Фабрика здоровья

13 июня 2021

Самарскому областному клиническому кардиодиспансеру – 45 лет

СОККД входит в число ведущих кардиохирургических центров России. Здесь осуществляются лечение и профилактика заболеваний сердца и сосудов, более 35 тысяч человек в год проходят обследования и консультации, в стационаре 500 коек. С 2017 года диспансер возглавляет д.м.н., профессор Владимир Горячев, более 30 лет проработавший в системе здравоохранения. Свое учреждение он называет «фабрикой здоровья», и в этих словах заключен большой смысл: ежедневно здесь делают до 35 операций в день, и с хорошим результатом: из этих стен люди выходят более здоровыми, получая качество жизни, которое было до болезни.

Олег ЛУКЬЯНОВ, Светлана ИШИНА; Екатерина ЖЕВАК (фото)

— С какими результатами вы подошли к юбилею? Что у самарских кардиологов есть такого, чего нет в других регионах?

— Сразу скажу: мы не новаторы, поскольку не являемся НИИ и не проводим научных исследований. Наша задача – оказание качественной кардиологической помощи. Но у нас, безусловно, есть направления, где мы работаем успешно, например, работа с врожденными пороками сердца у детей. В СОККД, а также клиниках СамГМУ, больницах им. Середавина в Самаре и им. Баныкина в Тольятти проводится 10 тысяч операций в год, плюс пациенты, которых направляем в федеральные центры. Это неплохой уровень. Мы по праву можем гордиться тем, что за 45 лет из простой больницы выросли до уровня современного кардиоцентра.

Это была обычная больница, но с ярко выраженным кардиологическим направлением, на основе школ Куйбышевского мединститута, созданных профессорами Шестаковым, Кузнецовым и Фатенковым. Кардиохирургия тогда была в зародыше. Наиболее успешно выполнялись закрытые операции, без применения искусственного кровообращения, и задачей было развить это направление до уровня того времени в стране. За это взялся тогдашний руководитель кардиохирургического центра Виктор Петрович Поляков, чье имя сегодня носит диспансер. Был создан коллектив единомышленников, и уже через два года проведена первая открытая операция по замене клапана. Постепенно технологии совершенствовались, мы перешли к операциям с искусственным кровообращением. Но работали на допотопных аппаратах, и результаты были соответствующие. Мы как на богов смотрели на москвичей: они делали протезирование с летальностью 10%, у нас она была выше. Тем не менее каждый год доктора ездили в столицу, учились, постепенно вставали на ноги.

В то время в стране образовалось несколько направлений кардиохирургии: клапанная хирургия сердца, коронарная, хирургия нарушений сердечного ритма, детская, хирургия врожденных пороков сердца. Постепенно мы перешли на одноразовые системы для искусственного кровообращения, что улучшило результаты, и в начале 2000-х достигли европейского уровня. Сегодня мы показываем те же результаты, что и врачи в Европе и США.

— Какие операции из разряда сложных, редких вы делаете сегодня?

— Их несколько. Протезирование аортального клапана сердца из перикарда (оболочки сердца) самого пациента. Протезирование легочного клапана эндоваскулярным методом – в прошлом году наш завотделением рентгенохирургических методов диагностики Тимур Владимирович Кислухин впервые в Самаре сделал эту операцию. Некоторое время назад внедрили технологию ретроградной реканализации коронарных артерий. В детской кардиохирургии с помощью петербургских коллег развиваем методику конусной реконструкции правого желудочка при аномалии Эбштейна. Есть чем гордиться.

— Принимаете ли вы пациентов из других регионов или стран?

— В основном лечим своих, поскольку по большим операциям с искусственным кровообращением работаем на максимуме возможностей. Увеличить количество операций не можем: у нас три операционных, в которых ежедневно делаем по две операции с искусственным кровообращением, т.е. врачи и сестры заходят туда в 8 утра и выходят в 5-6 вечера. Это ежедневная работа, которая уже стала стандартом. Плюс три рентгеновских операционных: в одной корригируем нарушение ритма сердца (четыре-шесть операций в день), в двух других производим стентирование коронарных артерий (около 20 операций в день). То есть в сумме 30-35 операций в день. Так что мы стали своего рода «фабрикой» кардиологического здоровья.

