В Ставропольском районе продолжаются съемки художественного фильма о знаменитой иконе
В селе Ташла продолжаются съемки художественного фильма «Икона». В его основе – реальное событие: обретение в 1917 году иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед». О том, как идет работа над фильмом и как прикосновение к святыне меняет жизнь людей, «Первому» рассказали ректор Поволжского православного института Димитрий Лескин и режиссер Роман Каргаполов.
Светлана ИШИНА
Роман Каргополов: Работа идет своим чередом. Недавно мы вернулись из Греции, сняли там очень красивый вид горы Афон, эпизод, когда один из героев фильма, паломник, на пароме плывет к этой горе. Этот эпизод будет в финале: герой, который в начале фильма был очень далек от веры, едет на Афон. Встреча с иконой изменила его жизнь.
— А в жизни так бывает?
Дмитрий Лескин: Конечно. В этом и ценность фильма!
— Влияет ли на жителей Ташлы близкое присутствие святыни?
Д.Л.: Когда человек прикасается к святыне, он не может не отреагировать. Но реакция бывает разной. Иногда человек может испытать такой дискомфорт, что отринет от иконы, как черт от ладана. Значит, душа не готова принять свет. Но слава Богу, у большинства людей при прикосновении к святыне происходит пробуждение души. Человек о чем-то задумывается, к чему-то прислушивается и в результате внутренне меняется.
— Отец Дмитрий, что для вас лично Ташла, икона Божьей Матери «Избавительница от бед»?
Д.Л.: Это особое место. Мои родители в 1980-е годы здесь венчались, знали ныне почившего батюшку отца Николая. Я брал благословение перед этой иконой на начало моего высшего образования в Московском университете. Став священником, неоднократно в этом храме бывал и бываю. Это место родное, близкое. Не только для меня, для всех православных тольяттинцев, самарцев, а теперь уже и для многих жителей других городов. В дни церковных праздников и в обычные дни мы видим, как к иконе и к источнику устремляются верующие и даже не сильно верующие –такие тоже есть. Их много, они приезжают каждый день. Именно поэтому я считаю, что идея создать полнометражный художественный фильм, посвященный этой иконе, – прекрасная и правильная идея. Мы знаем Ташлу как место реальной духовной силы. И фильм у Романа как раз об этом.
— Людям хочется верить в чудеса, они ждут сверхъестественных событий, чудодейственных исцелений. Такие действительно случаются?
Д.Л. : Смотря что считать исцелением. Никаких фокусов не происходит. Но у большинства людей после общения с иконой очищается душа, они начинают ощущать Божью благодать, снова и снова приезжают сюда поклониться Богородице. Разве это не исцеление? Из личного опыта, опыта моих друзей и близких могу засвидетельствовать: у множества людей, которые здесь бывают, происходят хорошие изменения в жизни. Пробуждается душа, человек становится лучше, чище.
— Не кажется ли вам эта тема сложной для кинематографа? И насколько допустим художественный вымысел?
Д.Л.: Я думаю, что допустим. Да, тема сложная. Но творчество – сфера, где человек должен быть свободен в проявлении таланта. Кинематограф часто выпускает фильмы на потребу публике, которые, мягко говоря, не облагораживают души людей, а служат привлечению внимания масс. Поэтому когда кинематограф берет священную тему, перед которой надо по-библейски даже как бы разуться, как Моисей разулся перед Неопалимой Купиной, то это замечательно! Я уверен, что режиссер, актеры, сценаристы – люди большей частью верующие и благоговейно относятся к святыне. А раз так, то все получится.
Что касается вымысла, я уверен: это не просто допустимо, а обязательно нужно. Потому что художественный фильм не должен претендовать на безусловную, единственно верную трактовку, на то, чтобы быть исторически документальным. Фильм – это личностное прочтение событий. И прочтений может быть много. Главное, чтобы они делались с чистым сердцем. Я уверен, у Романа и его единомышленников чистые помыслы, чистые сердца.
