Сила – в консолидации

11 июня 2021

Какой должна стать обновленная повестка Союза работодателей Самарской области

О вызовах новейшего времени для экономики Самарской области, о том, как бизнес региона отреагировал на послание президента РФ, какие вопросы поддержки предпринимательства нужно решать в первую очередь и почему проспект Карла Маркса в Самаре «не дается» властям более 50 лет, «Первому» рассказал Борис Ардалин, человек, который в последние 40 лет неизменно находился в ТОПе самарских руководителей. В 1998-2006 гг. Борис Ардалин работал председателем правления, а затем президентом Торгово-промышленной палаты Самарской области, в 2006-2007 гг. – министром транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области. Сегодня, помимо строительного бизнеса, Борис Ардалин – член Совета почетных граждан и ветеранов Самарской области при губернаторе Самарской области, член Совета Союза работодателей.

Оксана ФЕДОРОВА

— Вы стояли у истоков Союза работодателей СО. Есть ли в мировой практике подобные организации или это российское ноу-хау?

— Союз работодателей, я считаю, был создан крайне своевременно: мы переходили на новую систему экономических отношений. При плановой модели экономики приходили указания из министерств, перед которыми отчитывались предприятия. Теперь же началось «свободное плавание», каждый выживал сам по себе. И с властью каждый, как умел, выстраивал отношения. В одиночку на диком рынке выжить было сложно. Нужен был орган, который бы консолидировал предпринимательское сообщество. Тогда губернатором Самарской области был Константин Алексеевич Титов, он поддержал нас, поскольку тоже считал, что такой формат взаимоотношений бизнеса и власти – самый продуктивный. В то же время работала региональная Торгово-промышленная палата, родившаяся еще в советское время. А период перестройки сделал ее очень востребованной. Поэтому шли дискуссии о необходимости учреждения еще одной организации. Однако ТПП – это малый и средний бизнес, а Союз работодателей – крупный, как правило, промышленный. Союз работодателей вошел и в трехстороннюю областную комиссию, где третьей стороной выступили профсоюзы. Именно такая конфигурация оказалась максимально полезной и сыграла роль в становлении новой экономики – не только в регионе, в России в целом.

Сегодня, на мой взгляд, роль и значение Союза работодателей еще актуальнее. В послании президент сказал, что государство готово поддержать отечественный бизнес, в частности, инфраструктурными кредитами. По процентной ставке до 3% годовых! Невиданное дело. Помню, Союз работодателей несколько лет долбил на всех уровнях на власти: давайте нажмем на банки, чтобы они снизили процентную ставку. Но это было нереально: если держатели денег сдали свои капиталы в банки под восемь процентов годовых, то выдавать под три – банку себе в убыток… Поэтому банк, как правило, кредит выдавал под 12%, но если речь шла о социальной ответственности, государственной важности, например, о предприятиях оборонного комплекса, там власть подставляла плечо, брала на себя четыре или пять процентов в виде субсидий из бюджета. Так кредиты становились субсидированными. Так что, говоря уже о сегодняшнем дне и государственном заказе, озвученном президентом, я думаю, что Союз работодателей должен превратиться в своего рода «Дом предпринимательства», где решались бы все насущные проблемы предпринимателя.

— Какие именно?

— Например, юридическая защита. Для решения этой проблемы надо подтянуть лучших юристов, заключить соглашения. Предприниматель почувствует себя защищенным, бизнес его будет развиваться последовательно, системно.

— А в чем тогда роль омбудсмена по защите бизнеса?

— У него пока маловато полномочий. Еще одна из мер правовой защиты – сотрудничество с прокуратурой. Чтобы любое нарушение тут же получало прокурорскую проверку и предостережение.

Вторая проблема – невыдача кредитов. Чтобы получать льготные кредиты под 5% годовых, надо представить большой пакет документов, каждый из которых должен соответствовать определенным требованиям. Здесь бизнесу нужны консалтинговые услуги. Сейчас консалтинг и бизнес не могут широко сотрудничать из-за отсутствия гарантий для бизнеса, а еще из-за недоверия: бизнесмен заплатит деньги, а услуга не будет оказана или окажется низкого качества… Имеет смысл Союзу работодателей заключить соглашение с лучшими консалтинговыми компаниями и выступить гарантом эффективного взаимодействия. Так может быть решен вопрос доступа к дешевым деньгам для бизнеса. Полейте растение в знойный день, и оно расцветет!

