Национальный проект дал импульс новым переменам в работе школы-интерната
Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья села Старый Буян по праву считается уникальной. Возглавляет школу почетный работник общего образования РФ, победитель VII Всероссийского конкурса профмастерства в номинации «Лучший директор года 2019», кандидат педагогических наук Ольга Галкина. Незаурядный научный потенциал директор направляет на создание эффективных педагогических методик, способствующих развитию детей с трудными диагнозами. Своей работой она снова и снова доказывает – ничего невозможного нет: дети с ОВЗ могут быть успешными в жизни, а школа, где воспитывают таких ребят, – одной из лучших в России.
Людмила МАРТОВА
Достижения 2020
В этом году Старобуянская школа-интернат в очередной раз подтвердила свои лидирующие позиции на всероссийском уровне: участие в конкурсе «500 лучших образовательных организаций страны-2020» подтверждено дипломом победителя в номинации «Лидер в организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями-2020». Школа внесена в федеральный реестр «100 лучших образовательных организаций России».
Работая в статусе Ресурсно-методического центра Самарской области, школа преуспела в реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование». В этой связи одна из ключевых задач – подготовка и переподготовка профессиональных кадров. Системная плановая работа по повышению квалификации позволила педагогам продемонстрировать настоящее мастерство на конкурсах регионального и всероссийского уровня. Достаточный и высокий уровень гибких компетенций подтвержден сертификатами всероссийского тестирования «Я учитель» у 100% педагогов и воспитателей школы. Победу в номинации «Профессиональное обучение учащихся с ОВЗ» на областном этапе Всероссийского фестиваля «Лучшие практики инклюзивного образования» одержала творческая группа в составе Ольги Галкиной, Надежды Логиновой, Геннадия Тарасова, Галины Каменской, Александра Просторова. Диплом победителя в одной из номинаций на областном конкурсе «Школа – территория здоровья» получила Светлана Ромаданова. Победителями различных номинаций окружного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» стали Галина Каменская, Элла Кузнецова, Наталья Проглядо. «Лучшая презентация воспитателя» на патриотическую тему и диплом победителя Всероссийского конкурса педагогов – у Ирины Трегубовой. Во Всероссийской акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам» победила Надежда Кротова.
Высокие результаты – это закономерный итог многолетней работы в режиме эксперимента, это базовые принципы, которые обеспечили динамику развития школы, это стремление педагогов учиться и желание научить, помочь воспитанникам обрести себя в жизни.
Новые возможности
В 2020 учебном году финальная четверть прошла в условиях дистанционного обучения. Результаты опроса как детей, так и родителей свидетельствуют об общей удовлетворенности организацией обучения в условиях пандемии. Кроме того, в 2020 году школа-интернат, единственная для обучающихся с ОВЗ, при поддержке министерства образования и науки Самарской области в рамках ФП «Цифровая образовательная среда» получила оборудование для двух кабинетов информатики. Благодаря акции «Много дарю» 16 учеников, не имеющие возможность обучаться дистанционно, обеспечены современными смартфонами и sim-картами с льготным тарифным планом. Для ребят, которые обучаются на дому, восемь компьютеров предоставлены ЦДО СИПКРО (директор И.Г.Кузнецова). Как результат, ребята из Старобуянской школы-интерната занимают призовые места в дистанционных конкурсах и олимпиадах, таких как «Робототехника», «Сделано в России» и других.
Социальная инклюзия
В рамках нацпроекта идет обновление содержания образования, внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Инновационная деятельность – одна из точек роста старобуянской школы. Как повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению? Вопрос поистине сократовский, и что характерно, педагогическому коллективу удается вовлечь воспитанников в образовательный процесс. Достижению этих целей поспособствовало участие в совместных социальных проектах, таких как «Путевка в жизнь», с СРОО Интеллект (председатель Е.Ю.Головинская), где школа-интернат выступила в качестве ресурсного центра по профильному обучению школьников с ментальными нарушениями. Поддержку детям в предоставлении учебного материала по подготовке младшего обслуживающего персонала оказала СГООИК «Ассоциация Десница» (председатель правления Евгений Печерских). В рамках фонда Президентских грантов дети приняли участие в углубленном тренинге по подготовке к трудоустройству лиц с инвалидностью. Для реализации на базе школы профориентационной модели «Соучительство» были подготовлены лидеры из числа ребят. На средства компании «МЕГА России» ученики получили семь современных планшетов для дистанционного обучения. Еще два проекта ФПГ «Сопровождаемое взросление» (СРОО Интеллект) и «Семейные приемные» (председатель РО Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Е.Б.Сеницкая) также были посвящены вопросам обучения детей с ОВЗ. Школа-интернат выполняла в том числе функции ресурсного центра по цифровому сопровождению учеников с особенностями развития. Проделанная работа – серьезный шаг, новая педагогическая высота в развитии обучающихся,
«Реализовать особые приемы в образовании особых детей нам помогают отзывчивые, неравнодушные люди, наши социальные партнеры. Именно они вселяют веру и надежду в то, что в наше нелегкое время существуют люди, которые благородно делают конкретные шаги и прилагают усилия в помощи и поддержке детям с ограниченными возможностями здоровья», – отмечает директор школы Ольга Галкина.
Технология преемственности
Повышение социальной компетентности детей с ОВЗ – одно из важных направлений нацпроекта. Поэтому центральное место отводится задачам по сопровождению профессионального самоопределения детей на всех ступенях образования. В этом помогает разработанная в школе система «Куб навигации», которая как раз формирует готовность школьника к дальнейшему обучению в системе СПО или трудоустройству. Содержание каждого из 16 кейсов модели «Куб навигации» коррелирует с задачами нацпроекта и ФП «Современная школа» и позволяет достичь целевых показателей по направлениям «Технология» и «Успех каждого ребенка». В качестве эффективных инструментов используются система предпрофильной подготовки, учебно-методические комплексы по предмету «Технология», мониторинг качества работы школы-интерната по адаптации обучающихся, система наставничества, взаимодействие с потенциальными работодателями. Налажен обмен опытом с организациями СПО, в частности, с Кошкинским губернским техникумом по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников. Созданная система базируется на согласованных действиях школы, семьи, социальных партнеров. Результатом работы является успешная социально-трудовая адаптация выпускников. За период с 2019 по 2020 годы в социум интегрированы 17 выпускников школы, 15 человек трудоустроены, что составляет 89% от общего числа выпускников. В 2020 году 65% выпускников продолжили профессиональное обучение, осуществив преемственность профилей трудовой подготовки в школе, 24% выпускников, имея сформированные навыки, работают в сельскохозяйственном секторе Самарского региона. Результатом деятельности школы по направлению «Успех каждого ребенка» по поддержке творческих способностей стали победы школы в ежегодных конкурсах различного уровня. По итогам года у школы 30 призовых мест, что составляет 41% от общего количества детей.
Ольга Галкина, директор ГБОУ школа-интернат села Старый Буян:
— Национальный проект «Образование» дал импульс новым переменам. В рамках проекта мы решаем проблемы профессиональной адаптации наших воспитанников, выстраиваем механизмы сотрудничества с учреждениями профессионального образования и предприятиями различных форм собственности. Ведь надо понимать, что наш главный успех – социализация детей с ОВЗ, их возможность полноценной жизни в обществе. Нас радует, что сегодня национальный проект уделяет много внимания развитию детей с ментальными нарушениями, предоставляя им равные возможности с другими членами общества. Ради этого мы и работаем.