Миссия Союза работодателей – защита интересов региона
В 2021 году Группе компаний «Прогресс-В» исполняется 33 года –
треть века. А Союзу работодателей Самарской области – четверть века. Как создавался Союз, какие задачи ставили перед собой руководители предприятий и как вместе с Союзом развивалась крупнейшая частная строительная компания в регионе, «Первому» рассказал Президент ГК «Прогресс-В», все эти годы являющийся членом правления СРСО, Вазых Мухаметшин.
Светлана ИШИНА, Олег ЛУКЬЯНОВ
Сохранить потенциал региона
— Почему был создан Союз работодателей Самарской области?
— После перестройки, когда большинство предприятий перешло в частные руки, зачастую в руки бывших топ-менеджеров и даже полукриминальных компаний, которые за гроши скупали другие предприятия, каждый работал сам по себе. Настал момент, когда руководители разрозненных предприятий поняли, что надо объединяться. И государственным, и частным организациям нужна была некая структура, которая представляла бы работодателей региона на федеральном уровне, защищала бы их интересы. Такой организацией стал СРСО. Я был одним из инициаторов его создания. В 1996 году, на момент рождения Союза, я уже семь лет руководил Группой компаний «Прогресс В», мы были самой крупной частной строительной компанией в области, объединяли 47 предприятий, у меня было около 2500 работающих.
Меня потом часто спрашивали: зачем вам это было нужно? Действительно, я возглавлял крупное строительное управление в тресте «Куйбышевгражданстрой», все вопросы решал сам, был вхож во властные структуры. Но в 90-е годы нужно было сохранить экономический потенциал Самарской области, в том числе и важнейшие предприятия. С ними впоследствии мы наладили деловое сотрудничество. Союз был создан, и за эти 25 лет он провел огромную работу, представляя интересы Самары в Москве, в других регионах России.
Незадолго до создания СРСО Б.Н.Ельцин создал российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, и Союз работодателей, как федеральный, так и самарский, подключился к работе в этой комиссии, стояла задача согласования социально-экономических интересов объединений профсоюзов, работодателей и правительства.
Естественно, что все эти годы мы работаем не одни, а поддерживаем партнерские отношения с союзами других регионов России, с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Его президент Александр Шохин мне однажды даже вручил награду.
— На ваш взгляд, в чем сила Союза работодателей?
— Думаю, в его потенциале. Наша область большая, с хорошо развитой промышленностью, наукой, и союз, соответственно, тоже сильный. Его филиалы есть во всех городах области. В создании СРСО большую роль сыграл И.Л.Шитарев. Многое было сделано, когда Союз возглавлял Александр Кирилин: у него был авторитет в Москве, в Роскосмосе и других структурах, он реально отстаивал интересы самарских промышленников. Союз работодателей – серьезная структура, он всегда защищал интересы региона.
— Что вы изменили бы в его работе?
— На месте руководителей – региона, города – я, наверное, выделил бы ему хорошее офисное здание. Такого плана, в каком находится ТПП СО. А сам Союз работает хорошо, не требует изменений. В связи с 25-летием я пожелал бы его членам ставить амбициозные задачи и достигать их.
В ногу со временем
— Президент РФ объявил 2021 год Годом науки и технологий. В каких инновациях, научных исследованиях нуждается строительная отрасль?
— Строительство – это средоточие огромного количества разных направлений и видов работ, технологий, стройматериалов. Мы не просто возводим дома – мы кладем асфальт, монтируем лифты, устанавливаем системы сигнализации, сантехнику, производим отделку и т.п. Безусловно, мы должны идти в ногу со временем. Приходится констатировать, что в строительной сфере наука отстает, нужны прорывные технологии. Наш самарский архитектурно-строительный институт во времена своей самостоятельности давал много изобретений, значительно больше, чем сейчас. Надо что-то делать: опытные строители-практики могли бы многое дать учащейся молодежи.
