В самарском детском саду формируют раннее профессиональное самоопределение воспитанников
Лауреат регионального конкурса «Детский сад года-2020», детский сад №455 стал для дошколят тем местом, где они учатся и трудиться самим, и ценить труд. Перед педагогами стоит очень сложная задача: с одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой – привить им желание стать профессионалами в своем деле. Решается она с помощью авторской специальной технологии, в которой используется комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов.
Алена ПАВИЧЕВА
Знакомство дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Не случайно все более популярными местами развлечений становятся парки, где дети могут попробовать себя в роли любого профессионала – от археолога и ветеринара до пожарного и мэра. Активная социализация детей расширяет их картину мира, а представление о профессиях позволяет глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Это, в свою очередь, формирует интерес к труду, оценку его значимости, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться достижениями своих близких родственников и людей вообще.
Способствуют адаптации подрастающего поколения в окружающем мире педагоги. В детском саду №455 разработали тематическую программу самоопределения – «Познавательные короба «Сторисек», что в переводе с английского означает «мешок историй».
«Используя «Сторисек» в своей программе, мы заменили мешок на короба, – рассказывает старший воспитатель дошкольного учреждения Лариса Иванова. – Опираясь на классификацию профессий (типы профессий) по Е.А.Климову, скомпоновали четыре познавательных короба, в соответствии с объектом труда: «Человек – живая природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – художественный образ». Главный компонент – художественная книга высокого качества, которую дополняют мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиозаписи, виртуальные экскурсии, словесные игры, дидактические, театрализованные игры».
Трудятся ребята в мини-мастерских, что обеспечивает развитие детских творческих замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, а затем – самостоятельному целеполаганию. Например, занимаются скрапбукингом, то есть создают уникальные открытки, подарочные конверты, панно, закладки, шкатулки. Эта технология позволит применить огромное количество идей и синтезировать их с различными видами творчества. Для обогащения предметно-пространственной среды созданы мобильные мастерские «Все работы хороши, выбирай на вкус!» и мини-музеи «Самара Космическая», «Все четыре колеса (строительная техника)». Здесь же, в детском саду, открыты мини-музеи, где дети экспериментируют, синтезируют полученные знания, развивают творческие способности и коммуникативные навыки.
Ведущий метод, поясняют педагоги, в работе с детьми дошкольного возраста – как известно, игра. Именно в ней, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Вырабатывается он и в изготовлении игрушек для собственных нужд. А точнее – для создания настоящих мультфильмов. Тут уже сняты «Очень нужные профессии» по Борису Заходеру, «Пекарь и Портной» по Василию Сухомлинскому, «Разные колеса» по Владимиру Сутееву и «Мороз Иванович» по Владимиру Одоевскому. И это только начало.
Людмила Липатова, заведующий МБДОУ «Детский сад №455» г.о.Самара:
— Чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, о значении труда в жизни человека. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в дошкольном возрасте. Помочь в этом призвана разработанная нашими педагогами программа самоопределения «Познавательные короба «Сторисек», благодаря которой дети развиваются максимально всестороннее.
Лариса Иванова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №455» г.о.Самара:
— Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, они задумывают и исполняют новые идеи. Каждая поделка становится наглядным пособием или выставочным экспонатом, подарком к празднику. А может стать и новым другом – игрушкой, любимой на всю жизнь.