— Роман, накануне съемок вы провели время в Ташле. Что вам это дало?
Р.К.: Действительно, когда мне доверили заниматься этой темой, я поселился в Ташле. Три недели Великого поста прожил в монастыре. Много читал, изучал документы, общался со священнослужителями и прихожанами, потомками очевидцев тех событий. Это бесценный опыт. Конечно, я был удивлен рассказами о чудесных исцелениях и обо всем, что происходило вокруг этой иконы в советское время. Были гонения на церковь, и люди не раз спасали эту икону. Потом началось возрождение веры, постепенно возродился храм. Мне посчастливилось жить в келье отца Николая, который много сделал для возрождения храма. Я испытал глубокие чувства, работая там. Думаю, эти переживания отразились на моем восприятии истории чудотворной иконы.
— Сценарий фильма был написан в Ташле?
Р.К.: Да, первоначальный сценарий я создал там, в те три недели, вместе с моей супругой Александрой – продюсером фильма. После этого его дорабатывала драматург. Отдав его на прочтение священнослужителям, очень переживал, думал, многое исправят. Но корректировок оказалось на удивление мало. В том числе и потому, что наш драматург хорошо разбирается в теме.
— Съемки фильма проходят на территории ташлинского источника, часовни. Как относятся к этому прихожане храма, конфликтов не было?
Р.К.: Нет, нас встречают очень тепло! Все понимают значимость нашего проекта, помогают чем могут. Никакого дискомфорта съемочная группа не испытывает.
Д.Л.: То, о чем вы спросили, на самом деле давно в прошлом, когда человек с камерой воспринимался в церковной среде как инородное тело. Конечно, если кто-то не знает правил поведения в храме, определенная реакция возникнет. Но команда у Романа профессиональная и знающая, все, кто работает над фильмом, люди верующие, как и люди, живущие рядом с источником. И Роман прав: действительно, среди сельчан много тех, кто помнит период обретения и прославления иконы, ее свидетельства уже как всероссийской святыни. Они много могут рассказать, и их свидетельства уникальны. В первые годы после революции во всех соседних селах – Мусорке, Ташелке, Бинарадке – даже каменные храмы были разрушены. А этот, маленький, скромный, деревянный, уцелел – это удивительно! Икона «Избавительница от бед», которая явилась в 1917 году, на рубеже, когда Россия погружалась в пучину бедствий и страданий, стала огромной надеждой для многих. Роман в своем фильме это замечательно показывает. Дай Бог, чтобы таких проектов было больше!
— Отец Дмитрий, не могу не коснуться темы, которая активно обсуждается в СМИ и Интернете, – создание в Ташле паломнического центра и детского православного лагеря. Ваше отношение к этим проектам?
Д.Л.: В определенной степени я вовлечен в этот процесс, идея родилась у главы нашего региона Дмитрия Азарова и нашего владыки Сергия. Безусловно, паломнический центр нужен, поскольку святыня действительно стала всероссийской. Иногда говорят, что Ташла станет самарским Дивеево. Не знаю, может быть и так, но чтобы это произошло, должно пройти немало лет, идея должна вызреть.
Будет замечательно, если нам удастся создать духовно-культурную агломерацию и в ее рамках возродить культурные традиции соседних сел. Мне импонирует идея связать их туристическими тропинками, культурными арт-объектами, создать детский лагерь, открыть книжные магазины, организовать места и площадки для свободного общения. Думаю, жители городов смогут лучше узнать и полюбить сельскую жизнь, это важно при нынешнем положении села. Человек должен любить землю, и жизненные дороги должны привести в его к храму. Думаю, проект может поспособствовать этому. Как и кинокартина Романа Каргополова, у которой есть все шансы выйти в свет и обрести своего благодарного зрителя.
— Роман, когда премьера?
Р.К.: Очередной этап съемок у нас запланирован на конец сентября, к зиме хотим закончить съемочный процесс. А премьеру намерены выпустить к Пасхе. Надеюсь, ничто нам не помешает.