Что касается иногородних, есть пациенты из ближнего зарубежья (Казахстана), но поток невелик, в основном детишки с врожденными пороками сердца. Остальные направления полностью загружены госзаказом, поэтому не можем делать ни платные операции, ни операции иногородним.

— Много лет в Самаре строится новый корпус кардиодиспансера, он как-то решит эту проблему?

— О нем пока рано говорить. Доводилось слышать: зачем вас оснащать, в новом здании будет все. В итоге года три назад мы столкнулись с проблемой массового выхода оборудования из строя. На выручку пришли минздрав и правительство области. На выделенные средства мы купили новый ангиограф, компьютерный томограф, несколько УЗИ-аппаратов. Виктор Кудряшов настоял на выделении средств на аппарат искусственного кровообращения и высококачественный стерилизатор. Хочу поблагодарить наших кураторов из минздрава, председателя правительства и, безусловно, губернатора за эту поддержку.

— Заболевания сердца по-прежнему остаются самыми распространенными в мире. В чем их коварство?

— В том, что и ИБС, и атеросклероз коронарных сосудов подкрадываются к человеку долго и незаметно, а манифестируют бурно и зачастую со смертельным исходом. С этим злом мы боремся всеми силами. После пяти-семи лет массового стентирования (планового, на ранних стадиях) происходит выход на плато и пусть незначительное, но уменьшение количества инфарктов миокарда. Как раз сейчас в Самаре мы находимся на плато. В Петербурге коллеги достигли его три-четыре года назад.

Стентирование не дает развиться инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, аневризме. Человек снова возвращается к прежнему качеству жизни, может полноценно работать, отдыхать. Собственно, мы для этого и работаем.

— Любую болезнь легче предупредить. Как не допустить сердечно-сосудистых заболеваний? В Интернете много советов насчет того, что есть, что пить…

— ЗОЖ, вне сомнений, способствует укреплению здоровья. Но однозначно могу назвать четыре фактора риска: курение, избыточное употребление алкоголя, гиподинамия и гипертония. От них надо бежать как от чумы.

— Как пандемия повлияла на вашу работу? Существует ли сегодня проблема получения кардиопомощи?

— Такой проблемы нет. Недавно я выступал с докладом на коллегии минздрава и привел цифры: лучшим годом по количеству и качеству проведенных кардиоопераций у нас был доковидный 2019 год. В ковидном 2020-м операций было лишь на 9% меньше, но все равно это на 5% больше, чем в 2018 году. В период пандемии мы постоянно принимали кардиопациентов – и с ковидом, и без него, в состоянии, когда человек уже заразен, но ковид еще не выявлен… Болезни сердца не могут ждать. Чтобы минимизировать заражения внутри больницы, мы разработали ряд правил: строжайшее соблюдение масочного режима, обработка рук, измерение температуры на входе, разделение потоков пациентов. Но главное – в каждом отделении (а это, как правило, один этаж) две палаты с каждой стороны, мужская и женская, стали изоляторами, куда заходят только один врач и одна медсестра. Выходя, они полностью переодеваются. Там лежат пациенты с высокой температурой, с подозрением на ковид. Как только ПЦР-реакция выявляет вирус, мы сразу переводим пациента в ковидное отделение. Это позволило минимизировать распространение заболевания.

Слава богу, у нас три отделения хирургического профиля и пять – кардиологического. Закрывается одно отделение – его нагрузку берут на себя другие. Мы научились работать в кратчайшие сроки: сегодня пациент поступает уже со всеми обследованиями, завтра его оперируют, через пять дней выписывают. Такой скорости прохождения больного через хирургические отделения раньше не было. Сейчас это норма, к этому подтолкнул ковид. Эта система останется и после того, как пройдет пандемия.

— Владимир Владимирович, прививки от ковида делать?

— Однозначно да! Я абсолютный апологет прививок. Прививка не спасет от заражения коронавирусом, но она точно спасет вас от тяжелого течения болезни. А оно наблюдается у огромного количества больных. Ковид – самая большая опасность сегодня. Болезни сердца подбираются к человеку долго, а вирус действует молниеносно. Так что делайте прививки. Все остальное потихоньку победим.

Обсуждение закрыто.