Самарский театр оперы и балета открыл счет губернским премьерам юбилейного сезона
Новые постановки и арт-проекты Самарского академического театра оперы и балета становятся главными событиями театрального сезона. О том, как мобилизовался театр и, вопреки всему, интенсивно занялся подготовкой спектаклей, о воспитании нового зрителя и о том, каким стал 90-й творческий сезон, «Первому» рассказал директор Самарского театра оперы и балета Сергей Филиппов.
Людмила КРУГЛОВА; Антон СЕНЬКО, Юлия МИХЕЕВА (фото)
— Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, открытие сезона состоялось, и оно было необычным. Время диктует условия?
— Однозначно. Пандемия внесла коррективы: к открытию юбилейного сезона нам было разрешено заполнять зрительный зал всего на 30%, и мы понимали, что в любом случае должны проявлять заботу о зрителях, особенно почтенного возраста, а у нас таких театралов много. Первый концерт состоялся 21 августа под открытым небом – на крыше торгового центра «Опера» на Ленинградской артисты исполняли популярные номера из оперетт. Первый спектакль сезона был благотворительным: оперу «Иоланта» Петра Ильича Чайковского мы посвятили тем, кто долгие месяцы боролся с коронавирусной инфекцией и спасал людей, – медикам и волонтерам. Хочу отметить, труппа быстро адаптировалась к предлагаемым обстоятельствам, и нам многое удалось сделать. Все премьеры, которые должны были состояться прошлой весной, в этом сезоне мы благополучно выпустили. В апреле 2021 года зрители увидят очередную премьеру – одну из самых ярких опер Джузеппе Верди «Бал-маскарад» от обладателей «Золотой Маски» режиссера Филиппа Разенкова и художника Эрнста Гейдебрехта.

— Чем порадовал поклонников фестиваль классического балета имени Аллы Шелест?
— К фестивалю, который состоялся 21-30 октября, мы выпустили премьеру – три одноактных балета в хореографии Владимира Бурмейстера: «Вариации» Жоржа Бизе, «Болеро» Мориса Равеля и «Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса. В принципе, в стране мало театров, которые могут похвастать вечером хореографии одного из выдающихся советских балетмейстеров. Получилась очень красивая работа с участием художника Ивана Складчикова и постановщицы, народной артистки СССР Маргариты Дроздовой, которая лично знала Владимира Бурмейстера и танцевала в его балетах в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль заявлен на участие в фестивале «Золотая Маска».
— Какие премьеры и знаковые проекты удалось осуществить в этом сезоне?
— Балетный вечер на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича был приурочен к Дню Парада Памяти 7 ноября 2020 года. Главной кульминационной частью стал спектакль на музыку Седьмой симфонии, впервые прозвучавшей в Куйбышеве в стенах нашего театра в 1942 году. Во второй части был показан балет на музыку первого фортепианного концерта Шостаковича, и это мировая премьера. Мы первыми в сотрудничестве с молодым талантливым хореографом из Мариинского тетра Максимом Петровым осуществили балетную интерпретацию этого произведения. В декабре вышел современный балет «BACK TO LIFE», название его переводится как «Возвращение к жизни», что сегодня весьма символично. В основу либретто положен рассказ нашего партнера и спонсора из Петербурга Вячеслава Заренкова, который, помимо того что он бизнесмен, меценат, основатель фонда «Созидающий мир», еще и незаурядный писатель. Балет «Три маски короля» по произведению Вячеслава Заренкова идет в театре с неизменным успехом, а в этом сезоне зрители увидели «BACK TO LIFE» – вторую постановку Юрия Смекалова на музыку Михаила Крылова. Это наши большие премьеры, сделанные в сотрудничестве с приглашенными профессионалами. Но у нас есть спектакли, которые мы выпустили своими силами. Это ноябрьская премьера оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», подготовленная режиссером Мариной Шапкиной и нашими молодыми оперными солистами. Еще одна новация – «Призрак оперы», театрализованная экскурсия по нашему театру. Совместный проект с компанией «Арт-экскурсии» оказался весьма востребованным и, что особенно радует, привлекательным для молодых людей. Театр открыл одну из своих тайн – часть кладки Собора Христа Спасителя, который стоял на месте театра. Билеты распроданы до июня, интерес к истории неизменно высок.

