Стратегия развития Самарской области должна пройти корректировку с учетом массовой и системной цифровизации промышленных предприятий региона
О современных трендах в промышленности, создании в России «Индустрии 4.0» и экономической «злобе дня» с точки зрения Союза работодателей Самарской области «Первому» рассказал вице-президент Ассоциации «Союз работодателей Самарской области», руководитель комитета по промышленной политике и конкурентоспособности Ассоциации СРСО Геннадий Кулаков.
Оксана ТИХОМИРОВА, Олег ЛУКЬЯНОВ, Алексей ГУБАРЕВ (фото)
— Юбилей – время подводить итоги. Как начиналась индустрия в Самарском регионе и каковы сегодня ее вызовы?
— Индустрия в Самарском регионе такой, какой мы ее видим сегодня, в основном возникла, сложилась и получила стремительное развитие в начале 1940-х. Гигантское по масштабу перебазирование промышленных предприятий в 1941 году было комплексным по структуре и героическим по реализации. Но важно подчеркнуть, что оно не было случайным, не диктовалось лишь внешним фактором – Великой Отечественной войной. Правительство СССР всегда объективно оценивало международную обстановку и захватнические стремления мирового капитала. Внутренние процессы требовали развития, индустриальных преобразований с целью улучшения, говоря сегодняшним языком, качества жизни народа. Внешний и внутренний факторы стимулировали развитие науки, образования, культуры, технологий и т.д. Но имело место и противоречие в борьбе за ресурсы и время. Эту мысль прекрасно подтверждает история одного из индустриальных лидеров Самары (и не только) – АО «Авиаагрегат».
Тридцатые годы. СССР – огромная по территории страна. Требуется транспорт, в том числе железнодорожный. На уровне правительства в 1932 году принимается решение строить завод по изготовлению электровозов в деревне Ступино под Москвой, активно разворачивается строительная площадка. Но в 1934 году строительные работы останавливаются. Ресурсы требуются для создания военной техники. И, что очень важно в контексте сегодняшнего материала, руководство строящегося завода выходит в наркомат тяжелого машиностроения с предложением строительство продолжить, но под оборонный заказ. Воздушные винты для самолетов определяются как важное изделие для авиации и перспектива для завода. Создание конструкторского бюро, подготовка кадров, изучение международного опыта, развитие инфраструктуры и многое другое, что делалось в комплексе, позволило в кратчайшее время создать передовое производство. В конце 1930-х специалисты авиапрома выезжали в служебные командировки. Так, молодой специалист Б.А.Вахе, окончивший Московский авиационный институт и работавший на Ступинском машзаводе технологом, был командирован во Францию на завод «Рено», где работал токарем и постигал основы массового производства. По словам Бориса Александровича, это был ценный опыт для адаптации его в производстве воздушных винтов, особенно когда ставилась задача увеличить производительность труда в шесть-восемь раз.
А во время войны в Куйбышеве организовали уже цепочки таких технологических потоков. Будущий авиационный кластер – двигатели (завод им. Фрунзе), вооружение (завод «Металлист»), броневые кабины (завод «Салют»), два авиационных завода – тогда завод №1 (сегодня «Прогресс») и 18-й (сегодня «Авиакор»), винты (завод «Авиаагрегат») – смог поставить производство высокотехнологичной техники, как бы мы сейчас сказали, на поток. И в том количестве, которое требовал фронт: 15-17 самолетов в сутки! Естественно, люди работали, как сейчас говорят, в режиме 24×7, без выходных. Выработка на одного работающего выросла в семь раз по сравнению с 1940-м годом. И количество людей, естественно, увеличилось. Если из Ступино на завод прибыло 900 человек, то в 1942-1943 годах их было уже более 3000!
Эта индустрия была мобилизационной. Ставилась цель: конкурентный продукт, способный победить другой аналогичный продукт (самолет против самолета, танк против танка). Для этого требовались мобилизация всех человеческих ресурсов и жесткое централизованное управление – им была воля главнокомандующего.
Невольно приходит на ум параллель с днем сегодняшним. По всему периметру тревожно! Это и поведение прибалтийских республик, и поляки, и Украина… На Кавказе неспокойно, в Средней Азии. Указы президента и постановления правительства предопределяют, по идее, рост экономики, ее «достаточность», чтобы противостоять политическим вызовам, которые действуют извне России. Мы пытаемся на эти вызовы отвечать, но индустриальные колеса буксуют.
