Современные технологии помогают Тольяттинскому госуниверситету менять представление об образовании и науке
За последние шесть лет ТГУ сделал колоссальный рывок в развитии, войдя в 2021 год как самый большой по численности студентов университет Самарской области. Добиться этого удалось благодаря цифровой трансформации образовательного процесса. Сегодня ТГУ готовится к новому рывку – цифровой трансформации научно-инновационного процесса и инжиниринга. Таким образом ТГУ выстраивает свою модель предпринимательского университета, одна из целей которого – получение экономических эффектов от инноваций, основанных на научных достижениях
Татьяна ПИШКОВА. Фото: ТГУ

Михаил Криштал,
доктор физико-математических наук, профессор, ректор Тольяттинского государственного университета:У нас в крови с советских времен – желание кого-то догнать и перегнать. При этом постоянно находишься в позиции догоняющего. Если и удается вырваться, то с тратой неоправданно больших ресурсов. Мы пошли по альтернативному пути, сделав ставку на внедрение новых технологий в основные бизнес-процессы университета, на получение экономических эффектов именно за счет внедрения новых технологий у себя и на дальнейшее инвестирование заработанных средств в развитие. На этой стратегии мы пытаемся перескочить через фазу университета второго поколения в фазу третьего поколения, делая акцент на предпринимательской функции университета, основанной на получении экономического эффекта от коммерциализации инноваций. Мы решили сразу строить университет нового типа. Не догонять, а перескочить. Десять лет назад мы сделали ставку на цифровые технологии в управлении университетом и в образовательном процессе. За это время мы убедились в том, что цифровые технологии позволяют радикально менять бизнес-процессы, обеспечивая ранее недоступные возможности, повышать производительность и одновременно качество учебного процесса и процесса управления, а за счет этого получать экономический эффект. Теперь мы готовы к трансформации научно-инновационного процесса и инжиниринга.

Курс на цифровизацию
Год науки и технологий в России совпал с празднованием семидесятилетия ТГУ. Ректор ТГУ Михаил Криштал говорит, что для университета это год технологий и науки, поскольку именно через развитие цифровых технологий университету удается развивать науку и превращать ТГУ из регионального по месту расположения вуза в игрока на федеральном и международном уровне.
Одним из федеральных трендов сегодня является цифровизация экономики. В приоритетах стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) – переход к передовым цифровым технологиям. Задача достижения цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования, поставлена в национальной цели «Цифровая трансформация», а нацпрограмма «Цифровая экономика» (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики») говорит о том, что к 2023 году в 100% государственных образовательных организаций высшего образования должны быть внедрены элементы модели «Цифровой университет».
В Тольяттинском госуниверситете на протяжении более чем трех десятилетий ведутся собственные разработки в IT-сфере. Накоплен большой опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс и в систему управления вузом. Курс на цифровизацию позволил ТГУ в короткие сроки продемонстрировать достойную динамику развития. В 2015 году ТГУ запустил собственный образовательный проект федерального масштаба – Росдистант. Он вышел на самоокупаемость уже через год, а через два полностью вернул инвестированные в него средства.
«Цифровизация университета за счет собственных средств в жестких условиях ограниченных ресурсов окупилась у нас только благодаря полному реинжинирингу образовательного процесса, – подчеркивает ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал. – Мы трансформировали традиционную систему дистанционного обучения в онлайн-обучение с внедрением новых схем разделения труда в системе разработки контента, сопровождения образовательного процесса, в контактной работе преподавателей со студентами. Онлайн-обучение – это не только электронный контент и преподаватели, умеющие работать в Сети, это еще и вся система сопровождения, которая работает на то, чтобы оперативно снимать вопросы, возникающие у студентов и преподавателей».

Успех Росдистанта
Если бы ТГУ работал в прежней аналоговой системе координат, то не смог бы обеспечить прием и сопровождение 19 тысяч студентов из 86 регионов России и еще в 23 странах мира, да еще при том, что 80% из них обучается по индивидуальным образовательным траекториям. «Справиться с таким количеством студентов мы могли бы только, если бы они все жили в Самарской области или близлежащих регионах. Но нам потребовалось бы не 50 сотрудников объединенного деканата, а не менее 250», – отмечает ректор.
За счет Росдистанта бюджет университета вырос с 966,4 млн рублей в 2014 году до 1632 млн в 2020 году, а контингент студентов – с 9,6 тыс. в 2014 году до 19 тысяч в 2020-м. Более тысячи студентов – из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Благодаря этому проекту университет имеет возможность инвестировать в другие направления развития и реально повышать заработную плату преподавателям и сотрудникам. В 2020 году среднемесячная зарплата преподавателей составила 225,3% к среднерегиональной, причем свыше 200% от среднерегионального уровня получает более чем 50% преподавателей ТГУ.
Благодаря собственным наработкам в области цифровых решений и значительному опыту в онлайн-образовании университет показал высокую устойчивость в период пандемии. ТГУ буквально за один день перевел всех студентов в систему дистанционного обучения Росдистант, обеспечив бесперебойность образовательного процесса. ТГУ прежде всего утроил контакт-центр для сопровождения студентов и сотрудников – с 10 до 27 человек. Это позволило сохранить стопроцентный уровень дозвона с учетом обратных звонков.
В июне 2020 года ТГУ в открытом доступе на портале «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» разместил 100 своих онлайн-курсов. На этой платформе размещаются только курсы, рекомендованные Министерством науки и высшего образования РФ, и это своего рода знак качества.