— Какая постановка заявлена на ежегодный конкурс «Золотая Маска»?
— Номинированный на престижную театральную премию «Золотая Маска» балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Бориса Асафьева успешно прошел 14 марта на Новой сцене Большого театра. Выход в финал фестиваля дал возможность нам выступить на главной площадке страны и оказаться в одном ряду с тремя другими финалистами – Большим театром, Мариинским и театром Станиславского и Немировича-Данченко. Наш театр заявлен в шести номинациях, причем впервые за все время номинантами стали три солиста – Ксения Овчинникова, Игорь Кочуров, Диего Эрнесто Кальдерон Армьен. И как бы ни завершился фестиваль, для нас это уже большой успех.
— Как идет подготовка к 90-летию театра оперы и балета?
— Программа отрабатывается, и думаю, незамеченным наш праздник для Самарской области не останется. В рамках юбилейного года у нас пройдут летние гастроли в Астрахани и, при поддержке Вячеслава Заренкова, в Санкт-Петербурге, где в Мариинке мы покажем «BACK TO LIFE». До конца года у нас запланировано еще несколько премьер.
— Репертуар – это образ культурной политики. По каким критериям она определяется?
— Репертуарная политика обусловлена основной целью – развитием творческого коллектива. Не всякий спектакль по силам любому театру, и труппа, и оркестр должны дорасти до определенного уровня, чтобы замахнуться на сложную работу. Ряд наших небольших концертных спектаклей – это своего рода возможность хоровому коллективу и оркестру поднять свое мастерство. Вот так, пошагово, мы выходим на «Бал-маскарад» с его сложными оркестровыми и вокальными партиями. Тот же принцип и в балете: медленно, но верно мы движемся к постановкам, содержащим много массовых сцен. Качественный кордебалет – показатель театра, сегодня он у нас есть, и мы можем планировать масштабные спектакли. Кроме того, на протяжении нескольких лет у нас работает Молодежная оперная программа, куда художественный руководитель Евгений Хохлов пригласил молодых солистов с консерваторским образованием. Обновление театра – тоже часть культурной политики.

— Какой вопрос вы считаете актуальным для театра?
— Наиболее актуальный для любого классического театра вопрос – подготовленная зрительская аудитория. В прежние времена привычка ходить в театр формировалась со школьного возраста, и это воспитывало будущего зрителя. Сегодня система среднего и высшего образования и сфера культуры идут параллельно, мало пересекаясь между собой, и разрыв связей не позволяет нам сделать приход в театр привычным для широкой молодежной аудитории. Но мы пытаемся привлечь нового зрителя. Молодые люди, посмотрев постановку в стилистике современного искусства «Три маски короля», потом пришли на классику. Но слой этот слишком тонок. Должно быть сформировано понимание: ходить в театр – потребность культурного человека.
— Вы возглавляете театр немногим более года. Каким прошедший период оказался для вас?
— Год для всех был непростым, но главное – он оказался результативным: с сентября 2019 года, когда художественным руководителем театра стал Евгений Хохлов, а директором ваш покорный слуга, в театре состоялось десять премьер. Художественное руководство сумело задать импульс, при котором коллектив движется вперед. Сегодня мы уверенно говорим, что входим в десятку лучших театров страны, более того, сейчас театр переживает время качественного роста. Серьезно прогрессирует балетная труппа, особенно с приходом Юрия Петровича Бурлаки на должность главного балетмейстера. В оперной труппе – тоже время изменений, происходит омоложение состава, включение в репертуар авангардных форм работы. Безусловно, основа всего – классика, но академический театр – не застывший механизм, а живой развивающийся вид искусства, и мы стремимся идти в ногу со временем, расширяя границы возможного. Мне очень интересно работать, рад, что именно этому театру я помогаю реализоваться.