Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Андрухович отмечает юбилей
Превосходный актер, художественный руководитель детского театра, неутомимый общественник – более четверти века Юрий Андрухович посвятил не только Сызранскому муниципальному драматическому театру им. А.Н.Толстого, но и городу, с которым по-настоящему сроднился. Имеет много наград за заслуги перед городом Сызрань и общественную деятельность. В его личном репертуаре свыше 50 ведущих ролей, сыгранных на сызранской сцене. Юрия Андруховича узнают на улице, здороваются незнакомые люди – а значит и актер популярен, и театр на виду, востребован в городе.
Людмила МАРТОВА
— Вы рассматриваете свою встречу с Сызранью как судьбоносную?
— Конечно. На первый взгляд, она была сугубо бытовой. В 1994 году мы с супругой, ныне заслуженной артисткой Самарской области Ниной Барковской решили переехать из Уральска Казахской ССР в Самарскую область – поближе к ее родителям. Мой друг, замечательный актер САМАРТа Юрий Иванович Долгих сообщил, что в Сызрани есть хороший театр. Мы приехали, и нам здесь понравилось. В Сызрани у нас появилась квартира, я даже лодку приобрел, чтобы отдыхать на волжских островах. И теща рядом, в Бузулуке. Кроме всего, и в творческом плане повезло, я «попал в обойму»: режиссеры Александр Авраамович Ривман и Андрей Николаевич Ермолин занимали меня во всех спектаклях.
— У вас огромный список разноплановых ролей, о которых мечтает любой актер. «Женитьба» Гоголя, «Ханума» Цагарели, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Танго» Мрожека, «Родня» Крестовского, «Чайка» Чехова, «Касатка» Толстого, «Лес» Островского… Для взрослого зрителя Вы – Франциск, Эскал, Бельский, князь Вано Пантиашвили, а для детей – главный дед Мороз Сызрани. Похоже, вы не вписываетесь в определенное амплуа?
— Так получалось, что режиссеры видели меня в этих, очень разных, образах. Причем во время учебы в Иркутском театральном училище один из педагогов сказал мне: «Ты никогда не будешь героем, ты характерный актер». Но когда по распределению я оказался в Алтайском краевом ТЮЗе в Барнауле, мне сразу дали роль романтического героя – Принца в «Золушке». Отсюда все и началось. Но, конечно, мне очень нравятся характерные роли, где можно сымпровизировать, похулиганить в хорошем смысле слова.
— Какие роли вам особенно дороги?
— Трудно сказать. Роли – как дети, все любимые. В 45 лет я сыграл генерала, семидесятилетнего человека. У него был большой монолог о ребятах, которые остались на полях сражений. Очень сильный текст, от которого зритель испытывал душевное потрясение. Эту роль вспоминаю часто, там есть понимание воинской чести, патриотизма, там – глобальная личность. Но также с удовольствием работал в комедиях. В 2017 году в рамках эксперимента Лаборатории театра Наций сыграл учителя Хью в пьесе Фриля «Нужен перевод». Получил большое удовольствие. Мы, артисты, живем пьесами и ролями, и каждая из них – частица жизни. Ведь особенность нашей профессии – в правде, в искренности. В театре мы должны быть максимально достоверны, чтобы зритель поверил нам. Лицедейства в жизни гораздо больше, чем на сцене.
— Юрий Петрович, а как актеру, будучи узнаваемым, победить тщеславие, сохранить себя?
— Мой педагог, народный артист РСФСР Виталий Константинович Венгер, коренной москвич, после Щукинского театрального училище приехал в Иркутск и остался там на всю жизнь. Нам, амбициозным студентам, он неустанно цитировал Станиславского: любите не себя в театре, а театр в себе. Вот об этом артисту надо помнить всегда. Но, конечно, мы любим, когда нас хвалят, отмечают ту или иную работу. Ведь в любую роль вложено немало усилий, нервов, моральных издержек и мук творчества. Поэтому обратная связь очень важна.
— Как бы вы определили роль театров малых городов?
— Театры малых городов, безусловно, влияют на уровень культуры общества. Замечательно, что в последние годы укрепилась традиция прихода человека в театр. Не имеет значения, идет он за смыслом или за зрелищностью, за тем, чтобы совершить определенный культурный ритуал. А роль театра – учитывать разные запросы публики. Сызранский театр уникален своей открытостью к эксперименту, способностью переворачивать взгляды на привычные вещи, свежим прочтением драматургического материала. Те же пьесы «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», «Ханума», «Женитьба» – легкий жанр, но комедия и драма идут рядом, потому что в них всегда решается судьба человеческая. И тот богатый выбор классики, современной драматургии, авангарда, который предлагает наш театр, сделал его весьма востребованным. Очередная находка – постановка пьесы Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Думаю, спектакль будет иметь большой резонанс.
— Как при такой занятости вас хватает еще на работу и в детском музыкальном театре «Кошкин дом», и в сызранском колледже искусств?
— Энергии хватает, а вот времени – не всегда. Но! Я стал артистом благодаря тому, что в детстве 10 лет занимался в драмкружке Дома пионеров, куда меня пригласил одноклассник Алеша Горбунов. Поэтому как художественный руководитель театра «Кошкин дом» прекрасно понимаю, что для кого-то из детей это путь в профессию. У наших ребят много призов, побед на творческих конкурсах. В прошлом году к 75-летию Победы подготовили спектакль о войне, сценарий написал актер нашего театра Андрей Бурнаев. Меня радует, как ответственно дети относятся к театральным занятиям. Что касается студентов колледжа, то с удовольствием передаю им свой опыт на отделении «Сценическая речь».
— Что считаете своей главной удачей?
— Мне 70 лет, а я работаю до сих пор. Это счастье. У меня любимая супруга, с которой мы к Дню семьи получили медаль «За любовь и верность». Сыновья, хотя и не пошли по нашим стопам, но связали жизнь с творчеством. В главном – все удалось.
— Служение театру – что значит?
— Это значит, что мы с супругой не предавали театр и отдали ему всю свою жизнь. Пришли домой с репетиции, а разговоры продолжаются. Всю жизнь одна тема: театр – как вечная любовь.