Организация системы наставничества

5 марта 2021

Действенные методы повышения эффективности формирования профессиональных компетенций

Чукотский многопрофильный колледж признан основным учреждением профессионального образования на Чукотке, уникальным с точки зрения многопрофильности подготовки кадров для работы в условиях Крайнего Севера. Здесь реализуются образовательные программы по 33 специальностям и профессиям среднего профессионального образования, более 20 программам профобучения и более чем по 30 программам дополнительного профессионального образования.

Л.В.МАХАЕВА, директор ГАПОУ ЧАО «ЧМК», заслуженный учитель РФ, почетный работник СПО РФ, к.п.н.

Сегодня в колледже обучается 586 человек, из них 69% – представители коренных малочисленных народов Севера.

В колледже проводится эффективная работа по развитию системы наставничества, основанной на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей в процессе взаимодействия наставников и наставляемых.

Целью внедрения целевой модели наставничества в колледже является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, молодых специалистов, педагогических работников.

В 2020 году система наставничества реализовалась путем форм «студент – студент», «педагог – педагог», «работодатель – студент».

В программу наставничества, реализуемую в форме «работодатель – студент», были вовлечены все студенты колледжа и организации – социальные партнеры. В рамках прохождения изучения общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и производственных практик на базе предприятий Чукотского автономного округа студенты колледжа тесно взаимодействовали с наставниками – опытными специалистами, формировали свои профессиональные компетенции и приобретали необходимый практический опыт. Совместно с наставниками студенты приняли результативное участие в проекте АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта «Профстажировки 2.0», размещая и успешно решая профессиональные кейсы.

В рамках акции «Дни в профессии» этого проекта в 2020 году прошли экскурсии-стажировки на предприятиях ЧАО с целью знакомства с потенциальными работодателями. Например, в филиале «Окрветобъединение» – Анадырская окружная ветеринарная лаборатория для выпускников группы 622-04 (специальность «ветеринария») была проведена экскурсия-стажировка, в процессе которой директор лаборатории Юлия Гузь познакомила экскурсантов с основными направлениями работы, студенты приняли участие в проведении диагностических исследований.

В рамках программы наставничества, реализуемой в форме «студент – студент», старшие студенты колледжа оказывают поддержку младшим по всем аспектам, вызывающим сложности в освоении образовательной программы, обобщения результатов учебно-исследовательской деятельности и т.п., а также делятся опытом участия в профессиональных конкурсах, в том числе и в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы (WorldSkillsRussia)».

Также в особом фокусе – эффективная организация работы с начинающими педагогами, оказание им методической помощи в организации занятий, проведении контроля знаний, организации работы со слабоуспевающими студентами. Показателем результативности работы наставников с начинающими педагогами служит 100% аттестация начинающих педагогов на первую категорию по должности по истечении двух лет работы в колледже.

Таким образом, наставничество в колледже – это один из действенных методов повышения эффективности формирования профессиональных компетенций посредством оказания помощи, который способствует раскрытию потенциала наставляемого и его дальнейшей профессиональной реализации.

Обсуждение закрыто.