происходят в работе школ, детских садов и техникумов одного отдельно взятого округа, рассказала руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Елена Сизова.
Евгения БУСЛАЕВА

Руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Елена Сизова
— Одним из самых позитивных результатов НП «Образование» стало обеспечение сельских школ и школ малых городов инновационным оборудованием в рамках проекта «Точки роста». Многие ли школы уже охватил этот проект в Отрадненском округе?
— Только в этом году в рамках исполнения регионального проекта «Современная школа» за счет средств бюджетов всех уровней были оснащены Центры цифрового и гуманитарного образования «Точка Роста» в четырех школах, теперь их у нас семь. Два Центра оборудованы в Богатовском районе, три – в Кинель-Черкасском и еще два – в Отрадном. Сегодня в них образование по самым современным программам с использованием передовых технологий получают 6209 учащихся округа.
Отмечу, что «Точки роста» – не единственная программа, по которой наши школы оснащались современными средствами обучения. В этом году открылись три мини-технопарка. Их теперь на территории округа четыре, и мы имеем возможность эффективно решать такие приоритетные задачи, как популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, реализация предпрофильного образования обучающихся школ и другие. Результаты не заставили себя ждать: наши учащиеся – победители Всероссийского конкурса детских инженерных команд «Кванториада-2020», призеры регионального Хакатона «CITYLOGIC». Ребята разработали проекты «Робот-помощник по хозяйству», «Система обнаружения для слабовидящих и слепых людей».
— Насколько активно в округе развивается добровольческое движение? Проявляет ли местная молодежь социальную активность, развитие которой ставится во главу угла в одноименном федеральном проекте?
— В настоящее время в образовательных организациях округа созданы и активно действуют, ведя работу по различным социальным направлениям, 180 общественных объединений, в состав которых входят 4975 молодых и инициативных учащихся и студентов. На базе всех без исключения наших учреждений сформированы волонтерские и добровольческие отряды, и число их растет. В уходящем году школьными и студенческими волонтерскими отрядами было реализовано 250 общественных акций, субботников по благоустройству и еще много добрых полезных дел. Более полутора тысяч обучающихся было вовлечено в эти мероприятия.
Неотъемлемой составляющей проекта «Социальная активность» является участие школьников и студентов в конкурсах, фестивалях, смотрах, форумах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей. Несмотря на сложившуюся в этом году эпидемиологическую ситуацию, в творческих мероприятиях (как в очной форме, так и в формате онлайн) приняли участие 1200 учащихся.

— Еще два-три года назад большой проблемой в губернии было обеспечение дошкольников местами в детских садах. Как сегодня обстоят дела в Отрадненском округе?
— В округе полностью удовлетворена потребность в получении дошкольного образования для детей старше 3 лет. А в настоящее время на территории Кинель-Черкасского района заканчивается капитальный ремонт детсада «Колосок». По окончании ремонта будет открыто 120 дополнительных мест, в том числе 40 мест для детей в возрасте от 0 до 3 лет. В результате доступность дошкольного образования для детей всех возрастов составит 100%.
— В последние годы благодаря государственной поддержке в образование идет работать все больше молодежи. Но не всегда она в образовании остается. Какие меры принимаются в Отрадненском округе для того, чтобы влюбить молодых учителей в профессию раз и навсегда?
— Этому очень сильно способствует система наставничества. В текущем учебном году в образовательных организациях нашего округа работают 94 молодых специалиста. И если в 2019 году только 76% из них имели наставника, то сейчас этот показатель составляет 100%. В каждой организации разработана нормативная база, которая регламентирует и процесс наставничества, и финансовое вознаграждение за эту работу. Показателем результативности деятельности наставников служит то, что молодые специалисты остаются в профессии. За прошлый учебный год лишь один из них сменил направление деятельности.
Еще одним доказательством эффективности системной работы наставников служит результативность участия в различных мероприятиях по обмену опытом (в том числе конкурсных) как самих наставников, так и молодых специалистов. По результатам очного этапа регионального конкурса «Наставник Самарской области» в течение двух последних лет наши коллеги ежегодно занимают по три призовых места. В 2020 году педагог дополнительного образования Кинель-Черкасской школы №2 Наталья Колесникова стала победителем в номинации «Наставник в организации дополнительного образования детей». Второе место в номинации «Наставник в общеобразовательном учреждении» заняла учитель начальных классов Кинель-Черкасской школы №2 Надежда Филоненко. А преподаватель ГБПОУ СО «Отрадненский нефтяной техникум» Елена Курова стала третьей в номинации «Наставник в профессиональных организациях».

— К слову, о профобразовании – критерием уровня среднего профессионального образования в настоящее время служат стандарты WorldSkills. Насколько им соответствуют учреждения СПО Отрадненского округа?
— По проекту «Будущие профессионалы» в 2020 году 64 обучающихся округа из двух учреждений СПО прошли промежуточную аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена. 22 преподавателя и мастера производственного обучения повысили квалификацию по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы». Из них 14 человек были сертифицированы в качестве экспертов. Общая численность обученных по программам профессионального обу-чения (без предъявления требований к уровню образования) по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills, составляет 277 человек.
— Каких еще наиболее важных результатов в реализации НП «Образование» добились образовательные учреждения округа?
— В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» 100% наших общеобразовательных организаций и СПО зарегистрировались на федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды «Элемент». Почти 30% учащихся имеют там личные кабинеты. Учащиеся и педагоги активно осваивают новые возможности по построению индивидуального учебного плана и цифрового образовательного профиля. Обучающиеся получили возможность использовать федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для «горизонтального» обучения и неформального образования. Школа села Березняки Кинель-Черкасского района была оснащена оборудованием для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, а весь педагогический состав прошел курсы повышения квалификации по данному направлению.