Сейчас в Союзе работодателей около 200 членов. Чтобы вошли еще, надо создать профильные комитеты в соответствии со структурой экономики Самарской области и организовать их взаимодействие с властными органами. Так власть будет лучше чувствовать бизнес и понимать, куда направлять усилия. Такие встречи должны стать регулярными, должны рассматриваться конкретные вопросы отрасли. Думаю, эффект от такого формата работы был бы комплексным, включая антикоррупционный.

— В послании к жителям области губернатор назвал приоритетным вопрос о повышении пропускной способности дорог, их ремонте и строительстве, работе общественного транспорта. Вы с 2006 по 2007 год были министром транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь?

— Дорогами надо заниматься всегда. Количество транспорта растет как на дрожжах, поэтому надо делать дороги, которые смогли бы обеспечивать пропуск транспорта, обслуживающего экономику. Регион в последние годы всегда был в лидерах. В Самарской области разветвленная сеть дорог с хорошим покрытием, и это здорово. Но вот дороги областной столицы требуют серьезных вливаний. Настоятельная потребность – проспект Карла Маркса, о необходимости которого речь ведется с советских времен. Эту дорогу обязательно надо делать!

— Почему она не дается властям лет вот уж 50?

— Дорогостоящий проект. Еще один фактор – сменяемость властных команд. Только вопрос решится на федеральном уровне – федерального министра переведут или губернатор сменится. Сейчас мы, как никогда, близки к решению, учитывая, что губернатор Дмитрий Азаров обладает сильными лоббистскими возможностями. Думаю, проспект Карла Маркса надо поэтапно вводить в транспортную сеть города. Очень надеюсь, что мы с вами увидим это.

— В последние годы международные отношения России и стран Запада сузились. Может ли Союз стать мостом в преодолении этих сложностей?

— Думаю, да. Межгосударственные отношения обязательно должны подкрепляться коммуникациями бизнеса, личными контактами деловых людей. Это, уверен, будет давать результат и укреплять международные взаимоотношения государств.

— 2021 год объявлен в нашей стране Годом науки и технологий. Как известно, вы кандидат экономических наук. Чему была посвящена ваша научная работа?

— Логистике. Логистика – кровеносная система развития экономики, это моя тема по жизни, чем бы я ни занимался: работал ли в ТПП или возглавлял министерство. Когда я пришел в правительство региона, вся пресса, все СМИ долбили власть за плохие дороги. И я решил ответить ремонтом Московского шоссе и Ново-Садовой. Ремонтом европейского уровня! И все замолчали. Затаили дыхание: началось, только бы не спугнуть!

А ведь было непросто. Помню: докладываю Титову, он дает добро, цена вопроса – 600 млн рублей на обе дороги, и вдруг какие-то силы вмешиваются, тормозят. Собирается целое совещание, на котором отдельные министры говорят: нет, не стоит, уже апрель, не успеем освоить… и т.д. Я вспылил: «Раз сказал, значит, сделаю!» Титов говорит: «Что ж ты тендер не объявил?» Поправляю губернатора: «Тендер объявлен, результаты будут уже через две недели». Титов: «Ну раз объявил – иди, работай!» Вот так исторический ремонт самарских дорог и начался. А когда закончился, губернатором был уже Артяков, и именно он (а не Титов) ленточки перерезал…

— Какие интересы Союза могут быть реализованы благодаря Году науки и технологий?

— Хотелось бы видеть прорывы в базовых для экономики губернии отраслях. К примеру, участие РКЦ «Прогресс» в проектах Роскомоса, освоение новых видов ракет, которые помогут россиянам первыми долететь до Марса и не позволят американцам колонизировать эту планету безраздельно.

Обсуждение закрыто.