В строительной сфере сегодня лидируют США, Китай, Япония, страны Европы. Мы отстаем, и это отставание надо устранять, брать от этих стран лучшее, больше с ними сотрудничать. Пока же в результате взаимных санкций этот процесс затормозился.
— Как вам сегодняшняя Самара, центр города? Высотки соседствуют с одноэтажными домиками начала 1900-х, защитники старой архитектуры ведут бой за сохранение деревянного зодчества…
— Я скажу честно: новые типовые здания меня не впечатляют. Стекло, бетон, кирпич… А старинные здания тем и интересны, что каждое уникально. Их, конечно, надо сохранять! Многие – объекты культурного наследия, регионального и федерального значения – наша компания реставрирует. Есть дома, которым по 120 и даже 200 лет, и они стоят. Это действительно произведения архитектурного искусства. А сегодняшние здания все на одно лицо. На первом месте, понятно, эргономика: человеку в его жилище должно быть комфортно, и это правильно. Но внешний-то вид уходит на второй план! В последние годы в вузах появились факультеты, кафедры дизайна, студентов учат создавать и удобство, и красоту. Это внушает надежды.
— Что в вашем деле важнее: образование или опыт?
— Нужно и то и другое. Мало того, имея опыт, надо постоянно развиваться. Остановишься – тут же отстанешь: в строительстве все стремительно меняется: технологии, стройматериалы, даже законы. Строитель должен постоянно повышать уровень знаний, я 60 лет работаю и 60 лет учусь.
Свобода важнее
— Какой период вашей жизни был самым интересным, самым значимым?
— Каждый хорош по-своему. Я работать начал в 16 лет. В 25 лет стал самым молодым в Куйбышевской области начальником строительного управления. В 40 лет первый орден получил. Наверное, именно советский период был самым важным: это было становление. Но это только если рассматривать конкретно мою жизнь. В стране же – плановая экономика, уравниловка в оплате труда, жилье строили самое дешевое… Мы уже тогда понимали, что все это когда-то придет к концу. Я, помню, говорил: до лучших времен вряд ли доживу, но внуки доживут. Однако дожил! Появился Горбачев, объявили перестройку.
Этот момент тоже очень важен: пришло наше время. Из красивого офиса с двумя секретаршами, от большой зарплаты и машины «Волга» я в буквальном смысле ушел «на кухню»: мастера, прорабы приходили ко мне домой, и мы на кухне обсуждали работу. Потом открыли офис на ул. Братьев Коростелевых, 99, переместились туда. Меня звали назад в трест «Куйбышевгражданстрой» – управляющим, но свобода была важнее. Это был ключевой момент моей жизни.
— Сегодня чего вы ждете от государства? Что надо изменить в отношениях власти и бизнеса?
— Моей Группе компаний в этом году исполняется 33 года, мы всегда сотрудничали с властью, строили и продолжаем строить много жилья, объектов соцкультбыта, по заказам областного правительствам и муниципалитетов занимаемся реставрацией. Хотелось бы, чтобы федеральная власть дала строителям льготные условия налогообложения: на нас лежат непомерные налоги, рентабельность упала ниже некуда. Система налогообложения должна повернуться лицом к строителям. Это единственное, что я изменил бы.
— Каким вы видите город будущего – Самару и вообще любой город в нашей стране?
— Однозначно без аварийных домов. Таких, какие сейчас в центре Самары, в них продолжают жить люди, случаются пожары, обвалы стен… В Казани такие дома давно ликвидировали. Хотелось бы, чтобы в центре и не только были красивые дома, красивые улицы, чтобы город привлекал туристов. Я рано утром гуляю по два часа – это мое хобби. Хожу по старинным улочкам, люблю заходить во дворы: там палисаднички, скамеечки, цветы цветут – все это мило моему сердцу. Надо восстановить старые дома, хорошенько их ремонтировать, обновить и показывать туристам. Это моя мечта.
— Какова ваша миссия в жизни?
— Оставить след на земле. Передать потомкам то, что построил. Чтобы они жили и радовались, вспоминали нас добрым словом.