— Чего не хватает?
— Это комплексная проблема. Дело еще и в управленцах высшего звена, потому как, кроме внешних факторов, есть еще и факторы внутренние. Это вопросы, связанные с квалификацией, креативностью, отдачей каждого работающего, от рядового сотрудника до топ-менеджера.
Да, вертикаль власти выстроена. Взаимодействие регионального правительства с правительством федеральным – четкое. Есть показатели, по которым выстраиваются рейтинги, определяется место и роль чиновника, проводится отчет перед федеральным правительством. Но во взаимодействии власти и бизнеса ощущается разрыв. Конкурентный продукт создается не в кабинетах, а в головах творческих людей. Идеи реализуются через опытные образцы, которые, в свою очередь, апробируются на торговых площадках, ищут рынки сбыта, новые ниши… И здесь снова – разрыв. Продуктов, которые обладали бы глобальной конкурентоспособностью, сегодня в России и Самарской области создается, к сожалению, очень мало.
— Чего не хватает? Знаний о «цифре»?
— В 2018 году был опубликован указ президента, и уже 18 мая прошло заседание Совета Союза работодателей, где мы представили доклад, как нужно перестроить работу Союза, чтобы опубликованные в указе показатели, особенно в темпах экономического роста, были осуществимы. 18 мая 2018 года! Что мы тогда предлагали? К примеру, консорциум
В 2019 году губернатор Дмитрий Азаров подписал постановление о создании научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего». В конце 2020 года вышло постановление правительства РФ, главная идея которого как раз в том и состоит, что надо объединять усилия науки, производства и высшей школы, объединять усилия регионов! Чем хороша форма консорциума? Это одно окно для всех. Теперь задача в том, как все это будет реализовываться.
— Может, причина в том, что мы не можем цифровизовать наши предприятия?
— Нельзя сегодня при существующей многогранности экономических отношений выбирать только один вариант. Все хорошее, что было в нашем советском экономическом опыте практической работы, нужно использовать. Но и подключать новые форматы.
Союзу работодателей – 25 лет, он начинал тогда, когда рабочие связи были разорваны, централизованное планирование было ликвидировано… Но сейчас-то ситуация другая, и поэтому инструменты и подходы, удобные 25 лет назад, претерпели изменения. Изменились и предприятия, многих просто не стало, но появились новые, под новые задачи, со своим новым «предметом деятельности». Поэтому необходим синтез подходов, синтез объединяющихся экономических единиц, который потенциально нес бы высокий заряд эффективности для экономики страны в целом. Это все нужно, чтобы менять качество жизни людей, улучшать их жизнь.
Обобщенная практика и методология предприятий – лидеров Самарской области, которые в кризисные годы (1998 – дефолт, 2008-2009 – колебания финансовой системы, 2014 – валютные колебания, 2020 – пандемия) не только смогли не снизить темпы развития и роста, но и использовали непростые, нетиповые ситуации как триггеры на конкурентных рынках.
Членами и экспертами комитета по промышленной политике и конкурентоспособности СРСО разработана, апробирована и подготовлена к масштабированию методология автоматизированного решения на мировом уровне инновационных проблем. Из рисунка 2 следует: чтобы базовому (рассматриваемому) предприятию вечно не тащиться за конкурентом, необходимо в момент А принять решение о прорыве и разработке пакета объектов интеллектуальной собственности уровня фронтира (предела возможностей – патентных, фундаментальных и прикладных наук) с последующим закреплением успеха (переход в точку С).
Определяющими в этой ситуации служат воля (ресурсы) руководства, квалификация специалистов и другие условия развития конкурентных продуктов на глобальном рынке. Информационные технологии (цифровизацию) в этом движении переоценить невозможно.
— Каковы подходы к успеху жизни «в цифре»?
— Что касается жизни индустрии «в цифре»… Для этого нужны конкретные шаги по каждому предприятию. Сегодня СРСО пропагандирует методологию, базирующуюся на научных подходах, сквозных цифровых технологиях и практическом подходе по внедрению на реальных производствах, разработанную специалистами компании «Открытый код», входящей в Национальный центр когнитивных разработок, сотрудниками и учеными Самарского национально-исследовательского университета им. Королева и Самарского государственного технического университета. На основании разработанных подходов и успешных примеров практических кейсов их внедрения на предприятиях под эгидой комитета по промышленной политике и конкурентоспособности СРСО составили список первоочередных действий по реализации цифровизации промышленных предприятий нашего региона.
