Самую объективную оценку хода реализации национального проекта «Образование» могут дать ученики и их родители
В Самарской области реализуется национальный проект «Образование». Многое уже сделано, но еще больше – впереди. Об инновационном будущем самарского образования, о достижениях и планах региона «Первому» рассказал министр образования и науки Самарской области В.А.Акопьян.
Как вы оцениваете ход реализации национального проекта «Образование» в Самарской области?
По моему мнению, самую объективную оценку хода реализации национального проекта «Образование» могут дать наши ученики и их родители. Уверен, что перемены уже заметны. За два года в нашем регионе построены новые школы: в 2019 году введена в эксплуатацию школа на 1500 мест в Южном городе Волжского района, в 2020 году завершено строительство первого корпуса школы на 600 мест на 5-й просеке в Самаре. Это здания нового поколения – хорошо оснащенные, функциональные и эргономичные.
Но мы не забываем и об оснащении современным оборудованием действующих образовательных учреждений. Только за два года в 101 школе переоборудованы компьютерные классы, в 24 – переоснащены кабинеты технологии, в малых городах и сельских районах открыты 87 центров «Точка роста», в Самаре созданы центр цифрового образования «IT-куб» и Дом научной коллаборации, закуплен мобильный технопарк «Кванториум». Все это сделано в рамках национального проекта «Образование». Кроме того, по инициативе губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова мы открыли 40 детских мини-технопарков. Они оснащены оборудованием, которое позволяет школьникам изучать основы программирования, моделировать виртуальную реальность, осваивать азы инженерных профессий.
При содействии главы региона в 2019 году открылся центр для одаренных детей «Вега», а в 2020 в рамках национального проекта «Образование» в нем проведен капитальный ремонт. Теперь центр оснащен самым современным оборудованием, какое есть далеко не во всех вузах.
Мы с вами понимаем, что все цифровые технологии, инновационное оборудование – лишь инструменты в руках главного в образовательном процессе человека – учителя. Его никто и никогда не заменит. И недаром в рамках национального проекта «Образование» большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогических кадров. Осенью в Самарском институте повышения квалификации работников образования открылся Центр непрерывного повышения профмастерства педагогов, в котором за несколько месяцев 2020 года прошли подготовку уже более 2000 учителей.
Я кратко перечислил, что сделано в рамках национального проекта для развития общего и дополнительного образования региона. Но не стоит забывать и о подготовке кадров в техникумах и колледжах. Этой теме особое внимание уделяет лично губернатор региона. Вы знаете, что по инициативе Д.И.Азарова 2019 год был объявлен Годом СПО, многие профильные учреждения были капитально отремонтированы и оснащены современным оборудованием. Эта работа продолжилась и в рамках национального проекта «Образование». В 2020 году мы оснастили в двух колледжах десять современных мастерских, которые отвечают стандартам союза WoldSkills.
Говоря о среднем профессиональном образовании, мы подразумеваем не только обучение молодых людей после школы. Система выстроена таким образом, чтобы каждый житель области мог пройти переобучение и устроиться на современное производство. На это направлена деятельность Центра опережающей профподготовки, созданного в Тольятти в рамках нацпроекта «Образование». В наше динамичное время стремительно меняются условия, требования к навыкам и инструменты труда. Если раньше студент мог получить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании и потом всю жизнь работать по профессии, то сейчас, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. За полгода работы в ЦОПП обратились более 6000 человек, которые хотели пройти дополнительное обучение или вообще изменить профиль деятельности. Многие из них прошли подготовку по коротким программам и сдали демонстрационный экзамен. А это значит, что они подтвердили свои знания не только в теории, но и на практике. Это крайне важно, т.к. работодатели в первую очередь заинтересованы не в «корочках» или сертификатах, а в умениях и навыках сотрудников.
Окружной системе образования исполнилось 20 лет. Что, по-вашему, дал опыт управления образовательными организациями в условиях развития образовательных округов?
Нужно пояснить, что до начала двухтысячных годов в Самарской области действовала традиционная муниципальная модель управления образовательными учреждениями. Во всех населенных пунктах были свои органы управления образованием, и такая обособленность создавала немало проблем. Одна и та же работа учителя в соседних городах могла оплачиваться по-разному, поскольку не все муниципалитеты могли «дотянуть» финансирование школ и зарплату педагогов до региональных нормативов. Учителям было сложно взаимодействовать и обмениваться опытом. При этом муниципалитеты выполняли только организационную роль, они не могли влиять на содержание образования.
