Человеку нужен человек

21 июня 2021

Поддержка семей с детьми, самих детей, народосбережения в целом – первоочередная задача

11 мая в Самаре участники педагогического совещания обсудили поручения президента РФ в послании Федеральному Собранию. Как будет реализовываться послание в сфере образования, «Первому» в эксклюзивном интервью рассказал председатель думы Самары, член коллегии министерства образования и науки Самарской области Алексей Дегтев.

Оксана ФЕДОРОВА

— Что для вас в послании президента стало самым важным?

— Россия сегодня развивается по пути социального государства, в котором меры поддержки семей с детьми, самих детей, народосбережения в целом являются первоочередными. Пока геополитические оппоненты дают время, стране нужно решать социальные проблемы, развивать инфраструктуру и вкладываться в образование и науку. Документ фокусируется на внутренних задачах развития России. Принят ряд очень важных решений, которые копились годами. В поручения по системе образования вошли создание президентского фонда культурных инициатив, строительство до конца 2024 года не менее чем 1300 школ, утверждение порядка и условий ежемесячных выплат педагогам средних специальных учебных заведений за классное руководство, также  до 2023 года не менее 10 млрд руб. должно быть направлено на ремонт зданий организаций высшего образования, занимающихся подготовкой педагогических кадров, и на оснащение их оборудованием, планируется также в течение 2021-2024 годов обновить парк школьных автобусов. Это свидетельство не патерналистского подхода, а понимания того, что только так страна может выйти из чрезвычайной демографической ситуации, истоки которой президент видит в 1990-х и даже в 1940-х годах.

Второй момент. Президент огласил большое количество инициатив, которые дают вектор развития для регионов. Все называют выступление Путина посланием Федеральному Собранию, а, по сути, его можно было бы назвать посланием регионам. Основной адресат – региональные власти, которым выдан кредит высокого доверия. Инфраструктурные кредиты призваны расширить доступ регионов к финансированию крупных прорегиональных проектов. Это очень хорошо.

— Президент никого не забыл, хотя и не скрывал, что оправдать ожидания будет не так просто, как их озвучить.

— Безусловно. В Самарской области по требованию губернатора вся работа ведется в диалоге с людьми. Уверен, что и в реализации послания президента Самарская область будет в числе первых. Президент поставил задачу – в короткие сроки построить в регионах 1300 новых школ. В России 84 региона. Мы тут же провели заседание комитета и в эти 1300 вошли семимильными шагами. Будут строиться школы и сады в микрорайне Волгарь, на участке ЗИМа планируется стройка двух больших школ. Школы №№ 7, 26, 57, 68 – вы будете приятно удивлены, увидев, как эти школы организованы внутри и оборудованы. В школе №26 уже сдан один корпус на 650 мест, ведется строительство второго на 850 мест – пять гектаров земли отданы под детство! В ближайшее время начнется строительство новой школы в границах улиц Скляренко и Николая Панова.

— В ваш спектр внимания входит и дополнительное образование?

— Да, и не только, еще и спорт. В этом году мы начинаем строительство бассейна в Куйбышевском районе, ФОКа в поселке Прибрежный, готовим проектно-сметную документацию для реконструкции стадиона «Заря» в Советском районе. Там будет построен ФОК и создана муниципальная детская футбольная школа по аналогии с академией футбола им. Коноплева в Тольятти. Рассматриваем возможность реконструкции спортивно-оздоровительного туристического центра «Олимп» на 7-й просеке, там появятся три спортивных комплекса: вода для синхронистов и пловцов, ледовая арена для фигуристов и юных хоккеистов, спортивный зал для спортивной и художественной гимнастики. На территории всех образовательных учреждений строим всесезонные открытые спортивные сооружения. Это хоккейные площадки с искусственным покрытием, футбольные мини-поля, ФОКОТы – оздоровительные комплексы открытого типа. Предполагается строительство 30 новых площадок, пяти ФОКОТов, и сегодня очень востребованный формат – комплексы для подготовки и сдачи норм ГТО. 

— Вы 28 лет работали директором школы, а потом перешли в думу. Почему вы согласились на эту работу?

— Я ушел из школы, но, если можно так выразиться, школа осталась во мне. У меня уже был опыт депутатской работы, но мне очень хотелось переломить ситуацию в социальной сфере, в частности, в системе образования – способствовать ее модернизации, во всех смыслах. Собственно, наверное, это и послужило главной причиной, почему я после избрания перешел на эту работу. Какова была тогда главная задача? Определить приоритеты, найти программы, которые будут профинансированы, в том числе строительство и реконструкция школ, детсадов, всего, что жизненно необходимо нашему городу! Нам катастрофически не хватает современных безопасных школ, а чтобы они появились, нужны политическая воля и системные усилия. И поддержка пришла – от президента. Сперва появились федеральные программы, перешедшие затем в национальные проекты. Второй точкой опоры и роста стала поддержка региона, губернатора, который с трепетом относится к проблемам детства. Но многие детсады и школы устарели, а некоторые находятся в аварийном состоянии. Напомню, что в 1997 году в Самаре была построена последняя школа №178. Тогда же прекратили строиться и детские сады. А возобновилось строительство только в 2016-м.

