Взаимодействие вузов, научных организаций и предприятий в рамках НОЦ – ключевой фактор повышения конкурентоспособности российской экономики
Инженерные проекты только выигрывают от сотрудничества с математиками, физиками, химиками и специалистами по информатике. Об «энергетическом потенциале» коммуникаций на стыке наук и внутри сложных научно-практических конгломераций «Первому» рассказал проректор по научно-исследовательской работе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва Андрей Прокофьев.
— Современная научная работа ведется на стыке наук. Существует ли в этой связи новая программа Самарского университета им. Королёва?
— Действительно, сейчас в научной работе на первое место выходит междисциплинарность. Структурные подразделения университета сегодня выстраиваются в цепочки, на выходе которых – создание конкретного продукта. Например, работа начинается с лабораторий фундаментальных исследований, которые занимаются кинетикой химических реакций, в частности, окисления углеводородных топлив. Результаты передаются в научно-образовательный центр газодинамических исследований, где уже ученые, занимающиеся прикладными исследованиями, реализуют эти фундаментальные принципы в решении задач по повышению экологичности камер сгорания, например, газотурбинных двигателей, используемых в современной гражданской авиации. Где решения проблемы экологичности, в свою очередь, определяют сегодня конкурентоспособность авиационной техники! Затем результаты исследований передаются нашим индустриальным партнерам и уже сейчас используются в камере сгорания отечественного двигателя ПД-14. Это разработки пермского завода авиадвигателей. Мы с ними работаем и по ПД-35. По экологичности камер сгорания газотурбинных установок ведутся работы и с нашим самарским двигателестроительным предприятием ПАО «ОДК-Кузнецов». Таким образом, выстроен полный цикл исследований от фундаментальной на-уки через прикладные исследования – до конкретного индустриально реализуемого продукта. Он стал возможен только тогда, когда в работе объединились ученые разных дисциплин.
Если говорить о существовании программы развития университета – конечно, есть! В конце 2020 года на ученом совете университета мы утвердили Стратегию-2030. Она предполагает создание браунфилдов и гринфилдов. Браунфилды предусматривают развитие уже имеющихся в университете научных направлений, гринфилды – поддержку новых научных направлений, зарождающихся, перспективных для университета. Все гринфилды междисциплинарны, например, социогуманитарная кибернетика. Один из проектов, развиваемых в нашем университете, направлен на изучение методами современных IT-технологий, нейронных сетей, анализа больших данных социогуманитарных явлений, например, настроения больших социальных групп в Интернете. Еще одним гринфилдом можно назвать создание в университете лаборатории «зеленой» энергетики. Сегодня активно обсуждается проблема карбоновых полигонов, повышения экологичности всех технических устройств… Наша лаборатория на базе взаимодействия ученых различных отраслей будет работать над расширением и углублением «зеленой» энергетики, ее методов и практик. Еще один гринфилд – экономика и право в космической деятельности. К примеру, вы знаете, на какой высоте начинается космос? Сегодня это понятие юридически не закреплено, гражданские самолеты, летающие на высоте 11 километров, понятно, еще не космос. А МКС, функционирующая на орбите на высоте 410 км от Земли, – да, уже космос. Но где он начинается? Юридического ответа на этот вопрос пока нет. И этим надо заниматься.
Гринфилды рождаются на основе стратегических форсайтов, и это тоже одна из задач развития – формировать внутри университета такие визионерские группы, которые будут определять дальнейшие точки роста вуза.
— Какая роль отводится в НОЦ «Инженерия будущего» вашему вузу?
— Очень важный вопрос. НОЦ не создается по щелчку пальцев, это долгий процесс формирования научно-технического пространства, экопространства инноваций. Считаю, что в Самаре сформировался мощный межрегиональный практически ориентированный научно-образовательный кластер, консорциум предприятий и научно-образовательных организаций из разных регионов, который, в свою очередь, повлиял и на создание НОЦ, его содержательную деятельность. В НОЦ «Инженерия будущего» сегодня десять комитетов, в деятельности восьми из них университет принимает активнейшее участие, три комитета возглавляют сотрудники Самарского университета им. Королева. Это «Аэрокосмос», «Двигателестроение» и «Новые материалы и технологии». Считаю, университет – главная движущая сила НОЦ, поскольку мы стоим на крепком фундаменте многолетней кооперации с промышленностью.
Один из важнейших аспектов НОЦ – коммуникация участников. В НОЦ регулярно проходят стратегические сессии, они служат отправной точкой для формирования тех междисциплинарных связей, на которых появляются новые прорывные проекты. Здесь происходит «перекрестное опыление». Как следствие – движение науки к новым горизонтам, новые публикации, авторами которых являются представители сразу нескольких организаций. Такие публикации очень «заметны» в мире, на них обращают внимание, цитируют – о нас узнают во всем мире, в том числе и потенциальные заказчики. Такой замкнутый цикл формирования результатов! Увеличивается и скорость взаимодействия.
— Насколько участие в НОЦ важно для преподавателей и студентов вашего вуза?
— Любой университет – прежде всего выстроенная цепочка подготовки кадров. Все научно-педагогические работники университета активно поддерживают НОЦ. Важнейшая задача – вовлечь в работу НОЦ еще и студенческие массы. Индустрия сейчас остро нуждается в подготовленных кадрах. НОЦ не только устраняет имеющийся иногда разрыв между теорией и практикой, но и прямо демонстрирует студентам, как то, чему они учатся, служит предметом их будущей трудовой деятельности. Для большого числа молодых людей сегодня важна не карьера, а самореализация в любимом деле.