— Что же такое сквозная цифровизация?
— Термины «сквозная цифровизация», «индустрия 4.0», «цифровой двойник» все больше входят в наш обиход. Задача сквозной цифровизации – обеспечить комплексное использование программных и аппаратных средств автоматизации производства на всех этапах жизненного цикла изделия. Внедрение сквозных цифровых технологий позволит перейти на новый уровень качества выпускаемой промышленной продукции, сократить стоимость разработки новых изделий и энергоемкость производства, автоматизировать большую часть работ по прототипированию и проведению испытаний готовой продукции.
Сквозная цифровизация должна включать все важные аспекты деятельности организации и обеспечивать управление цифровой информацией от инжиниринга до послепродажного обслуживания.
Этапами создания сквозной цифровизации являются оценка текущего уровня цифровизации на всех этапах жизненного цикла, постановка целей и задач цифровизации, разработка «цифрового ландшафта» организации, разработка дорожной карты цифровой трансформации организации и реализация мероприятий дорожной карты.
Сквозные цифровые технологии должны включать программы, средства проектирования, компоненты робототехники, интегрированные в технологические и производственные процессы, промышленный интернет, технологии беспроводной связи, большие данные, позволяющие создавать цифровые двойники продукции, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Если говорить о конкретных примерах, то они в регионе есть, но их недостаточно. Компьютерное зрение уже показало свою эффективность как на производствах с уникальной штучной продукцией, так и на крупных конвейерных производствах в части контроля ручных операций и контроля качества готовой продукции. Системы ЕСМ-интеллекта отлаживают всю внутреннюю систему предприятия и создают единое информационное пространство для управления жизненным циклом производства. Крупный бизнес активно внедряет системы интеллектуального адаптивного планирования в свои логистические цепочки — от прогнозирования спроса до конечных поставок. Многие производители сложных технических изделий (например, самолеты, вертолеты, сельхозтехника, техника специального назначения и др.) заинтересованы во внедрении систем послепродажного обслуживания своей техники, что для производителей снижает издержки и повышает конкурентоспособность продукции, а для потребителей – дает качественно новый уровень сервиса.
— С чего начинается внедрение сквозных технологий цифровизации в организации?
— Внедрение всегда начинается с оценки текущего уровня цифровизации. Для этого разработана специальная методика, включающая в себя оценку основных направлений цифровизации: процессов управления компанией, проектирования и разработки, организации производства, закупки и логистики, производства, управления оборудованием, управления качеством, управления продажами.
— Кажется, что ничего нового здесь нет…
— На многих предприятиях если не все сразу, то по отдельности эти блоки цифровизации имеют место быть. Но ведь сила-то – в кулаке! Пять пальцев надо сжать вместе. Вот так и здесь: разрозненные блоки, реализованные на разных предприятиях, на разных платформах, в разное время – это лоскутное одеяло. Пора подниматься на другой уровень.
Второй момент – проектирование и разработка. В 1960-е годы в Советском Союзе отдельные конструкторские бюро и серийные заводы работали сами по себе. Их соединяли в научно-производственные объединения, чтобы конструктор и технолог работали рядом. Сегодня это особенно характерно для высокотехнологичных производств, где все в одной команде. Принцип создания изделия другой.
Очень важны организация производства, закупка, логистика, управление оборудованием, управление качеством, управление продажами и т.д. На любом предприятии, где все эти пункты и блоки запущены, тот же «Открытый код» может выдать сценарий модернизации завода «в цифре». Чтобы стать суперэффективным.
Мы стремимся ввести новые технологии и инструменты. Но только уже проверенные и апробированные. В качестве иллюстрации: предприятия, оказавшиеся успешными в пандемию, активно использовали цифровые инструменты. «Сквозная цифровая трансформация» – наш российский термин перевода завода «в цифру», а на Западе говорят – «Индустрия 4.0». Более того – в настоящее время государство создало все условия для предприятий по внедрению цифровых технологий. По сути, мы имеем уникальную ситуацию, когда государство разделяет риски по внедрению новых технологий с предприятиями, которые идут в ногу со временем. Для запуска трансформации необходимы лишь инициатива и управленческая воля предприятия.