— Ежегодно департамент образования Самары, планируя прием первоклас-сников, «промахиватся»: количество детей отличается от планируемых цифр на 1000-1500 человек. Почему так происходит?

— Знаете, как план со школ собирается? Вот я – руководитель школы, мне дают муниципальное задание: какое количество классов вы открываете на следу-
ющий учебный год? Дайте цифру. Я смотрю, сколько у меня помещений, сколько педагогов, и считаю по нормативам, по метрам. Так и формируется ожидаемая численность первоклассников: от возможности школы их принять. Сколько строить детсадов и школ? Чем больше, тем лучше! Поясню. Например, для Октябрьского района, чтобы снять социальное напряжение «здесь и сейчас», надо, чтобы 1 сентября открылась школа на 1500 мест. А есть еще понятие амортизации. Смотрите, школы в Самарском районе располагаются в зданиях, построенных еще при царском режиме. В Отктябрьском районе это здания довоенной и военной эпохи… Помещения малы, еле приспособлены: спортзал на четвертом этаже – ну, куда это годится!

— Есть сейчас точные выкладки, сколько строить и сколько реконструировать в Самаре?

— По пять новых школ нужно строить в каждом районе города. Или капитально реконструировать старые. Если вы помните послание президента, надо стремиться, чтобы дети учились в одну смену. И педагогическое сообщество только «за» односменную работу, за пятидневку. Чтобы у детей было время на дополнительное образование и общение с родителями. Нам нужно 11 садов для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 12-14 садов для детей от 3 до 6 лет. По деньгам это 11-12 млрд рублей. Для сравнения: стартовый бюджет Самары – 15 млрд рублей! За тему совместно с администрацией города мы брались не раз. Это колоссальная работа! И даже при наличии ресурсов зачастую не можем реализовать эти планы.

— Почему?

— Есть причины. В градостроительных правилах есть норма, сколько нужно социальных объектов на количество жилых метров. Чтобы, к примеру, построить школу на 1000 мест, нужно 2,5-3 гектара земли. Это обязательное условие! А где их взять в городе с уплотненной застройкой? Например, решен вопрос о передаче муниципалитету земельного участка на улице Подшипниковой, 27 с разрушенным детским садом, ранее принадлежавшим минобороны, и там строится новый детский сад на 112 мест.  Почему на 112, а не на 200 или 300? А потому, что это не соответствует границам земельного участка: нельзя сделать хотя бы на одно место больше, такого права нам не дают градостроительные нормы и закон.

Вторая причина, скажем так, исторического характера: в пресловутые 1990-е годы муниципальная земля уходила в частные руки, и если бы сейчас в Самаре вдруг появились таблички «Земля куплена, находится в частной собственности», то горожане воочию убедились, что соцобъекты строить-то и негде! Мы получили эффект замедленной бомбы. Все уже подзабыли историю с Загородным парком, который чуть было с молотка не ушел, ведь, не вмешайся тогда общественность и власть, мы бы его потеряли. К набережной тянулись частные руки… Но это знаковые места города. А ведь в Самаре огромное количество участков, которые не привлекают общественного внимания, и здесь смена собственника не вызывает резонанса: так и появляются микрорайоны высоток! Ушли заводы 4 ГПЗ, Масленникова, «Сокол»… А новые хозяева школы и детсады не строят! К сожалению, в законах не прописана норма социальной ответственности застройщика. Например, совсем недавно я узнал, что ЖК «Ботанический» – это не проект сегодняшнего застройщика. Это ранее предполагалась застройка с детским садом, школой, а потом сад был выкуплен, и сегодня там этих объектов уже нет. А школа №58, у которой есть всего 104 места в четырех 1-х классах в наборе 2020-2021 годов, получила 238 заявлений от первоклассников, живущих в этом районе. Школа обязана любой ценой найти помещения, но есть лицензионные нормы, и школу, если она начнет «впихивать» детей, в любой момент могут лишить аккредитации. А огромные очереди в туалет? Детям приходится подолгу стоять в гардероб, чтобы сдать одежду! Зачем же создавать такие немыслимые условия для детей и педагогов?

Подчеркну: мы говорим о наследии, есть «до» и есть «после». Сейчас в комиссии по застройке мы жестко стоим на охране интересов жителей.

— Что может сделать дума?

