Новый художественный фильм о судьбах рода Крыловых-Азаровых будет снят в локациях Ташлы и Мусорки
Кинорежиссер Роман Каргаполов, один из создателей Центра российской кинематографии в Тольятти, приступил к созданию художественного фильма на основе реальных исторических событий – об обретении Ташлинской иконы Божией Матери «Избавительница от бед». «Первый» получил эксклюзивное интервью, став участником встречи Романа Каргаполова с одним из ведущих экспертов будущего фильма – председателем попечительского совета прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в селе Мусорка Владимиром Крыловым-Азаровым.
Оксана ФЕДОРОВА
— Роман, почему вы приехали в ташлинский монастырь? Какие задачи перед вами стоят?
— Приехал, чтобы найти материалы для фильма, глубже погрузиться… Возможно, найти очевидцев, где как раз и была найдена чудотворная икона Божией матери. Хочу снять художественный фильм об этих реальных исторических событиях и рассказать не только историю иконы, но и затронуть тему противостояния церкви и светских властей в период гонения на церковь.
— Как появилась идея фильма?
— Я снимаю фильмы об истории Тольятти, в котором живу, об истории Самарской области, нашего края. Всегда ищу для своих лент интересные темы, сюжеты, которые расширяют художественное и историческое пространство. Сюда, в Ташлу, уже приезжают паломники из Японии, Германии… В этом году 170 лет губернии и 170 лет епархии, так что еще и эти даты обязывают!
Приехал и специально поселился в монастыре, хочу познакомиться с документацией, посмотреть святые места, на себе ощутить их чудотворную силу. И сразу стали появляться материалы. Мы познакомились с Владимиром Николаевичем Крыловым-Азаровым, председателем попечительского совета прихода храма святых бессребреников и чудотворцев Асийских Космы и Дамиана в селе Мусорка. И по чудесному стечению обстоятельств он оказался потомком человека, который как раз напрямую причастен к этой иконе, к ее обретению. А одним из первых взял ее в руки и первым отслужил молебен Василий Крылов, главный герой будущего фильма.
Владимир Николаевич Крылов-Азаров стал главным экспертом фильма.
— Владимир Николаевич, как история обретения иконы рассказывалась в вашей семье?
— Мне повезло, я 19 лет прожил с прабабушкой, женой Василия Ивановича Крылова. Но ни об иконе, ни о чудотворном источнике никогда не слышал. Зимой 1995 года я приехал сюда, потому что узнал о чудесных свойствах источника, а у сына были проблемы со здоровьем. Поехал помолиться за него, искупаться. Зима, мороз 25 градусов. Приехали, здесь одна купель стояла, замерзший лед разбивали пешней… Купался, молился этой иконе. И здоровье сына улучшилось – не сразу, а в течение двух-трех лет. А я стал сюда постоянно приезжать. И вот двоюродная сестра спрашивает: «Что-то ты в Ташлу зачастил?» Говорю, мол, источник чудотворный там, помогает. «А в церковь ташлинскую заходил? Там же есть книга, в которой немного написано о нашем прадеде!» Конечно, я пошел, купил эту книгу. Действительно, было написано о прадеде Василии Ивановиче Крылове, но всего две строчки: да, он читал молебен, он взял Ташлинскую явленную икону Божией Матери «Избавительница от бед» и принес ее в ташлинскую церковь. И я стал по крупицам собирать нашу родовую историю. Узнал, что к обретению иконы имела отношение и моя прабабушка Анисья Дмитриевна Крылова, в девичестве Панормова, нашел протокол, где моя уже прабабушка росписью своей удостоверяла факт явления этой иконы.
— Расскажите эту историю.
— В Мусорке, где служил мой прадед, были две прихожанки храма Космы и Дамиана. Одна из них не раз ходила тропой через ташлинский овраг и здесь время от времени слышала песнопения. Однажды, чтобы убедиться, что это не видения, взяла с собой вторую прихожанку. Они вдвоем не только услышали, но и увидели явление богоматери, которая указывала на конкретное место: здесь что-то есть. Попробовали сначала руками рыть землю, потом побежали за помощником. Позвали знакомого мужчину, которому наперебой рассказывали о чуде. Он назвал их сумасшедшими, но взял лопату. Не веря, копнул – и его подбросило на два метра, и забил чудесный источник! Тогда и была явлена маленькая икона с ликами. Они тут же побежали за священником, Василием Ивановичем Крыловым. Тот взял хоругви, пошел к святому источнику, принял икону и отслужил на источнике молебен. Свидетельницей, которая подтвердила сей факт архиерею, была моя прабабушка. А икону прадед отнес в ташлинскую церквушку, где уже 103 года она и находится.
— А почему не в Мусорку?