Цифровой консорциум
«В вопросах цифровой трансформации мы разогнались настолько, что почувствовали явную нехватку ресурсов, причем не столько финансовых (в конце концов можно было взять кредит), сколько временных и кадровых, – говорит ректор ТГУ. – Стало понятно, что продвинуться дальше в разработке и применении новых цифровых решений в системе высшего образования невозможно без консолидации с другими участниками рынка. Поэтому в 2019 году в Сколково мы инициировали подписание Хартии о цифровизации образовательного пространства, в которой сформулированы Принципы формирования регулируемого российского рынка IT-решений для вузов. Ее подписали 32 вуза, в том числе четыре федеральных, шесть национальных, 10 опорных и других вузов, в том числе пять вузов, реализовывавших программу «5-100».
Уже в 2020 году ТГУ создал консорциум «Цифровые университеты». Его участники ставят цель создать принятый профессиональным сообществом индустриальный стандарт (пакет стандартов) интегрируемости цифровых сервисов/решений для высшего образования, что позволит в дальнейшем сформировать рынок совместимых цифровых сервисов/решений для высшего образования. В консорциум во-шли уже 33 организации, включая Университетский консорциум больших данных и семь индустриальных партнеров.
«Создать ИТ-инфраструктуру, которая будет достаточно оптимальной и эффективной для обеспечения конкурентоспособности российских вузов в международном образовательном пространстве, самостоятельно не может никто. Нужны совместные усилия для появления единых отраслевых стандартов высшей школы по стыковке данных и цифровых сервисов. Это возможно только через добровольное объединение вузов, заинтересованных в собственной цифровой трансформации, – убежден Михаил Криштал. – Этот Консорциум – о том, как каждому участнику грамотно вкладывать деньги в цифровизацию своего вуза. В этом вопросе мы находимся на фронтире мировой повестки, поскольку пандемия показала, что эти задачи еще не решены практически нигде».

Управлять созданием нового
ТГУ постепенно стирает грань между
очным и онлайн-форматом обучения, обеспечивая трансфер онлайн-технологий в традиционное
обучение. Применяя качественно новые онлайн-контенты и введя поточные консультации,
университет смог перераспределить контактные часы работы преподавателя со студентом
на проектную деятельность за счет уменьшения лекционной учебной нагрузки. В реализуемой
ТГУ с 2017 года новой образовательной модели ставка была сделана на передовые информационные
технологии и реальную проектную деятельность. Такая технология позволила вовлечь
молодежь в сферу науки и технологий. Студенты с 1 по 4 курс, независимо от направления
подготовки, выполняют различные проекты (в том числе и по заказу предприятий и организаций),
что позволяет им получать компетенции проектной и командной работы. Эта система
обес-
печивает отбор лучших команд и проектов для их коммерци-ализации в форме стартапов,
которые реализуются в том числе в Инновационном технологическом парке вуза, где
можно довести идею до фазы опытного образца. «Мы запускаем более 500 проектов в
год со стопроцентным охватом студентов и уже научились привлекать инвесторов»,
– говорит Михаил Криштал.
Благодаря современным цифровым технологиям Тольяттинский государственный университет сумел полностью изменить технологии управления в образовательном процессе и получить экономические эффекты. Впереди – изменение технологии управления научно-инновационным процессом и инжинирингом.
«Проблема не в том, чтобы создать новое, а в том, как управлять созданием нового, – считает Михаил Криштал. – В Тольяттинском госуниверситете ряд исследований проводится на мировом уровне. Например, Научно-исследовательский институт прогрессивных технологий ТГУ создан в рамках реализации мегагрантов с приглашением трех ученых с мировым именем. Исследования, которые здесь проводятся, полностью соответствуют и мировой научной повестке, и СНТР. Мы фокусируемся на цифре, на энергетике, включая возобновляемые источники энергии, на новых материалах как для медицинской тематики, так и для военно-промышленного применения. В науке мы занимаемся такими вещами, которые требуют обработки больших данных, например, акустическая эмиссия или управление крупными энергосистемами. Но управление самой наукой пока еще остается аналоговым, и поэтому масштабироваться в разы пока не получается. Я уверен, что мы сможем совершить рывок в этом направлении только за счет цифровой трансформации кооперации с другими российскими и международными центрами компетенций, тем самым обеспечив себе возможность участия в крупных интегрированных проектах. Уверен, что научно-образовательный центр мирового уровня «Инженерия будущего», созданный по инициативе и при поддержке губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова в 2019 году, – это именно про интеграцию участников НОЦ в больших проектах, в которых должны быть задействованы разные центры компетенций».
Современные цифровые технологии позволяют создавать и внедрять новые системы разделения труда и за счет этого резко интенсифицировать производительность, увеличивать возможности и, соответственно, выходить на решение новых научных задач. В 2019 году губернатор Дмитрий Азаров поддержал инициативу ректора ТГУ по созданию для участников «Инженерии будущего» цифровой платформы распределенного инжиниринга как схемы управления НОЦ. Она должна обеспечить интеграцию различных центров компетенций под реализацию комплексных инжиниринговых проектов полного жизненного цикла – от разработки до постановки продукции на производство, включая сопровождение и утилизацию.
В НОЦ «Инженерия будущего» – почти 50 предприятий и организаций, которые включают не менее 300 центров компетенций. Эффективное управление ими без цифровой поддержки не представляется возможным. Цифровая платформа распределенного инжиниринга позволяет верифицировать ресурсы центров компетенций и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии. Такая верификация позволяет оперативно выстраивать логистику проектов и обеспечивать гарантированное качество услуг в заданные сроки. «Участники НОЦ должны интегрироваться, чтобы успешно конкурировать вовне. Тогда у каждого из нас в разы поднимутся объемы НИОКР», – считает Михаил Криштал.
Первая версия цифровой платформы уже создана, проводится ее тестирование, а в планах – расширение ее функциональности.