Сейчас в регионе создано единое образовательное пространство, ко всем учреждениям применяются единые требования, соблюдаются общие принципы финансирования. Органы местного самоуправления также участвуют в развитии сферы образования: они привлекаются к разработке и реализации образовательных программ, формируют заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров, кроме того, занимаются содержанием зданий образовательных организаций.
Отмечу, что развитие образовательных округов неразрывно связано с жизнью всего региона. Оно позитивно повлияло даже на такую, казалось бы, отдаленную сферу, как дорожное строительство. Когда развивалась сеть школьных перевозок, сдвинулась с мертвой точки и проблема «бесхозяйных» дорог, многие были переданы в ведение региона или муниципалитетов. Населенные пункты области объединила сеть школьных маршрутов, и дороги, по которым автобусы возят детей в школу, по сей день строятся и ремонтируются в приоритетном порядке.
Основная тенденция самарского образования – инновационное развитие. Что стало приоритетным в 2020 году?
Основные приоритеты в развитии системы образования сформулированы в указе президента РФ. По итогам реализации национального проекта «Образование» наша страна должна войти в десятку сильнейших стран мира по качеству общего образования.
Самарская область еще два года назад разработала свои подходы к достижению этой цели. И первое, чему было решено уделить максимум внимания, – формирование функциональной грамотности, которая оценивается исследованием PISA. Понятно, что функциональная грамотность актуальна и в контексте ФГОС, все педагоги знают о метапредметных универсальных учебных действиях, да и вообще результаты международных сравнительных исследований зависят от множества самых разных факторов, но мы решили усилить работу именно в этом направлении.
Был разработан курс, направленный на формирование функциональной грамотности. Сегодня он реализуется в каждом образовательном учреждении. Есть модельная, рамочная программа, состоящая из четырех модулей, которые позволяют развивать читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность.
Реализация программы сопровождается не только повышением квалификации педагогов по вопросам функциональной грамотности, но и мониторинговыми исследованиями дважды в год. Оператором служит Самарский областной институт развития образования, он готовит аналитику и доводит результаты до каждого образовательного учреждения. Весь комплекс мер позволяет погрузить региональную систему образования в атмосферу, способствующую достижению поставленной цели, а значит, и синхронизации работы всех наших учреждений, укреплению единого образовательного пространства.
Вторая цель, которую перед нами ставит глава государства, – создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Она легла в основу самарского образования. В Самарской области впервые за долгие годы был разработан курс региональной истории, который нашел свое отображение в учебных пособиях «История Самарского края» для начального и основного общего образования. Их подготовил коллектив самарских авторов, в том числе учителя во главе с доктором исторических наук, профессором Галиной Ефимовной Козловской – директором Самарского филиала МГПУ.
Наши педагоги с благодарностью восприняли появление учебных пособий, потому что это облегчает их работу, издания красочные, они интересны детям, там содержатся готовые и продуманные материалы, и это хорошая основа для творческой работы на уроке. В пособиях есть возможности для интерактива, QR-коды – ссылки, например, на фильмы об истории Самарской области. Особенно важно, что теперь регионоведческий курс преподается на основе единых подходов.
В 2020 году мы издали еще одно региональное учебное пособие –
«Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников.
Кроме того, 2020 год поставил перед нами ряд новых задач, связанных с организацией обучения детей с применением дистанционных технологий. Это была вынужденная и временная мера. Я хочу поблагодарить абсолютно каждого, кто так или иначе был задействован в этом процессе. Благодаря совместной и слаженной работе педагогического сообщества нам удалось в кратчайшие сроки отладить обучение ребят в удаленном формате. Отдельные слова благодарности – родителям наших учеников за терпение, понимание и поддержку. Этот опыт нам очень явно показал, что скоростной широкополосный интернет должен быть в каждой школе, и в Самарской области сейчас им обеспечили 91% образовательных учреждений.
Говоря о месте «цифры» в учебном процессе, нужно понимать, что учителя никто и никогда не заменит. Да, «цифра» важна, но цифровые технологии должны применяться на уроке только в том случае, если это дает более высокие образовательные результаты, если они позволяют достичь результатов в более короткий срок.
По первому образованию я учитель химии, у меня 23 года педагогического стажа. Всегда использовал на своих уроках компьютерные технологии обучения. В курсе химии есть, например, тема «Гибридизация орбиталей атома углерода», и сколько бы я ни рисовал орбитали мелом на доске, у меня никогда не получится это лучше, чем в анимации. Дети за несколько секунд поймут, как происходит гибридизация, какую геометрическую форму имеют орбитали, как они располагаются в пространстве… То, чего мы не можем увидеть в микромире, легко демонстрируется с помощью «цифры». Таких примеров немало также в геометрии и в других науках.