— Сейчас наша дума работает над обращением к главе правительства РФ Миха-илу Мишустину: готовим законодательную инициативу, чтобы внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс. Речь о том, чтобы возводить пристрои к школам и детским садам в рамках существующих земельных участков, не уменьшая строительную мощность зданий. Сейчас повторно с департаментом образования проводим ревизию по школам Самары, где есть возможность и необходимость возведения пристроев, будем это делать, это здорово поможет снять остроту проблемы.

— Кадры в сфере образования – точка роста или «точка невозврата»?

— Кадровый дефицит – одна из проблем сегодняшней школы. Недопустимая вещь, когда в начальной школе один педагог работает на два класса. Это колоссальнейшая нагрузка, выгорание учителя, физический и моральный износ. В Самаре в этом учебном году многие  учителя начальной школы работают на два класса. В две смены. Им, этим педагогам, при жизни надо памятник ставить! Причина? Педагоги начального образования в школе – самая социально незащищенная категория. Парадоксально, но факт: первый учитель, фигура которого играет колоссальную роль в последующей успешности ребенка, его мотивации к учебе и получению знаний, получает меньше всех!.. Зарплата в школе сегодня может расти только от объема выполняемой работы. И понятно, что чем больше работы, тем меньше времени учитель может выделить конкретному ребенку. Что, безусловно, отражается на качестве образования маленького человека. А если с ребенком перестает разговаривать значимый взрослый, то начинает разговаривать безотказный интернет, разные гаджеты… Итог – негативные социальные последствия. Так образование «расчеловечивается».

— Каков сегодня дефицит учителей в системе образования Самары?

— Самарское образование нуждается в учителях начальной школы. У нас не хватает и учителей-предметников: математики, русского языка и литературы, физики, химии, истории, биологии, физкультуры… Мы должны стремиться, чтобы молодой педагог пришел в школу на базовую ставку, конкурентоспособную на рынке. В начальной школе я бы изменил систему начисления зарплаты, внедрил повышающий коэффициент, влияющий на конечный результат. В этом возрасте еще не поздно проводить коррекционную работу, поэтому надо в школу «привести» и психологов, и дефектологов. Это не роскошь, а ежедневная потребность.

— Есть из этой ситуации выход?

— Да, и он комплексный. Мы активно работаем для повышения привлекательности профессии у молодежи. Речь идет о строительстве муниципального жилья для учителей.

Еще президент высветил проблему – мизерное количество бюджетных мест в педагогических вузах. Должно быть стопроцентное государственное финансирование с последующим обязательством выпускника отработать эти деньги. При сегодняшних рыночных отношениях любой здравомыслящий гражданин подпишет договор на такое обучение.

— Скучаете по школе?

— Да!.. Вот мое директорское утро: подходишь к школе, с остановки идешь, с Оврага Подпольщиков, и видишь – свет горит. Подходишь к крыльцу с улицы Лукачева, в коллектор вода бежит, значит вода есть, все работает. Дверь открываешь и автоматически первым делом руку на батарею –
тепло есть! Идешь на урок по коридору, а там дети поют… Хорошо!

— Когда в последний раз там были?

— Да вот сегодня! Получился урок-встреча в моей родной школе, разговаривали с ребятами о нашей Победе в Великой Отечественной войне. О том, как нам это далось, что делать, чтобы не утратить память, честь и совесть, быть достойными наших дедов и прадедов… За годы работы мы собрали в школе сведения о 57 наших выпускниках, 15 учителях, которые воевали. Почти никто из них не вернулся с фронта.

Мы вообще собираем и храним информацию о выпускниках школы со времени ее основания – показываем нынешним детям, что и в мирное время есть возможность и подвига, и осмысленного труда, возможность реализовать себя в любых сферах жизни, были бы желание и целеустремленность.

Невозможно обучать, не воспитывая. Невозможно обучать и воспитывать «дистанционно», не проживая со своими учениками какую-то часть жизни. Человек может учиться только у человека.

— Из ролей родителя, учителя и председателя думы какая для вас самая важная?

– Если бы мне представилась возможность прожить еще одну жизнь, я бы без сожаления прожил ее, работая в школе. Если мы тратим миллиарды рублей на демографию, выстраиваем институт семьи, хотим, чтобы у нас три ребенка в семье были нормой, а не «многодетной семьей», то нужно заботиться обо всем: чтобы семье было где жить, а не ладить трехэтажные кровати и садиться обедать по очереди. Чтобы мама, буквально в тапочках, могла бы увидеть, как ребенок дошел до крыльца школы, садика, и помахать ему с крыльца подъезда. Вот только мы построили 26-ю школу на 5-й просеке, я выложил в Твиттере про три школьных лифта, про то, как там здорово все устроено, и мне тут же один из самарцев пишет: «А жизнь-то налаживается! Пойду к жене, поговорю насчет второго…» Вот вам и ответ!

Обсуждение закрыто.