От Древней Греции до «Квадрата» Малевича

3 января 2021

Все самое интересное – на уроках истории изобразительного искусства в детской художественной школе

Как преподавателя истории изобразительного искусства в ДХШ Новокуйбышевска меня дети часто просят рассказать об истории создания «Черного квадрата». Это полотно Казимира Малевича, так сильно когда-то изумившее общественность, – одно из самых необычных и никого не оставившее равнодушным, – вошло в коллекцию 39 картин из супрематических композиций.

Наталья ХАРИТОНОВА, директор ДХШ г. Новокуйбышевск

К моему удивлению, интерес к этому шедевру возрастает, особенно среди детей младшего школьного возраста. На уроках истории изобразительного искусства мы вместе с детьми рассуждаем о разных мнениях по обе стороны «Черного квадрата». И каждый раз я убеждаюсь, насколько обдуманно, глубинно выражают свое видение современные дети. Культура понимания русского авангарда начала XX века стала намного выше.

Чтобы помочь детям сформировать элементарное представление о направлениях в живописи, я привожу такой пример: «Представьте себе, что перед вами три полки с книгами. С одной полки вы прочитали книгу, и в ней вам все понятно. С другой взяли книгу и при помощи образов-подсказок, которые вам оставил автор, поняли, но не до конца. А с третьей полки прочитали книгу, ничего не поняли, но чувствуете, что в ней кроется какая-то загадка». Так же можно интерпретировать и живописные произведения. К книге с третьей полки вы будете возвращаться снова и снова, чтобы разгадать ее смысл. Как вы уже догадались, авангардные произведения находятся на последней полке.

К сожалению, в современном обществе XXI века постепенно утрачивается живая, эмоциональная связь с картиной. И моя задача как преподавателя – не дать ей оборваться. На уроках в ДХШ мы говорим о важности и необходимости посещать музеи и галереи. Ни одна виртуальная картина не наполнит ребенка живой эмоциональной силой. Ведь еще в период расцвета древнегреческой цивилизации было доказано, что в познавательно-практической деятельности человека эмоции имеют не меньшее значение, чем разум. Философ-идеалист Анри Бергсон писал, что именно эмоции стоят у истоков великих творений искусств, науки и цивилизации в целом.

Конечно, я – за новые технологии в искусстве, которые не вытесняют традиционные, а предоставляют мастерам разных сфер новые и очень широкие возможности. Понятно, что без компьютерной графики сегодня не обходится ни полиграфия, ни кино, ни телевидение, ни реклама, ни образовательные программы, ни архитектурное проектирование.

Многие дети знают картины «Звездная ночь» Ван Гога, «Герника» Пабло Пикассо, «Купание красного коня» Петрова-Водкина, видели Эйфелеву башню в Париже, храм Василия Блаженного в Москве. Но все ли останавливаются не для того, чтобы сделать фото, а желая по-настоящему понять эти произведения искусства? Умение видеть искусство в искусстве позволяет получить невероятное эстетическое удовольствие и море эмоций, заново открыть шедевры для себя, разглядеть детали.

На считывание изображения нам достаточно 13 миллисекунд (такова природная скорость обработки визуальной информации человеческим мозгом). На рассматривание картины уходит, в среднем, 17 секунд. Однако понимание значения замысла картины занимает гораздо больше времени, предполагая активную, сознательную эмоциональную деятельность. Эта деятельность состоит из нескольких этапов, в процессе которых зритель не только оценивает композицию произведения, уровень мастерства, но и глубже проникает в суть произведения.

В истории существуют примеры произведений художников, близких по бунтарскому духу Казимиру Малевичу и созданных задолго до появления «Черного квадрата». Всем известно полотно Пола Билхолда, изображавшего абсолютно черный прямоугольник, и называлось оно незатейливо «Ночная драка негров в пещере». И попробуй, поспорь: ночь черная, негры черные, в пещере сплошная чернота… Или есть еще работа Альфонса Алле, где он представил работу уже в виде красного прямоугольника с названием «Апоплексические кардиналы, собирающие красные помидоры на берегу Красного моря». Со временем о работах этих художников забыли, а вот «Черный квадрат» Казимира Малевича – основоположника «нового живописного реализма» – помнят до сих пор. Он существует вне времени и пространства, и это шедевр на все века. И я снова и снова с вдохновенным удовольствием буду рассказывать детям о тайнах, которые хранит в себе «Черный квадрат», и помогать увидеть всю истинную глубину изобразительного искусства.

Обсуждение закрыто.