— Он посчитал, что иконе надо было находиться именно в той церкви. Ближе, да и по статусу. Шаг за шагом я стал восстанавливать историю рода Крыловых-Панормовых. А из этого выросла новая история – восстановления храма и сельского прихода в Мусорке: в 2017 году монашки ташлинского монастыря пытались найти родственников протоиерея Василия Ивановича Крылова, отошедшего ко Господу в 1951 году, и вышли на меня. Хотя на чудотворном источнике в селе Ташла бывал неоднократно, где-то с 1995 года периодически его посещал, но в Мусорку в первый раз приехал, когда откликнулся на просьбу монашек. Впервые увидел храм, в котором служил мой прадед. И был потрясен. Это такое явление в Самарской области, которое я бы сравнил с Александро-Невской лаврой. Размер, объем, торжественная красота!
Он тогда как будто был восстановлен, но пошли другие проблемы: фундамент стал разрушаться. И я стал его спасать, на двоих с другом, на свои собственные деньги. Вот вкратце история, где все переплетено: и обретение людьми чудесной иконы, и мое обретение самого рода Крыловых-Панормовых. Восстановил храм – восстановил родственные связи, нас теперь здесь около 30 родственников собирается. Представляете, только у меня одного – 21 племянник, 13 братьев и сестер! Храм объединяет, храм хранит. Это ли не чудо?
— Владимир Николаевич, для фильма очень важна атмосфера того времени. Что тогда здесь было – какие дома, дороги, люди?
— Чем ты старше, тем ярче становятся детские впечатления. Треск дров в русской печке, дровяник в маленьком нашем дворике дома на Буянова… Хотя я рос в городе, дух деревни помню очень отчетливо. Воспоминания предыдущих поколений переданы людьми. Я был на похоронах прабабушки, которую подзахоронили в склеп Василия Ивановича. Но прошло очень много лет, я не помню, какая это была линия, где их могила, а тут появились женщины, которые ходят туда десятилетиями с 1951 года, и говорят: «Давайте мы памятник подремонтируем!» Теперь на центральном кладбище в Самаре целый путеводитель стоит, а у могилы есть беседка, где люди могут удобно расположиться.
Если в Самаре об атмосфере вам смогут рассказать только со слов, то здесь, в Мусорке, еще живут люди, которые сами помнят атмосферу, да, пожалуй, и до сих пор живут в ней.
— Кто из современных актеров, как вы считаете, мог бы сыграть Василия Крылова?
— Не знаю, не могу даже предположить… Когда происходили все эти события, ему было под 50. Образ прадеда очень ярок, могуч. Из рассказов его внуков, к близким он был строг и требователен. У него благочиние было очень большое. И вообще, послужной его список с 1900 года – это Старая Бинарадка, Узюково, Ташла, вплоть до Царевщины. В Мусорке он служил около 20 лет. Служение – вообще ключевое слово для понимания его характера… Мощная хозяйственная жилка была – построил несколько храмов! Человеком был деятельным. Успевал совмещать и преподавательскую деятельность: был учителем Закона Божия в епархиальной школе, земской школе, участвовал в учительских съездах, возглавлял епархиальное страховое общество. Все сметы, строительные проекты шли через него. Когда он продолжил строительство церкви Космы и Дамиана в Мусорке, обжигали до двух тысяч кирпичей ежегодно на протяжении пяти лет. За семь лет закончили строительство, и с 1907 года в храме Космы и Дамиана начались службы. Много что сделал в жизни, можно сказать, несколько жизней прожил!
— А как вы считаете, почему именно в этом месте в то время была обретена икона?
— Никогда не думал об этом. Может, что-то и являлось людям еще, да они не видели, не хотели видеть. Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Ташлинский образ так и называют – «Избавительница от бед страждущих». Говорят и так: Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед» в октябре 1917 года, потому что впереди были страшные испытания, война, революция, голод, разруха духовная. Так она напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле.
— Люди едут еще и потому, что чудеса, говорят, продолжаются. Это так?
— Мы живем в чуде! Для меня обретение самого себя через историю рода в 1995 году – чудо. Последующие чудеса происходят на протяжении всех лет. Восстановили храм, о котором специалисты говорили, что он восстановлению не подлежит, надо разбирать. Разве не чудо? Дело-то не в деньгах! Не зря говорят – «Бог даст». Объединение людей вокруг храма – чудо. Чудо, считаю, происходит от людей.
— Владимир Николаевич, каким вы видите будущее для Ташлы и Мусорки, для тех, кто здесь живет?
— За последние 30 лет очень развился паломнический туризм, который продолжает традицию крестных ходов. Ходят даже неверующие, хотя это долго, несколько дней пути. Кроме того, храм официально стал памятником культурного наследия. Так что, кроме сохранения памяти и православных святынь, людям будет работа. Жизнь! Это же здорово – жить своей историей.