От Народного дома – до ДК железнодорожников
ДК железнодорожников, Клуб имени Революции 1905 года, Пушкинский дом или Народный дом им. Пушкина – не все знают, что это одно и то же место – Дворец культуры железнодорожников на улице Льва Толстого в Самаре, шедевр архитектуры, построенный в стиле модерн в конце 1903 года. Как нетрудно догадаться, в названиях этого храма искусства, как в зеркале, отражаются разные этапы жизни России. Об истории дворца, о том, чем он жил все эти годы и чем живет сейчас и какое отношение к нему имеет главная железнодорожная магистраль страны, «Первому» рассказала директор ДКЖ им. Пушкина Евгения Канина.
Светлана ИШИНА
— Почему в названии фигурирует имя великого поэта: Пушкинский дом, ДКЖ имени Пушкина? И почему на фасаде здания – барельеф Александра Сергеевича?
— Это не случайно. Решение о строительстве Народного дома с театральным зрительным залом на 735 мест, малым залом, библиотекой, читальней, чайной и комнатами для кружковых занятий за счет средств Попечительства о народной трезвости было принято в 1898 году. А в июле следующего, 1899 года, в год закладки первого кирпича здания, гласный городской думы Смирнов предложил присвоить Народному дому имя Пушкина. В тот год в России широко отмечалось столетие со дня рождения поэта, поэтому вполне логично, что и родившийся в это время Народный дом получил наименование Пушкинского. 21 декабря 1903 года он был освящен и открыт для жителей Самары. Здесь проводились литературные вечера, рабочие собрания, диспуты. Народные дома в дореволюционной России были, как в советское время дома и дворцы культуры, клубы предприятий, общедоступными культурно-просветительскими учреждениями. Они ставили задачей развитие внешкольного образования, борьбу с неграмотностью. Вообще, о нашем Дворце культуры можно рассказывать бесконечно. Листая страницы более чем вековой истории, мы видим, что здесь занималось огромное количество талантливых, преданных своему делу людей.
— Здание ДКЖ – одно из самых необычных в Самаре. Общественные здания редко строились в стиле модерн, но Пушкинский дом стал исключением.
— Да, для этого здания характерны минималистичная отделка фасадов, крупные детали, металлические украшения ворот и крылец в духе европейского модерна. Его построили по проекту архитектора Филарета Засухина. В январе 1904 года здесь состоялся первый спектакль по драме А.Островского «Без вины виноватые». С этого момента он стал крупнейшим культурным центром Самары.
А вот в разгар русско-японской войны, с мая по декабрь 1904 года, в этом здании размещался лазарет для солдат. Революционные события 1905 года превратили Пушкинский дом в место митингов и собраний Совета рабочих депутатов. 8 декабря 1905 года в городе началась всеобщая политическая забастовка, а через два дня здание Народного дома окружили солдаты и полиция, митингующих арестовали. Лишь в 1908 году в Пушкинском доме стали проводиться лекции Самарского общества народных университетов.
5 мая 1917 года здесь состоялось первое собрание большевиков-железнодорожников, был создан железнодорожный райком партии. Все собрания, активы работников Самаро-Златоустовской железной дороги стали проходить в этом здании. А после революции здание Народного дома было передано в распоряжение главного железнодорожного комитета дороги и стало называться клубом профсоюзов железнодорожников.
В 20-е прошлого века годы он стал центром культурной революции в Самаре: здесь заседали культпросветкомиссии, работали кружки самодеятельности, устраивались диспуты и даже ставились оперные спектакли.
— А когда произошло переименование в клуб имени Революции 1905 года?
— В августе 1926 года. Отмечалось 20-летие Первой русской революции, и самарский губисполком решил, что клуб должен носить имя революции. Это название он носил вплоть до 1990-х годов, так что многие люди старшего поколения и по сей день его так называют. Так что за более чем вековую историю своего существования он несколько раз менял свое название.
В том, что клуб во все времена был крупнейшим культурным центром Самары, нет сомнений. К примеру, накануне войны, даже раньше, к началу 1940-х годов, он уже располагал балетной студией и школой западноевропейских танцев, радиоузлом, оркестрами народных и духовых инструментов, джазовым ансамблем, творческими кружками.
Люди жили насыщенной творческой жизнью, строили планы, и вдруг – страшное слово «война»… Клуб сразу стал призывным пунктом, а потом, как и в русско-японскую, – госпиталем. После рабочей смены сюда спешили сотрудницы железной дороги, которые стирали белье и бинты, делали перевязки, кормили и ухаживали за тяжелоранеными. Творческие коллективы клуба продолжали свою деятельность, выступая с концертными номерами на предприятиях, линейных станциях, вокзалах, засекреченных военных объектах и воинских частях, госпиталях. Но кстати сказать, что в это время не прекращалась и концертная деятельность. А после войны клуб стал настоящим центром народного творчества. Наряду с официальными мероприятиями и конференциями железнодорожников, здесь активно велась работа по организации досуга горожан, появились новые кружки и ансамбли, открылась первая в городе фотошкола. И сегодня творческий коллектив Дворца культуры поддерживает добрые традиции своих предшественников. В ДКЖ работает большое количество кружков и студий, профессиональная студия звукозаписи. В концертных залах проходят спектакли ведущих российских коллективов и самарских театров.
— А какое отношение к вашей деятельности имеет железная дорога?
— Самое прямое! Мы же ведомственное учреждение и работаем в первую очередь для сотрудников Куйбышевской железной дороги, традиционно проводим праздничные программы и конкурсы лучших по профессии, конференции и другие мероприятия.
Что касается коллективов, самый известный (и не только в Самаре) – это наш хор ветеранов «Магистраль» Куйбышевской железной дороги (хормейстер Юлия Полянина, концертмейстер Ирина Чернышова). Они лауреаты, дипломанты и участники многих конкурсов и фестивалей – городских, областных, всероссийских, а также корпоративных – дорожных и сетевых ОАО «РЖД».
Еще один известный коллектив – вокальная студия «Виктория» (руководитель Евгения Уланова). Ее солисты тоже являются лауреатами, дипломантами и участниками огромного количества конкурсов, вплоть до международных, а также корпоративных творческих проектов ОАО «РЖД» и Куйбышевской железной дороги.
Одно из направлений деятельности ДКЖ – организация корпоративных творческих проектов ОАО «РЖД» и Куйбышевской железной дороги. Проводим мероприятия для работников холдинга «РЖД» и членов их семей, это работает на единую цель – формирование приверженности интересам компании, повышения престижа профессии железнодорожника. Это важно.
Мы открыты к сотрудничеству с предприятиями и учреждениями, предоставляем полный комплекс услуг по организации мероприятий различного уровня. В нашем здании площадью более 3500 кв. м располагается один из лучших в Самаре концертных залов, обладающий уникальными акустическими свойствами и оснащенный современным световым и звуковым оборудованием.
Мы готовы провести на самом высоком уровне творческие вечера, спектакли, конференции, выставки.
— Ощущается ли в этом зале и во всем здании дух того, столетней давности, Народного дома?
— Конечно! Здание ДКЖ – памятник исторического и культурного наследия Самары. И внутри мы постарались создать обстановку, которая, с одной стороны, соответствует всем современным техническим и эстетическим требованиям, позволяет трансформировать антураж под любые формы мероприятий, а с другой, передает историческую атмосферу и дух дореволюционной эпохи. Наша задача – сохраняя бесценные традиции, неизменно двигаться вперед.